Педагогическая философия учителя
статья на тему

Мухаметзянова Татьяна Александровна
Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моей классной руководительницей Фомичевой Мариной Ефимовной. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Она, как огромная, пылающая ярким огнём звезда, «горела» сама и «зажигала» других. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд моего учителя как тёплый лучик солнца, подбадривал, согревал и как бы говорил: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!». Как мне тогда хотелось быть хоть чуть-чуть похожей на неё. Вот так сама, того не зная, Марина Ефимовна, направила меня по пути, ведущему к профессии педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_filosofiya_uchitelya.docx298.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ  УЧИТЕЛЯ

Быть мудрым и добрым наставником, обучая, учиться вместе с детьми, всегда делиться с ними улыбкой и хорошим настроением.

Мне звезда упала на ладошку,

И спросила я: «Откуда ты?»

«Указать хочу тебе дорожку,

По которой вместе нам идти,-

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел,-

Не смотрите, что невелика я,

Я умею делать много дел …»

         Никогда не задумывалась, почему стала учителем и только сейчас, вспомнив малоизвестную песню о звёздочке, я поняла, что это произошло не случайно.

      Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моей классной руководительницей Фомичевой Мариной Ефимовной. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Она, как огромная, пылающая ярким огнём звезда, «горела» сама и «зажигала» других. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд моего учителя как тёплый лучик солнца, подбадривал, согревал и как бы говорил: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!».  Как мне тогда хотелось быть хоть чуть-чуть похожей на неё. Вот так сама, того не зная, Марина Ефимовна, направила меня по пути, ведущему к профессии педагога.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны  мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда звездой прекрасной стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

        Я понимаю, что вся наша жизнь состоит из выбора. Каждый учитель имеет право выбрать, каким ему быть!

        Ремесленником, который по готовым размерам и образцу, вытачивает деталь – ученика, или астрономом, открывающим новую звёздочку. Считать результат в обучении главным критерием оценки своей деятельности, или помочь в раскрытии заложенного в каждом ребёнке потенциала и в обретении им собственного «я». Подтверждать своё превосходство над учеником или положить в основу общения равенство. Принуждать и подавлять или побуждать и уважать. Быть укротителем или Учителем!

        Я выбрала всё, что после «или». Думаю, что сделала правильный выбор.

        И вот очередной мой первый класс…

        Я стою, полная надежд и тревог, смотрю на своих учеников. Какие красивые дети, сколько улыбок! Они ещё не знают меня, но уже посылают очаровательный свет – свет своей чистой, маленькой детской души, смотрят на меня доверчивыми глазами. Мои дети, как маленькие звёздочки. Одни ярко горят-жаждут знаний, другие едва мерцают – тревожатся, переживают.

        Моя задача: «зажечь» их так, чтобы все они ярко и уверенно сияли, даря окружающим свет, тепло, радость.

        Мы смотрим, друг другу в глаза и понимаем, что первый контакт состоялся: «Я люблю вас, дети, я помогу вам, я подарю вам частичку своей души, а вы? Вы поможете мне?»

        Л.В. Занков говорил, что никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учеником. И мне очень близка его позиция.

        Решая проблемную ситуацию на уроке, я стараюсь выслушать мнения всех учеников. Они спорят, доказывают, фантазируют, вовлекают в обсуждение всё новых и новых участников. Никто не остаётся равнодушным, даже те, кто молча сидел и с интересом наблюдал за происходящим. И вот все суждения выслушаны, спор закончен. Мои дети замолкают и вопросительно смотрят на меня: «А как же будет правильно, Татьяна Александровна?» Мы принимаем все версии и начинаем доказывать или отвергать каждую. Иногда для этого нужно проделать опыт, провести эксперимент, смоделировать ситуацию, сходить в библиотеку, чтобы посмотреть нужную литературу. Дети загораются и с интересом «докапываются» до сути. Не остаются безучастными и родители, ведь нередко приходится прибегать и к их помощи. Такие уроки требуют огромного количества времени, но они и запоминаются лучше, заставляют детей мыслить, творить, преобразовывать, развивают, учат общаться друг с другом. И я искренне радуюсь. Это мои дети! Они заискрились, засветились, смогли разрешить проблему, совершили свое «открытие», и  каждый внёс посильный вклад в понимание истины,  и продвинулся на одну ступеньку вперёд в познании, даже самый слабый.

        Шаг за шагом, год за годом мы с интересом «открываем» друг друга. Мои маленькие «звёздочки» становятся умнее, сильнее, увереннее в себе. Уже свет и тепло своей души они дарят не только мне, но и друг другу. Они идут дальше, освещая окружающих своим тёплым, добрым сиянием. Я наблюдаю за каждым из них, искренне радуюсь, горжусь и переживаю, ведь в них есть частичка моей души.

        Мои дети, вы растёте, каждый из вас талантлив! Летите мои маленькие звёздочки, дарите радость людям. Идите дальше своего учителя. Я же остаюсь, чтобы продолжить свой путь: «…через тернии к звёздам!»                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая философия учителя начальных классов Копиной В. А.

НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ТАКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ УЧАЩИЙСЯ СТРЕМИЛСЯ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ И БЫЛ АКТИВЕН НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА...

«Моя педагогическая философия» Каким должен быть учитель «Новой школы»?

Каким должен быть учитель «Новой школы»? Задумавшись над этой проблемой, я поняла, насколько данный вопрос необъятен, многогранен и сложен. Мне кажется, что учитель «новой школы»  должен быть про...

Моя педагогическая философия "Я - учитель!.."

Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композ...

Эссе «Моя педагогическая философия» на школьный конкурс «Учитель года»

в своей статье я рассказываю о себе, начале своей профессии, поделюсь своими впечатлениями и мечтами...

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...