Эссе «Моя педагогическая философия» на школьный конкурс «Учитель года»
статья по теме

Удалова  Елена  Борисовна

в своей статье я рассказываю о себе, начале своей профессии, поделюсь своими впечатлениями и мечтами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)   образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными   возможностями здоровья «Большекрутовская

специальная (коррекционная) общеобразовательная    школа-интернат VIII вида»

Эссе  

«Моя  педагогическая  философия»

на школьный  конкурс

«Учитель года»

Подготовила

учитель начальных классов

Удалова Елена Борисовна

        2015 год

 

Когда человек не знает, к какой

пристани  он держит путь, для него

ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Я с самого  детства знала к какой пристани держать путь – это школа. Поэтому не случайно  получила  среднее  -  специальное  образование  в  1999  году,  окончив  Городецкий  педагогический  колледж. Моя педагогическая  трудовая  биография  начиналась  с  воспитателя  детского  сада  «Родничок»  в  деревне  Большие  Круты  и  продолжалась  с 1999 года  по  2000 год.  

Но жизнь иногда распоряжается не так, как хотелось бы человеку и вносит свои коррективы. Мне пришлось на время забыть свою  пристань «Школа» и попробовать себя  в другой сфере. Прошли годы, и я поняла, что это не мое. И  лишь  в  2010  году  мне  вновь  улыбнулась удача  продолжить  педагогическую  деятельность.

Я, Удалова  Елена  Борисовна, 15  марта  1980  года  рождения переступила  знакомый, родной  порог школы. Той  самой школы, в которой училась и была ученицей, а теперь я учитель начальных классов  МКС(К)ОУ  Большекрутовской  школе  -  интернат  VIII вида.  Прошла   курсовую  переподготовку  в ГБО ДПО «НИРО»:

17.10.2011 – 29.10.2011 г «Методы оценки учебных достижений учащихся»

28.11.2011 – 09.12.2011 г «Развитие  ручных  умений  и навыков у  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья»

08.04 2013 – 05.10.2013 г «Современные подходы к коррекции и обучению младших школьников  в условиях ФГОС и СФГОС»

В  2014 -  2015  учебном  году учебная  нагрузка  составляет  36  часов,  так  как  обучается  второй  и  четвертый  класс-комплект.  Во 2 классе  5  человек,  в  четвертом  классе  9  человек.

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь: трудным или тернистым,  легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ли ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Именно с этого начинается деятельность учителя начальных классов.

 Я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?    Мне очень важно, с каким настроением ребята уйдут с урока, что расскажут родителям.
Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда вижу живой блеск в глазах своих учеников. Глаза, глазёнки, глазищи… Смотрят, изучают, оценивают, просят о помощи…  Глаза моих учеников. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я – первый учитель.
Кто же, как не я, буду учить ребят организовывать ученическое самоуправление, развивать в учениках терпение и приятие других, воспитывать уважение к старшим, развивать чувство гордости за свою Родину, любовь к труду? А еще держаться на сцене, читать стихи, вести программы? В общении с детьми я раскрываю себя. Творческий процесс – создание спектакля, представления, любого общего дела – доставляет мне и моим ученикам огромное наслаждение. В эти минуты я и артист, и постановщик, и психолог, и художник, и вдохновитель... Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что все не зря! И я испытываю огромное удовольствие, когда ученики с интересом берутся за любое дело, с восторгом сообщают о своих свершениях, успехах или ждут совета в случае неудачи. Они идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно! Но чтобы зажечь других, я должна сама не тлеть, но гореть. Как прожить так, чтобы не иссякла энергия творчества? Терзают вопросы: интересна ли я ребятам, что могу дать им полезного?

Мне бы им придумать что-то такое,
Такое, чтоб было приятно для всех.
Быть может, наверное, счастье построю большое,
Либо сваяю для всех грандиозный успех.

За четыре года мои ученики становятся моими детьми. Первый мой выпуск – это как невозвратимая потеря части души… Только учителям известна обида и ревность собственных детей. Нет, не люблю я их больше, чем своих, но люблю…

Мы, работающие в школе, черпаем живую энергию детства и, как никто, должны всегда помнить собственное детство и не «взрослеть», то есть не черстветь душой. Помните слова Руссо, обращенные, как я теперь понимаю, именно к нам: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»? Без этой любви к детству в школе нечего делать.

Перелистав известные тома,
Мы учим жить словами и сердцами.
Мы знаем, наша помощь им нужна-
Ребятам с любопытными глазами…

   В последнее время в начальных классах общеобразовательных школ уделяется особое внимание интегрированному обучению, потому что на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами. Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.

Интегрированный подход в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта должен осознаваться как актуальная потребность современного образования.

Анализ особенностей познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, а так же структура уроков специальных (коррекционных) школ VIII вида свидетельствуют о возможности использования интегрированных уроков, которые способствуют развитию самостоятельности, познавательной активности и интересов младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.

С учетом возрастных особенностей младших школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя должны быть обращены к личности ученика, способствовать всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся,

побуждать их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

В последнее время в начальных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида уделяется особое внимание интегрированному обучению. И это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования  и  с  2014 – 2015 учебного  года  я  заинтересовалась интегрированным обучением и стала работать над темой  «Интегрированный  подход к обучению в начальных классах, как актуальная потребность коррекционного образования».

Хочется отметить развивающие возможности интегрированного урока.

Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип системности обучения (если комплекс учебного материала отвечает целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности, множественности).

Во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.), тем самым развивая логичность, гибкость, критичность.

 В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Начальная школа может  должна сделать нечто более важное и существенное, чем просто обучить чтению,  письму и счету, так как стимулирование интеллектуальной активности в период формирования личности любого ребенка имеет такое же значение для его последующих успехов, как и природные способности.

Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя — нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании у них эмпатии, то есть чувства сопереживания, умения эмоционально отзываться на переживания других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии растений, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники.

Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с нарушениями интеллекта. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм.

Пусть любовь согреет моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.

Обдумав все, я делаю вывод -я счастливый человек. Счастливый, потому что профессия моя – это радость от общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, когда я вижу благодарность и улыбки на лицах ребятишек.
Да, я счастливый человек, потому что я с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с коллегами – моими единомышленниками, живущими в бешеном ритме жизни, способными творить: наравне с учениками играть, танцевать, петь, заняться спортом, пойти в поход и поехать на экскурсию. А главное давать качественные и разносторонние знания.
            Конечно, я счастливый человек, потому что, придя домой, я буду продолжать думать о том, что надо сделать еще, и еще…

        «Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе к профессиональному конкурсу "Учитель года ЮВАО - 2014" на тему "Москва - столица образования и культуры".

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Эти изменения могут касаться нас в большей или меньшей степени. Но изменения в образовании привлекают особое внимание, так как имеют отношение практически ко в...

Эссе на профессиональный конкурс "Учитель года - 2017"

ЭссеЯ – учитель.Учитель – тот, кто с добротой выводитблуждающего на его дорогу.Квинт Энний, древнерусский поэт.Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит о...

Эссе на Республиканский конкурс "Педагог года Калмыкии-2017" "Я-учитель"

Эссе на Республиканский конкурс "Педагог года Калмыкии-2017" "Я-учитель"...

Эссе "Я-учитель". (Конкурс 2019 года - "Учитель года")

Сочинение эссе на тему "Я- учитель". Конкурс 2019 года  "Учитель года"...

Эссе для областного конкурса "Учитель года Дона-2019" на тему: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека"

Эссе для областного конкурса «Учитель  года Дона-2019»на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Автор: Штенская Наталья Сергеевна,учитель рус...

Эссе "Конкурс педагогического мастерства" Учитель года 2020 "Век живи! Век учись!

Моя биография в стихотворной форме. "Почему я стала учителем"...