Артикуляционная гимнастика
материал на тему

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Артикуляционная гимнастика.

В  артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

  • Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
  5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
  6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
  7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
  9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное  выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
  11. Совершать предыдущие  два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
  12. Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
  13. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
  14. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
  15. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
  16. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
  17. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.
  18. Взять левой рукой правый локоть, согнув кисть правой руки под прямым углом к предплечью, и на образовавшуюся «полочку» положить подбородок. Выдвинуть подбородок открыть рот так, чтобы подбородок не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения (подбородок вперед, нос вверх).
  19. Соединить предыдущее задание с оттопыриванием нижней губы и подъемом верхней (по очереди и одновременно).
  20. Выполнить последовательно в одном движении 16 и 19 задания.
  21. Максимально открыть рот, обнажить зубы, наморщить переносицу, включить мышцы под глазами, широко открыть глаза и сделать 4 движения языком вперед-назад, при неподвижной челюсти и губах.

Игры- упражнения на артикуляцию

«Обезьянки».

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

«Град» (массаж лица).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

«Ночной лес».

Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):

Кто-то выл (в-в-в),

А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),

Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),

Кто то топал (топ-топ-топ-топ),

Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),

Кто-то укал (у-у-у-у)

И кричал (Ау-ау-ау-ау),

Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать):

А-а-а-а (шепотом).

Игры и упражнения на развитие артикуляции

«Эхо».

Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.

Игры на четкое проговаривание согласных звуков

«Поезд с арбузами».

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».

«Ходьба».

Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».

«Зоопарк».

Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.

«Хоровод».

Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.

В процессе дифференциации используется разнообразный материал.

«Сгибание и разгибание туловища».

Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)

«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).

Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» —дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.

«Поезд».

Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов — руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.

«Гуси».

Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

«Самолеты».

Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ «Веселый пятачок»:
1. на счет «раз» губы вытянуть вперед, как пятачок у поросенка; на «два» губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов;
2. вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, влево и вправо;
3. пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую;
Заканчивая упражнения, предложить детям полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот е, приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открыв рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуть, мягкое небо поднято, гортань опущена).

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед, медленно двигается вправо — влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо — влево, вверх — вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.


УПРАЖНЕНИЯ НА ТРИ ВИДА ВЫДЫХАНИЯ

Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер — ССССССС...
Шумят деревья — ШШШШШ...
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит — 3333333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Например: мотоцикл. Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР! РРРРР!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ
С МЯГКОЙ АТАКОЙ
БОЛЬНОЙ ЗУБ
Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
КАПРИЗУЛЯ
Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
Упражнения, помогающие найти правильное направление звука и активизировать работу резонаторов
Тщательная тренировка речевого дыхания и небной занавески с маленьким язычком должна подготовить хорошую открытую глотку (положение зевка). При включении звука это создаст благоприятные условия для ровного и длительного выдоха и хорошего резонирования.
Упр.1. сделать вдох носом, рот раскрыть (между зубами расстояние два пальца, кончик языка прилегает к корням нижних зубов). Сомкнуть только губы, собрав их к центру (артикуляция звука «у»), и в таком положении постараться «показать» горло (имитация зевка). Затем медленно и  ровно не меняя положения зевка, начать выдыхать. В середине выдоха на звуке удобной высоты и собранными губами следует издать протяжный, но мягкий стон (м-м-м). Необходимо повторить упражнение, изменяя высоту звука то вверх, то вниз. Если при низком звуке в верхней части грудной клетки чувствуется легкое дрожание, а при высоком звуке в лицевых костях и голове ощущается вибрация – значит, звук попал в грудной и головной резонаторы. Следует запомнить эти ощущения и сделать упражнение в удобном среднем регистре. Нижняя челюсть, язык, шея должны быть свободны. Упражнение повторить много раз, увеличивая продолжительность звучания «м».
Упр.2. выполнять как упражнение 1, но после звука «м» нужно перейти к простой музыкальной  фразе из известной песни «Пусть бегут неуклюже…», попытаться удержать все звуки в одном направлении, то есть в фокусе, и сохранить ощущение вибрации в голове и груди. Постепенно количество музыкальных фраз нужно увеличивать.
Упр.3. выполнять как предыдущие, только после музыкальной фразы (распева) необходимо произнести текст, сохраняя все звуки в фокусе, а в груди и голове ощущения вибрации.
Когда выработано ощущение направления звука и его отражения, можно переходить к изначальным упражнениям по развитию и укреплению природного звучания голоса. В работе над дыханием со звуком используются две интонации: «распевная» и «речевая». Упражнения выполняются в следующем дыхательном режиме: короткий выдох через плотно сомкнутые  губы (со звуком «пффф»); пауза – подготовка ко вдоху; спокойный с удовольствием вдох; пауза – подготовка к выдоху, во время которой ротовая полость принимает «положение зевка»; выдох со звуком в этом положении. Упражнение повторяется несколько раз.
Упр.4. освободить плечевой пояс, шею, голову, руки, зубы разомкнуть, губы сомкнуть. Создать ощущение зевка и издать протяжный звук «м» (стон). Ощутив вибрацию в головном  и грудном резонаторах, мягко, без толчков, перейти на гласный звук «мо-о-о». В конце выдоха  оборвать звучание, выдержать паузу и повторить этот слог в речевой интонации на той же высоте.
Упр.5. повторить упражнение 4, с добавлением других слогов с согласными звуками: мо, бо, во, го, до, жо, зо, ко, ло, мо, по, ро, со, то, фо, хо, чо, шо, що. Артикуляция согласных должна быть точной и четкой. Постепенно отрабатываются все согласные и гласные.
Упр.6. упражнение выполняется, как и предыдущее, но с произнесением слогов. При этом следует менять высоту звуков: вначале произносить их в среднем звучании, потом по ступенькам все выше и выше, потом все ниже и ниже. Необходимо следить, чтобы звук был свободным и все слоги попадали в «фокус».
Упр. 7. Вырабатывает навык повышения и понижения голоса в строке. Сделать вдох носом, создать ощущение «зевка» и на ровном спокойном выдохе, в среднем звучании произнести одну строчку стихотворения или пословицу. Начинать тренировку можно с любой интонации, наиболее удобной для учащегося. Вначале сделать паузу, затем вдох. Повысить или понизить звук и на выдохе произнести избранную фразу. Таких изменений высоты звука в упражнении должно быть 4 – 5. Ударная гласная должна  быть широкой, крупной, точно направляться в «фокус» звука. При повышении голос не должен усиливаться, при понижении «проваливаться»  в  глотку и затихать.
Примеры текстов:
«Красно поле пшеном»;
«Не красна изба углами»;
«Ворон к ворону летит,
Ворон, где б нам пообедать,
Где бы нам про то проведать».
Когда навык верного звучания выработался на 3 – 4 строках, в качестве примера берутся стихотворения из 4 – 6 строчек. Это закрепит правильное звучание голоса на различных звукосочетаниях.
Упр. 8. Упражнение выполняется по тому же принципу, что и предыдущее. Только каждое понижение и повышение звука соответствует определенной строчке текста.
Упр.9. Рассчитано  на развитие навыка повышения и понижение звука по словам. Начиная с нижней или верхней ноты, каждое слово повышать или понижать на одну «ступеньку» (полтона). При этом каждый раз брать дополнительное дыхание и делать выдох на каждом слове.
Примерный текст:
Мельник
        На ослике
          Ехал
             Верхом.
                   Мальчик
                           За мельником
                               Плелся
                                         Пешком.
Глянь-ка,-
     Толкует
         Досужий
             Народ,-
                 Дедушка
                        Едет,
                           А мальчик
                                   Идет.
                                      Глянь-ка.
После того, как первоначальные навыки владения голосом приобретены, необходимо переходить к тренировке дыхания, голоса в следующих текстах.
Пословицы
Паши, не лениво, поживешь счастливо.
Хвалился, хвалился, под гору свалился.
Чужбина – калина, родина – малина.
(повторяется звук «и»)
Красно поле пшеном, а речь умом.
Кто проворен, тот доволен.
Поговорке – цветочек, а пословице – ягодка.
(повторяются звуки «о», «е»)
Не красна изба углами, а красна пирогами.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Сад красен оградой, а лоза виноградом.
Молод годами, да стар делами.
(повторяется звук «а»)
Честь честью, да дело делом.
Ешь пока хлеб свеж.
Терпенье дает уменье.
За морем теплее, а у нас светлее.
(повторяется звук «е»)
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Наука не мука.
Был бы друг, будет и досуг.
Чем больше науки, тем умнее руки.
(повторяются звуки «у», «ю»)
 Стихи
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
(А.Пушкин. Руслан и Людмила)
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят.
И молча в открытое море
Чугунные пушки глядят.
(М.Лермонтов. Воздушный корабль)
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли»
(Н.Некрасов. Несжатая полоса)
Ночью месяц, полон блеска,
Ходит тучи серебря.
Днем в окно тепло и резко
Светит солнце января.
(А.Фет. Весна на юге)
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
(А.Фет. Летний вечер тих и ясен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...