Планирование
рабочая программа (1 класс) на тему

Коломейцева Ирина Васильевна

Курс «Музей в твоём классе» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности.


 

Программа составлена на основе авторской программы Н.А. Чураковой и О.В. Малаховской «Музей в твоём классе» ( в рамках программы внеурочной деятельности УМК Перспективная начальная школа) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учётом образовательного процесса школы.

Необходимость создания рабочей программы обусловлена существенным увеличением количества часов, отведённым на этот курс ( с17 часов до 34 часов), а также внесением изменений в содержание репродукций картин художников, исходя из своих возможностей.

Программа адресована уч-ся 1-4 классов и рассчитана на 33 часа в год: 1ч в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_v_moyom_klasse.odt24.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

                                                                   МОУ Лицей г.Истры

 Рассмотрено                                                                                     Согласовано                                                                                                                         Утверждаю

на заседании кафедры                                                     Зам. Директора по УВР                                                                                                                  Директор ОУ

_____________________                                               ___________________________ФИО                                                                       _________________________________ФИО

___________________ФИО

№ протокола___________                                               «_________»___________________2013г                                                             «__________»_____________________2013г.

«_______»______________2013г

                                                                                                    Рабочая программа

            Внеурочная деятельности по теме  __« Музей в твоём классе»_____________________________________________

            Учебный год             ___ 2013-2014_______________________________________________________________

           Количество часов в год ____33часа_______________________________________________________________

           Количество часов в неделю_____ 1 занятие ( 1час)__________________________________________________

   Учитель 1-Г класса :___Коломейцева И.В.           ФИО

                                                                               

   Пояснительная записка

Курс «Музей в твоём классе» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности.

 Программа составлена на основе авторской программы  Н.А. Чураковой и О.В. Малаховской   «Музей в твоём классе» ( в рамках программы внеурочной деятельности УМК Перспективная начальная школа) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учётом образовательного процесса школы.

            Необходимость создания рабочей программы обусловлена существенным увеличением количества часов, отведённым на этот курс ( с17 часов до 34 часов), а также внесением изменений в содержание репродукций картин художников, исходя из своих возможностей.

  Программа адресована уч-ся 1-4 классов и рассчитана на 33 часа в год: 1ч в неделю.

 

              Цель программы :

 -создание условия для формирования  у младших школьников чувства прекрасного,  эстетических чувств и предпочтений,  ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни через совместную деятельность по рассматриванию и описанию живописных картин.

 Задачи программы:

-познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

  • -дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;

-сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

Основные формы организации занятий:  аудиторные , видеолекция , игра, экскурсии, выставки, проекты. Преобладание аудиторных занятий обусловлено особенностями методики работы по пособию «Музей в твоём классе».

                  Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

                 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музей в твоём классе»

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

                                                                                                 Личностные УУД:

  •                  -осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;

                      -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

                      -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

                                                                                              Регулятивные УУД:

Научится: -принимать и сохранять учебную задачу;

 -учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

                                                                                              Познавательные УУД:

Научится:

-ориентироваться в жанре картины.

-определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

-освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

-внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

-устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

-объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

-оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

                                                                                          Коммуникативные УУД:

Научится:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

                   

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Музей в твоём классе».

Обучающиеся научатся:

  •                         -распознавать разные жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой и исторический жанр);

                                -внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;

                                 -оформлять в устных  высказываниях свои наблюдения и выводы.

                                -находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;

                                -устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.

№ п/п

дата

тема

Кол-во часов

содержание

Планируемые результаты (УУД)

Виды деятельности

Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.

Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»

Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»

Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

В.Поленов «Московский дворик»

Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

И. Левитан «Свежий ветер.Волга»

Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

Б.Кустодиев «Морозный день»

Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон?

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

Б.Кустодиев «Масленица»

Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

Федотов «Сватовство майора»

Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

К.Брюллов «Последний день Помпеи»

Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

И.Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»

Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;

Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;

Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

И.Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»

Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»

Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.

  • Ориентироваться в жанре картины.

Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  

Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Игровая,познавательная, проблемно-ценностное общение

Основное пособие: Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник.

Список репродукций

  1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.
  2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
  3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
  4. Поленов В.Д. Московский дворик. 1878.
  5. Левитан И.И. Свежий ветер. Волга. 1895.
  6. Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
  7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
  8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
  9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
  10. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
  11. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
  12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
  13. Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906.
  14. Нестеров М.В. Три старца. 1915.
  15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
  16. Коровин К.А. Алупка. 1912.
  17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.

                                                       Литература

  1. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности  : 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/учебник, 2011. – Ч.2: 192 с.
  2. «Музей в твоём классе» (для учащихся 1–6 классов ). Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. Академкнига/Учебник, 2006. 17 п.л.
  3. Волшебный мир картины: Методика анализа живописных произведений в курсе «Литературное чтение». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров», «2009. – 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике. 2 класс.

Данное планирование предназначено для учителей индивидуального обучения ( 2 часа в неделю)....

Планирование уроков изобразительного искусства

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по у...