Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока
учебно-методическое пособие на тему

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования

ГБОУ лицей №504

г. Москвы

                                                                                       

ВЫСТУПЛЕНИЕ  на тему:

«Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока»

Учитель: Михайлова Елена Владимировна

Москва

2014-2015 учебный год.

«Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока»

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Томас Карлейль 

Здоровьесберегающий урок должен воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • отсутствие назидательности и авторитарности,
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья,
  • элементы индивидуализации обучения,
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников,
  • интерес к учебе, желание идти в школу,
  • наличие физкультминуток,
  • наличие гигиенического контроля.

Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: 

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся  (вводная часть, основная и заключительная)
  •  использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Здоровьесберегающие действия:

  • оптимальная плотность урока,
  • чередование видов учебной деятельности.

Например:

Закончите фамилии знаменитых людей:

  • Дмитрий Иванович…
  • Иоганн Себастьян…
  • Михаил Васильевич...
  • Джеймс Фенимор…
  • Вольфганг Амадей…
  • Пабло Руис…

Оптимальная плотность урока:

  • количество видов учебной деятельности …
  •  их смена…
  •  длительность и чередование …
  • отвлечения от учебной работы …

Чередование видов учебной деятельности:

  • чтение,
  •  письмо,
  •  слушание,
  •  рассказ,
  •  рассматривание пособий,
  •  ответ на вопрос,
  •  решение примеров.

Рекомендации:

  • гигиенически рациональным считается использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным;
  • смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек

Цель оздоровительных моментов:

  • отдых центральной нервной системы
  • профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 

Рекомендации:

  • комплексы упражнений должны меняться;
  • проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Наличие эмоциональных разрядок:

  • поговорка,
  • высказывание,
  •  веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка
  • необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Цель эмоциональных разрядок - снятие умственного напряжения, утомления.

В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

Правильная поза ученика во время занятий за столом:

  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка;
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов;
  • при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;
  •  позвоночник опирается на спинку стула;
  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;
  •  надплечья находятся на одном уровне.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом.

Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

Считается, что создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных. Это тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и энергией созидания с предвкушением обязательного успеха!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.

В работе представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зоровьес...

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.

В работе представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зоровьес...

Презентация "Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока".

В презентации представлены требования к здоровьесберегающему уроку, указаны отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий, основные принципы здоровьесбережения, перечень зор...

Анализ проведения здоровьесберегающего урока

Здоровьесберегающие технологии.Позволяют сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье обучающихся за счет использования педагогических средств (физминуток, пауз-релаксаций, игр в стиха...

Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

«Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к у...

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.

В данной презентации представлены отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий....