Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах
материал на тему

Полунина Ольга Ивановна

В  статье  рассказывается  об  основных  вопросах  по  здоровьесберегающим  направлениям. Здесь  же  повествуется  о  роли  физминутки  на  уроках  в  начальных  классах , об  её  оздоровительном  направлении. В  статье  можно  узнать  как  правильно  и  в  какой  форме  нужно  проводить  физкультурную  минутку. Приведены  примеры  физминуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutka_i_eyo_ozdorovitelnye_funktsii.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

  Физминутка и её оздоровительные функции, как один из методов здоровьесберегающих технологий в начальных классах

       «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далёком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.

Весь учебно-образовательный процесс в школе осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, при которых решаются задачи сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

- организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии

- игровые оздоровительные технологии

- работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках

- весёлые физминутки на уроках в начальных классах

- формирование навыков здорового образа жизни

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности в движении. С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время малые формы активности учащихся: спортивные часы в ГПД; прогулки; зарядка до занятий; динамические паузы; физкультурные минутки.

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных физминуток оздоровительной направленности.

При правильной педагогической инструментовке такие физминутки способны:

 - действительно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г.Селье);

- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника ( сила, быстрота, ловкость, выносливость);

- устранять недостатки в физическом развитии детей , что оказывает лечебно-оздоровительное влияние .  

  Основное назначение физкультурных минут и пауз — средства активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность, рабочее настроение и самочувствие учащихся.

 Возраст от 6 до 14 лет составляет период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильных положениях тела легко подвергаются искривлению. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обусловливает её быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания.

С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуют в обязательном порядке со второго(начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки утомления(рассеянность, вялость и т .п. )проводить физкультурные минутки в течении двух-трёх минут. Непонимание актуальности физкультурной минутки учителями, недопустимое игнорирование её или неправильная методика проведения заставляет прибегнуть к конспективной аргументации этой проблемы, анцектирующей внимание на обязательном соблюдении гигиенических требований учебного процесса. Учитель обязан помнить, что его первостепенная задача- воспитание гармонично развитого человека. Поэтому проведение физкультурной минутки – долг каждого учителя.

А как обстоит на практике? Часто учителя забывают и не проводят физкультурную минутку. Некоторые педагоги вспоминают о ней тогда, когда класс неуправляем.

Стараясь провести физкультминутку живо и увлекательно, учителя превращают её занимательную игру. Но не всегда выдумки учителей, с гигиенической точки зрения, разумны. Примером может стать широко распространённая в разных городах физкультурная минутка такого  типа: учитель задаёт вопрос по изученной теме и бросает мяч стоявшему ученику. Ученик же должен ответить на вопрос в момент касания мяча его рук. Понятно, что никакой отдых такая физкультурная минутка не принесёт, ибо крайне напряжённо работает нервная система и в движении находятся только верхние конечности.

 Для физкультминутки достаточно 3—4 упражнений, не требующих сложной координации движений и в то же время оказывающих влияние на основные группы мышц: ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседание, наклоны и повороты туловища, связанные с наклоном туловища назад с сильным напряжением мышц спины, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Наклоны направо и налево проводятся для предупреждения искривления позвоночника. Ритмические сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями снимают усталость мышц. В комплексе должно быть упражнение и для мышц нижних конечностей: приседания, переступания с ноги на ногу, прыжки и др. На уроках труда тоже проводится физкультурная пауза. Её длительность 5—7 мин. Вот пример проведения физкультурной минутки на уроках окружающего мира, сопровождаемой эмоциональным чтением стихотворных текстов, например:

Цапля весело гуляла,

Всех лягушек разогнала.

Покачалась, покачалась.

Тину с лапок обобрала, обобрала.

Шейкой длинной повертела,

Всю округу осмотрела.

К солнцу сладко потянулась, потянулась.

Вся встряхнулась, вся встряхнулась

И, укрывшись в камышах,

Затаилась, улыбнулась.

В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повысилась в 2,7 раза.

На остальных уроках можно использовать  такие физминутки:

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

                   ***

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре».

С  силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Учащиеся начальных классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного юмора и , конечно не способствовало перевозбуждению нервной системы, давало возможность выполнить всю физическую нагрузку за две-три минуты.

Главное, чтобы физкультурная минутка выполняла свою оздоровительную функцию, укладывалась в нормативы, разработанные специалистами.

 

 

 

Список  используемой  литературы

1.Советова Е.В. Оздоровительные  технологии  в  школе // Ростов-на          Дону , 2006.

2. Малкова С.В. Использование  эдоровьесберегающих  технологий  в  учебно-воспитательном  процессе в сельской  малочисленной  школе // Приоритетные  направления  развития  образования  на  селе. Углич. 2004.

3.Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии. М.: Народное  образование. 1998.

4.Янсон Ю.А. Физическая  культура  в школе , книга  для  педагога. 2009.

5. Журнал « Физическая  культура  в  школе» №1,2,3-2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...

Применение здоровьесберегающей технологии в начальных классах

Статья содержит рекомендации по применению здоровьесберегающей технологии  в начальной школе. Будет полезна учителям начальных классов и родителям младших школьников....

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

В работе представлены разнообразные здоровьесберегающие технологии,направленные на снятие усталости, напряженности....

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиб...

Правильное питание – один из факторов здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Педагоги пришли к выводу, здоровому образу культ здоровья, физически и психически здоровый образ жизни. В жизни надо учить, надо формировать процессе самостоятельной познавательной и практической деят...