Программа по внеурочной деятельности " Юные астрономы"
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Рыженкова Марина Викторовна

Программа по внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_astronomy.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

«Юные астрономы»
программа по внеурочной деятельности

научно-познавательного направления
для учащихся 1 – 4 классов

                                                                                              Составила студентка 36 группы:

                                                                          Рыженкова Марина

                                                                         


Челябинск, 2014

                                              Пояснительная записка
  Сегодня в школе астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мировоздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной.
   Научная новизна и актуальность курса состоит в том, что в последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся.
     Цель программы:
   Формировать у учащихся условия для устойчивого интереса к астрономии, «вооружить» детей знаниями о строении окружающего мира, всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира
   
Задачи программы:

  • изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;
  • изучить влияние небесных объектов на Землю;
  • повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся;
  • развивать стремление к исследовательской деятельности;
  • развивать навыки самостоятельности;
  • развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;

                                      Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

                               Формы организации учебного процесса
   Основными видами деятельности при изучении данного курса являются:
 теоретические занятия, практические работы, наблюдения в природе.
Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.
 
Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий.
 Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе мы имеем возможность проводить только простейшие наблюдения, но они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях.
   В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися:
индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.

                           Необходимые условия для реализации программы
  Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.
  Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.
                                 
Межпредметные связи на занятиях

  • с уроками окружающего мира;
  • с уроками информатики: использование компьютера, компьютерных программ,
    детским астрономических сайтов в Интернете на занятиях;
  • с уроками технологии: проектирование и изготовление макетов космических
    кораблей, наглядных пособий и приборов для наблюдений;
  • с уроками изобразительного искусства: участие в выставках рисунков, оформление проектных работ.

                                 Место данного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах.
                                 
Перечень учебного оборудования для занятий
1.Глобус Земли физический.
2.Глобус Луны.
3. Модель планетной системы.
4. Карты движения планет.
5. Карта Луны.
6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.
7. Фотографии полярной области неба.
8.Карты звездного неба демонстрационные
9. Рисунки созвездий в мифах и легендах
10. Плакат «Смена дня и ночи»
11. Плакат «Смена времен года»
12. Настольная лампа

                                Компьютерные программы для занятий
Компьютерная программа «Маленький астроном»
Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия»
Мультимедийный диск "Открытая астрономия"
Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей. 
                                                   
Содержание деятельности
В курсе «Юный астроном» предусмотрено изучение
6 тем:
1.Что такое астрономия

    Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.
2. Человек и космос

   Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.
Практическая работа: моделирование космических кораблей.
 3. Солнечная система

  Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна. Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.
Практическая работа: Построение модели Солнечной системы. Определение положения Солнца в течение дня. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.
 4. Малые тела Солнечной системы

   Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.
«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.
5. Вселенная

    Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
 Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.
Практическая работа: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта
6. Экскурсии

     Заочные экскурсии в планетарий, музеи космонавтики. 

Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
    Коммуникативные УУД:
  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

       Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Солнце – это звезда;
  • Строение Солнца, его размеры, температура;
  • Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
  • Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
  • Что такое спутник;
  • Луна – спутник Земли;
  • Как возникают полярные сияния
  • Что такое астероиды, метеориты, кометы.
  • Что такое созвездие;
  • Основные созвездия и их положение на небе
  • Что такое галактика, Вселенная;
  • Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.
                                                     Изучение тем по классам

Тема


Количество часов по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Что такое астрономия?


1


1


1


1

2


Человек и космос:
- первые представления о космосе;
- астрономические наблюдения сегодня;
- будущее изучение космоса;


4


3


5


10

3


Солнечная система. Строение солнечной системы:
- Солнце;
-Планеты и спутники;


25


18


9


5

4


Малые тела Солнечной системы:
-Астероиды
-Метеориты
-Кометы


1


11


1


3

5


Вселенная:
-Галактики
-Звезды
-Созвездия


-


-


17


14

6


Экскурсии


2


1


1


1

Итого


33 ч.


34 ч.


34 ч.


34 ч.

Учебно-тематический план
1 класс



Тема

Кол-во час


1


Что такое астрономия?


1


2


Наблюдение за космосом.


1


3


Кто первый в космосе побывал.


1

4- 5

Строим модель космического корабля.

       2


6


Самая близкая к нам звезда - Солнце. Наблюдаем за Солнцем.


1


7


Первоначальное представление о форме и размере Солнца


1


8


Далеко ли до Солнца?


1


9


Какая температура у Солнца?


1


10


Солнечная система. Как устроена Солнечная система.


1


11


Планеты солнечной системы.


1


12


Наш дом - Земля.


1


13


Притяжение Земли.


1


14


Почему происходит смена дня и ночи.


1


15


Практическая работа «Путешествие на глобусе вокруг земной оси»


1


16


Почему существуют четыре времени года?


1


17


Где на Земле теплее.


1

18

Практическая работа «Путешествуем вокруг Солнца»

1


19


Самая быстрая планета – Меркурий.


1


20


Что собой представляет планета Венера.


1


21


Скалистая планета Марс.


1


22


Гигантский Юпитер.


1


23


Сатурн, Уран, Нептун и их конца.


1


24


Что такое спутник?


1


25


Луна – спутник Земли.


1


26


Спутники других планет.


1


27 - 28


Строим модель солнечной системы.


2


29 - 30


Проектная работа «Самая удивительная планета Солнечной системы»


2


31


Какие объекты самые малые в Солнечной системе?


1


32


Что такое планетарий. Заочная экскурсия.


1


33


Заочная экскурсия «Музеи космонавтики»


1

2 класс



Тема


Кол-во час


1


Что изучает астрономия?


1


2


Астрономия наших предков.


1


3-4


Проектирование и изготовление модели ракеты


2


5


Солнечная система. Как устроена Солнечная система.


1


6


Звезда по имени Солнце.


1


7


Как движется Солнце?


1


8


Как Солнце влияет на Землю.


1


9


Затмение Солнца.


1


10


Планеты земной группы.


1


11


Планеты – гиганты.


1


12


Почему Плутон не планета?


1


13


Естественные спутники планет.


1


14


Луна – наш космический спутник. Как в древние времена люди вели счет времени по Луне.


1


15


Поверхность Луны. Лунные моря и горы. Можно ли жить на Луне?


1


16


Практическое занятие «Строим модель Луны»


1


17


Почему мы видим луну в разных формах. Наблюдаем за Луной.


1


18


Как происходит лунное затмение.


1


19 - 20


Проектная работа «Загадочная Луна»


2


21


Что такое искусственный спутник?


1


22


Малые тела Солнечной системы.


1


23


Бывают ли планетки как у Маленького Принца?


1


24


Астероиды вблизи Земли.


1


25


Могут ли астероиды быть страшными?


1


26


Что такое кометы? Как они устроены.


1


27


Кометы и падающие звезды.


1


28


Комета Галея.


1


29


Дождь из кусков железа. Откуда берутся метеориты?


1


30


Метеориты, прилетевшие с Луны и Марса.


1


31


Можете ли вы найти метеорит?


1


32


Выпуск газеты «Малые тела Солнечной системы»


1


33


Обобщающее занятие.

Составляем кроссворд « Солнечная система»


1


34


Заочная экскурсия в планетарий.


1


3 класс



Тема


Кол-во час


1


Земная наука о небесных телах


1


2


Как древние люди представляли себе Вселенную.


1


3


От Коперника до наших дней.


1


4-5


Проектирование и изготовление модели космического аппарата.


2


6


Общая характеристика Солнечной системы


1


7


Солнце - дневная звезда.


1


8


Внутреннее строение Солнца. Наблюдение пятен и факелов на Солнце


1


9


Практическая работа «Определение положения Солнца в течении дня с помощью гномона»


1


10


Общая характеристика планет. Есть ли жизнь на других планетах.


1


11


Спутники планет.


1


12


Формы рельефа Луны. Карта – схема поверхности Луны.


1


13


Наблюдение и зарисовка фаз Луны.


1


14


Влияние Луны на Землю.


1


15


Звезды – соседи Солнца. Расстояние до звезд.


1


16


Рождение звезды. Размеры звезд. Звезды сверхгиганты, гиганты и карлики.


1


17


Почему звезды блестят? Цвета звезд.


1


18


Полярная Звезда. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта.


1


19


Черные дыры.


1


20


Звезды и боги.


1


21


Что такое созвездие. Рисунки на небе.


1


22


Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты.


1


23


Карта звездного неба северного полушария. Работа с картой.


1


24


Основные созвездия северного полушария.


1


25


Карта звездного неба южного полушария. Работа с картой.


1


26


Основные созвездия северного полушария.

Игра «Назови созвездие»


1


27


Астрономия и астрология – это одно и то же?


1


28


Знаки зодиака.


1


29-30


Проектная работа «Рисунки на небе»


2


31


Малые тела Солнечной системы.


1

32

Вселенная

1


33


Что такое НЛО?


1


34


Заочная экскурсия в планетарий.
Изучение космических далей сегодня. Роботы в космосе.


1


                                                                                     
4 класс



Тема

                                      Кол-во час


1


Предмет астрономии.


1


2


На пути к современной научной картине мира.


1


3


Важнейшие открытия в астрономии 20 века.


1


4-5


Проектирование и изготовление модели космического аппарата.


2


6


Из каких материалов состоит Солнце?


1


7


Использование Солнечной энергии


1


8


Происхождение планет


1


9


Какие планеты самые теплые и самые холодные?


1


10


Составление таблицы «Основные данные о планетах».


1


11


Как рождаются, живут и умирают звезды.


1


12


Цвет, температура и светимость звезд.


1


13


Двойные звёзды.


1


14


Звездное небо в мифах и легендах.


1


15


Наблюдаем за звёздами.


1


16


Основные созвездия.


1


17


Изменение вида звёздного неба в течение суток.


1


18


Изменение вида звёздного неба в течение года.


1


19


Работа с картой звездного неба.


1


20


Меньшие родственники планет. Могут ли астероиды нам пригодиться?


1


21


Озорные метеориты.


1


22


Кометы – наши друзья или враги?


1


23


Что такое Галактика?


1


24


Многообразие галактик.


1


25


Что такое Млечный Путь?


1


26


Какая галактика ближе всех к Млечному Пути?


1


27


Имела ли Вселенная начало? Что такое «большой взрыв».


1


28


Астрономические наблюдения.
Приборы: телескоп, телескоп-рефлектор, радиотелескоп.
Игра «Звёздный патруль».


1


29


Будущее изучение космоса.


1


30


Основные направления международного сотрудничества в космосе.


1


31


Исследования космоса. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты.


1


32


Заочная экскурсия «Крупнейшие обсерватории мира»


1


33-34


Конкурс и защита фантастических проектов «Освоение космоса»


2


  РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей. 

 2. Большие детские энциклопедии по астрономии.- М.: Аванта+, 2002; М.: Русское энциклопедическое общество, 1999.

3. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
4. 
Гагарин Ю.А. Вижу Землю. Москва,2000.

5. Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
6. Иллюстрированная карта звёздного неба.

7. Карта звёздного неба (северное и южное полушария)
8.
Левитан Е.П. «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007.
9.
 Левитан  Е.П. «Камни, которые упали с неба», изд. «Белый город», 2007.

10. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах, изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 2003

11. Левитан Е.П. «Маленькие планетки», изд. «Белый город», 2007.
12. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010
13. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.
14. Энциклопедия для детей «Астрономия» - М: Авента, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"

рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные астрономы" (презентация+текстовый документ)

«Юные астрономы»программа по внеурочной деятельностинаучно-познавательного направлениядля учащихся 1 – 4 классов...