Эссе "Учить - призвание души"
статья на тему

Для ребенка, только вступившего на порог школы, безусловно, взаимоотношения с учителем стоят на первом месте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchit_-_prizvanie_dushi.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЬ – ПРИЗВАНИЕ ДУШИ

     Я – не просто учитель. Я – первый учитель. А первый учитель навсегда входит в жизнь ребенка. Пока мой, теперь уже четвертый, класс – это мои первые ребята. И пусть опыт работы совсем еще небольшой, но для меня он очень важен. Принимая из трепетных родительских рук вчера еще малыша, а сегодня первоклассника, я осознавала всю ответственность, которая легла на мои плечи. Ведь от меня зависело, как будет ощущать себя ребенок в школе, как воспримет свои первые удачи и поражения. От меня зависело, будут ли наши отношения развиваться только в профессиональном русле учитель – ученик или мы станем соратниками, друзьями, единомышленниками.

     Учитель… Школа… Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры – все начинается здесь. Какими мы сумеем вырастить и воспитать их? Чему научим? Какой след оставим в юных сердцах? Наверное, для каждого учителя это главные вопросы.

     Для ребенка, только вступившего на порог школы, безусловно, взаимоотношения с учителем стоят на первом месте. Ведь в его жизни это очень сложный период. Поэтому ребятам просто необходим человек, которому можно довериться, на которого всегда можно положиться, который поможет во всех проблемах. А первая и главная задача учителя – найти подход к каждому. Ведь мало научить читать и писать. Важно научить мужчину быть сильным, а женщину – прекрасной, научить добру, дружбе, любви и справедливости… И это совсем не так трудно, когда в сердце учителя есть любовь и неподдельная привязанность к детям. Только так можно стать и учителем, и наставником, и помощником.

     Каким же был мой путь к ребятам? Хочется процитировать: «Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир» - Дейл Карнеги. Беда многих взрослых – попытка оказывать неприкрытое давление на детей, стараясь любыми способами доказать, что именно наша позиция, наше видение являются правильными. Я же в своей практике чаще стараюсь применять термин «педагогика сотрудничества». Сотрудничая, взрослый и ребенок начинают обретать общность интересов, мыслить в одном направлении. Учитель должен знать и уважать интересы своих учеников. Учитель, по призванию, всегда может понять ученика и найти к нему правильный подход, уметь быть товарищем для ребенка, способным всегда быть на его стороне. Ведь учитель – это тонкий психолог, актер, предстающий в разных образах, интересный рассказчик, профессионал в своем деле.

     Знать, уважать и понимать детей невозможно без правильной, четкой и корректной диагностики каждой личности. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Поэтому в классе мы часто проводим разные исследования, тестирования, привлекаем к участию родителей. С каждым тестом я лучше узнавала своих воспитанников, их склонности, интересы, тревоги, проблемы. Изучая результаты диагностики и множество дополнительной литературы в помощь классному руководителю, мне было все проще найти общий язык с ребятами. Со стороны детского коллектива также сразу стали заметны положительные реакции. Улучшилось настроение, с которым ребята шли в школу, налаживался микроклимат в классе. Дети знали, что их любят, их безусловно принимают как личности, их уважают, в них верят, признают права на свободу выбора и самовыражения, одобряют самостоятельность и ожидают от них успехов. А в случае неудачи следовало не наказание,  а разговор об ошибках. И ребята всегда с удовольствием шли навстречу.

     Для любого человека всегда очень важно одобрение в случае успеха и ожидание поддержки в случае неудачи. Особенно она необходима ребенку в первые дни в школе, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта. С моей стороны я стараюсь дать детям такую поддержку всегда. В первом и втором классах я часто, если не сказать всегда, брала на себя доминирующую роль в проведении любых мероприятий, исполняла роль ведущего, одобряла или не одобряла поступки, поддерживала ребят. В третьем классе я старалась постепенно уменьшать свою роль в жизни детского коллектива. И сейчас я все чаще и чаще сама становлюсь лишь активным наблюдателем и другом, готовым в любой момент придти на помощь, если ребята сами не справятся с проблемой.

     В этом учебном году я выпускаю своих ребят в среднее звено. Это и грустно, и радостно. Выпуск получился достойным, мои ребята стали дружным детским коллективом. Частичкой этого коллектива стала и я. В течение четырех лет каждый день я видела их ясные, любопытные, добрые, доверяющие мне все глаза. Все эти четыре года они так многого ожидали от меня. Ожидают они поддержки и в будущем. А я, не забывая о них, все чаще задумываюсь о новом наборе. Скоро снова трепетные родительские руки приведут ко мне малышей. И только от меня зависит, станем ли мы соратниками, единомышленниками, друзьями…