Комплексный подход к системе профилактических и коррекционных занятий в период школьной адаптации первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Занятие 1. "Винни-Пух идент в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_seminar.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное сопровождение учащихся первых классов в период адаптации к

школьному обучению.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Школьная адаптация это -  приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит успешность овладения учебной деятельностью, комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и обучению.

Цель занятия: содействиеуспешной социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
  2. Личностные УУД. Знакомство  школьника с нормами школьной жизни, содействиев осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении;
  3. Регулятивные УУД. Развитие эмоционально-волевой сферы,содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие эмоционального напряжения.
  4. Развитие познавательных психических процессов;
  5. Коммуникативных УУД. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, через восполнение пробелов речевой деятельности, необходимых для установления межличностных отношений
  6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
  7. Профилактика и коррекция школьной дезадаптации.

Занятие 1.  «Вини - Пух идет в школу»

І.  Вводная часть.

Игра «Знакомство»

Цели игры:

  •  развитие партнерских отношений
  • Создание позитивной психологической атмосферы;
  • Развитие памяти и внимания.
  • Вовлечение детей в рабочий процесс занятия

Содержание игры:

1 этап: сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста,  в один большой круг. Сейчас мы будем передавать мяч.Участники по очереди называют свое имя. Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих, прибавляя к ним свое.

2 этап: Все участники стоят в круге. Один громко называет имя одного из участников и бросает ему мяч. Тот ловит мяч, называет имя другого участника и бросает мяч ему. Ведущий обращает внимание детей на то, что мяч должен побывать у каждого только один раз.

ІІ. Основная часть

Появление героев урока на экране мультимедийной доски (Слайд № 1)

- Вы узнали кто изображен на экране?

- Какая это сказка?  Ответы детей

- Наши герои стали первоклассниками, как и вы.

- Мне кажется, что здесь не хватает главного персонажа сказки. Кто это? Ответ детей.

- Где же Вини-Пух? Скоро начнутся уроки, а его еще нет.

Упражнение 1.  «Учимся слышать звуки»

Цель: Развитие слухового восприятия на материале не речевых звуков.

Винни-Пуха окружает лес, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим –это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим очень тихо и прислушаемся: кто какие звуки услышит?

Воспроизводятся звуки леса: шум ручья, голоса птиц, шорох листьев, шум дождя,  шум ветра.

Упражнение 2.   (Слайд № 2)

 Цели: Развитие высоты и силы голоса. Уточнение артикуляции звуков с опорой на слуховое восприятие и кинестетические ощущения. Закрепление понятия «гласные звуки».

- Вини-Пухпонял, что заблудился в лесу, потому что на его поляне не бывает такого ветра.От удивления он положил ладошку на горлышко, широко открыл рот….Как вы думаете,  какой звук он произнес? ААААА…..Потом он задумался и сделал так, демонстрируется артикуляция звука  У. Какойзвук он произнес?  УУУУУ…..

Характеристика звуков по месту и способу образования.

А если мы произнесем эти два звука вместе, что у нас получится? АУ, АУ, АУ,УА,УА….…  А как бы вы кричали если бы заблудились? Ау, ау….И Вини-Пух закричал: АУ,АУ, АУ…. (с повышением и понижением голоса), но никто ему не ответил.   Только мы его услышали и должны ему помочь.

Давайте выложим дорожку, которая приведет Вини в школу.

Упражнение 3«Звуковая Мозаика»

Цели и задачи: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.Предупреждение дисграфических ошибок. Закрепление знания основных и оттеночных цветов. Развитие моторики пальцев рук.

Содержание:  Квадратное поле с начерченной  сеткой в 9 квадратов (3х3).Жетоны 3х3 см. красные и коричневые.Необходимо, чтобы количество жетонов превышало количество клеток карточки. Логопед  называет  слова. Если в слове есть звук А, кладется жетон красного цвета. Если есть звук У– коричневого. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если ребенок успешно справился с заданием, то у него должен получиться узор.

Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов.

Слова: цапля, звук, шнур, май, полка, ложка, куст,  кенгуру, пальто.

В книге А.П.Журавлева «Звук и смысл» представлена таблица звуко-цветового соответствия гласных.

(Слайд 3)Дети сравнивают полученный узор с  образцом на экране.  

Вини-Пух отправился по красной дорожке к школе. Он шел по осеннему лесу.

Упражнение 4

Цели и задачи: снятие психоэмоционального напряжения.  Координации речи с движением.

Психогимнастика «Листья»  проводится под музыку.

Речь педагога

Движения детей

Листья осенние тих кружатся,                    

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,                

Будто опять закружиться хотят.                  

Кружатся на цыпочках. Руки в стороны

Садятся на пол. Релаксация

Движения руками вправо-влево

Поднимаются, кружатся.

Мы помогли Вини-Пуху  добраться до школы. (Слайд 4)

Но почему же,  наши друзья не заходят в школу? Ответы детей. (Показатель дезадаптации).Если дети не назвали Тигра, то загадывается загадка. Загадка о Тигре

У меня есть друг - медведь.
Я люблю с ним песни петь!
Прыгаю я на хвосте!
Полосатый я везде!
(Тигр из Винни-Пуха)

Они ждут своего друга, который почему то еще не пришел.  

Упражнение 5 (Слайд 5)  

Цели и задачи:Помощь первоклассникам в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных и личностных УУД. Путем развития концентрации внимания, зрительного восприятия. Расширение словаря по теме «Школьные принадлежности». Отработка предлогов В, НА, ПОД.

Дети, как вы думаете,  почему Тигра опаздывает? Ответы детей.Давайте поможем ему собрать портфель. Найдем нужные предметы и положим их в портфель Тигры. Дети выполняют  задание на интерактивной доске.  

Как можно одним словом назвать все предметы, которые мы сложили в портфель? Школьные принадлежности.

Почему вы не положили в портфель машинку, мячик, юлу и т.д.? Ответы детей.

Вот и Тигра пришел. Все друзья в сборе. Они отправляются в школу. (Слайд 6) А как будут развиваться дальнейшие событиямы узнаем на следующем занятие.

Рефлексия. (Слайд 7)

Диагностическая карта адаптации. Карточки  3ХЗ.  При заполнение карточек  используются карандаши  красного, зеленого, синего, серый, коричневый,  фиолетовый, желтый, черный.

С каким настроением вы идете в школу? Подумайте. Выберите карандаш соответствующий цвету вашего настроения.  Закрасьте этим карандашом клеточку,  расположенную в верхнем левом углу карточки.

Ритуал прощания «Круг дружбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение работы "Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации"

Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации...

Материалы для родителей.Школьная адаптация первоклассника.

Статья рассматривает частые ошибки родителей,которые предъявляются ребёнку с началом обучения...

Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников

Доклад на тему ""Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников"", для выступления на родительских собраниях, семинарах....

Комплексный подход к системе профилактических и коррекционных занятий в период школьной адаптации первоклассников.

Комплексный подход к системе профилактических и коррекционных занятий в период школьной адаптации первоклассников. ...

Статья" Проблемы школьной адаптации первоклассников "

Начало обучения в школе – наиболее важный и сложный момент в жизни детей. Это новые контакты и отношения, новые обязанности, новые требования. Это напряженный период жизни, так как требуется максималь...

Коррекционное занятие в период адаптации учащихся первых классов к школьному обучению "Расскажи мне о себе"

Данное коррекционное занятие направлено на создание у учащихся первых классов положительнуюмотивацию к школьному обучению в период адаптации. Занятие проводится с элементами технологии "Преобразование...

Проблемы школьной адаптации первоклассников. Советы родителям

В статье приводится материал для беседы с родителями о проблемах школьной адаптации первоклассников....