Статья" Проблемы школьной адаптации первоклассников "
статья на тему

Деревякина Светлана Валерьевна

Начало обучения в школе – наиболее важный и сложный момент в жизни детей. Это новые контакты и отношения, новые обязанности, новые требования. Это напряженный период жизни, так как требуется максимальная мобилизация интеллектуальных и физических сил. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problema_shkolnoy_adaptatsiipervoklassnikov.odt13.71 КБ

Предварительный просмотр:


Статья

Проблемы школьной адаптации первоклассников

         Начало обучения в школе – наиболее важный и сложный момент в жизни детей. Это новые контакты и отношения, новые обязанности, новые требования. Это напряженный период жизни, так как требуется максимальная мобилизация интеллектуальных и физических сил. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Для малышей возраста 6 – 7 лет такая нагрузка является очень утомительной. Наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность. Процесс приспособления к школе довольно длительный. Процесс приспособления к школе довольно длительный.

         Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

         Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.  Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье ребенка. Так же необходимо показать ученику отличие его новой позиции и обязанностей от того, что было до школы.

         Школьная адаптация - это процесс привыкания к новым школьным условиям, в которых ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять то, насколько хорошо он к ним приспособлен.

         Адаптация:

  • Легкая – закономерность реакции организма на изменение условий жизни, нарушения здоровья наблюдаются первое полугодие.
  • Средней тяжести – закономерность реакции организма на изменение условий жизни, нарушения здоровья наблюдаются первое полугодие.
  •  Тяжёлая – непосильность учебных нагрузок и режима обучения для организма , нарушения в здоровье нарастают от начала к концу учебного года.

         Выраженность и длительность процесса адаптации,  ее успешность зависят от состояния здоровья ребенка, поэтому проблемной школьной адаптации давно уже занимаются медики.

         Школьный стресс – нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.

         Критерии благополучной адаптации:

1. Благоприятная динамика работоспособности, ее улучшения на протяжении первого полугодия.

2. Отсутствие неблагоприятных изменений состояния здоровья.

3. Хорошее усвоение программного материала.

        Первые недели обучения характеризуются:

1. Низким уровнем и неустойчивой  работоспособностью.

2. Высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системой.

3. Периодом напряженной регуляции всех систем организма.

4. Низким показателем координации систем организма.

         Задачи учителя:

1. Учить пониманию того, что класс – это коллектив доброжелательных товарищей.

2. Быть примером отзывчивого и готового прийти на помощь человека.

3. Обязательно оценивать успехи учащихся в процессе учебы.

4. Замечать успехи каждого ученика.

5. Помогать учащимся понять, что учение – это ценность, имея которую, приобретаешь знания

6. О недостатках говорить наедине, не делать неуспехи достоянием гласности.

         Адаптация делится на физиологическую, психологическую, личностную и социальную. Все они взаимосвязаны между собой.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

  1. Первый этап (первые 2-3 недели) ориентировочный - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. Второй этап - неустойчивое приспособление , когда организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. Третий этап - период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность фаз физиологической адаптации приблизительно 5 – 6 недель.

Организму ребенка очень трудно перестроиться на школьную жизнь. У многих первоклассников наблюдаются головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.  Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14 – 16 %, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

       Психологическая адаптация.

Первое полугодие в школе самое трудное. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. А в процессе школьного обучения главное – научить детей осознать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств.

        В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, они отвлекаются на уроках, могут дерзить учителям. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудачи, замечании плачут.

       Социальная адаптация.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий:

  • Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
  • Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки.

      Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности. Влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

     

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.Школьная адаптация первоклассника.

Статья рассматривает частые ошибки родителей,которые предъявляются ребёнку с началом обучения...

Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников

Доклад на тему ""Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников"", для выступления на родительских собраниях, семинарах....

Комплексный подход к системе профилактических и коррекционных занятий в период школьной адаптации первоклассников.

Комплексный подход к системе профилактических и коррекционных занятий в период школьной адаптации первоклассников. ...

Проблемы школьной адаптации первоклассников. Советы родителям

В статье приводится материал для беседы с родителями о проблемах школьной адаптации первоклассников....

Проблемы школьной адаптации первоклассников

Как же помочь будущему первокласснику?...

«Трудности в школьной адаптации первоклассников»

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство де...