Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе
материал на тему

Миронова Нина Викторовна

Выступление на Педагогическом совете о значении внеурочной деятельности в образовательном процессе в школе и итогах курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Капельки" в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Внеурочная деятельность –

важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

 (выступление на педагогическом совете)

Подготовила

педагог дополнительного образования,

учитель музыки

I квалификационной категории

Миронова Нина Викторовна

2015 год

  С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность.

Деятельностная организация на основе вариативной составляющей учебного плана ОУ, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика. Эти часы распределены по 5-ти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:

* Спортивно-оздоровительное

* Духовно-нравственное

*  Социальное

* Общеинтеллектуальное

* Общекультурное

Следует учитывать, что внеурочная деятельность:

-является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;

-способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов начального и общего образования;

-преимуществами данного компонента образовательного процесса является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;

-наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.

  При организации внеурочной работы в условиях стандартов второго поколения от руководителей и педагогов образовательных учреждений требуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.

   Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействует переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями ходили в поход, рисовали панно для проведения праздника, подготовили концерт).

    Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет своё временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

   В учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

  Следует рассматривать обозначенные направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных видах внеурочной деятельности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

    Подводя итоги четырёхлетней внеурочной деятельности в нынешнем 4 классе, могу отметить, что занятия были результативными, и ребята приобрели:

   

- устойчивые навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение вокальных  произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки, пение под минусовую фонограмму с элементами бэк-вокала);

- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа, принадлежность  произведения к тому или иному жанру;

- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство, стремление следовать примеру выдающихся исполнителей-вокалистов;

- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения по поводу исполняемых произведений различных стилей и жанров, определять художественную ценность новых произведений современных авторов;

- умение петь под фонограмму без дублирования мелодии интонационно чисто, уверенно, владеть своим голосом и дыханием.

    Дети принимали участие в музыкальных постановках, импровизациях движения под музыку, в концертной и пропагандистской  деятельности на уровне класса, школы, посёлка (День учителя, осенние тематические праздники, концерты «От всей души» в Доме культуры, День матери, Новый год, Вечер встречи, День защитника Отечества, Женский день 8 марта, День Победы, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, соблюдения ПДД и т.д.). Заметно повышение исполнительского мастерства, культуры поведения на сцене.

    Пришлось столкнуться в работе и с рядом проблем. Ещё в самом начале занятий была видна существенная разница в вокальной подготовке детей, пришедших после детского сада, и не посещавших ранее детский сад. Вторая группа детей, в основном, мальчики, испытывали затруднения не только в чисто музыкальном плане, но, например, в запоминании текста песен, сценическом движении, умении контролировать своё поведение на занятиях. Поэтому первоначально пришлось как бы «отступить» назад, к менее сложному, если не сказать, примитивному репертуару, что не позволило более одарённым детям развиваться дальше довольно долгое время. Вместе с тем, активное участие в классных и школьных мероприятиях помогло более слабым детям «подтянуться» и достичь к концу освоения курса определённого прогресса в занятиях. Со второго года занятий время на их проведение сократилось с 40 минут до 25, но на деле всё равно приходится заниматься полный урок, чтобы дети не бродили по школе до звонка.

    При составлении репертуара главный принцип для меня – выбирать самые яркие, эмоционально насыщенные, высокохудожественные произведения композиторов-песенников прошлого и современных авторов для детей и юношества. Больших усилий и временных затрат требует поиск качественных минусовых фонограмм. Зачастую приходилось отказываться от разучивания понравившейся ребятам песни из-за отсутствия фонограммы должного качества. Хотелось бы иметь более совершенное оборудование, например, проектор и экран, стойки для микрофонов. На данном этапе я могу показать записи концертов, вывести текст песни только на небольшой монитор, что не очень удобно для зрения детей.

Проект решения педсовета.

  1. Рассматривая внеурочную деятельность как важнейший компонент современного образовательного процесса в школе, продолжать укреплять материальную базу для занятий, повышать компетентность педагогов, обеспечивать реализацию всех направлений  внеурочной деятельности, предусмотренных ФГОС НОО.
  2. Совместно с классными руководителями помогать ребятам в развитии их талантов и воспитании лучших качеств личности, создавать возможности для применения полученных знаний и навыков в классных, общешкольных мероприятиях, коллективных творческих делах, на уровне школы, посёлка, района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»...

Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...

Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного ...

«ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»...

Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе «Сохранение культурных, духовных ценностей в школе через программу «Мы - будущее России»

Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности. По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а...

Зональный Семинар "Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"

Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе. Цель нашего семинара: обменяться, поделиться опытом проведения внеурочной деятельности у мл.школьник...

ФГОС: внеурочная деятельность- важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса при реализации ФГОС. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования основная обр...