Факультатив "История родного края" 1 класс
элективный курс (1 класс) на тему

Предлагаемая программа «История родного края» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

Предлагаемый материал о  культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rodnorgo_kraya.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

         Предлагаемая программа «История родного края» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

Предлагаемый материал о  культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.      

 Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

Представленная программа «История родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 1 класса.

Концептуальные идеи программы

Цель: приобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.

Задачи программы:

  • Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.
  • Осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона.
  • Развитие интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей.

Программа построена на принципах:

  • развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
  • действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
  • свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотеки.Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.

Формы занятий кружка

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

  • лекции;
  • аналитические и эвристические беседы;
  • учебные спектакли, сценки;
  • праздники, ярмарки;
  • экологические сказки;
  • народные, подвижные и интеллектуальные игры;
  • ролевые игры;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с объектами живой и неживой природы;
  • читательские конференции;
  • тестирование;
  • анкетирование;

Занятия в кружке чередуются с посещением  краеведческого музея города,   экскурсиями в близлежащем парке, различных природных комплексах.

Важную роль играют занятия, организованные  с посещением библиотек, встречи с учеными и специалистами.

 На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.

Режим занятий

1-й год реализации программы (1-й класс) рассчитан на 33 учебных часа: из них теоретические занятия - 17 час; практические занятия - 16 часов.

        

Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

        

Участники программы: учащиеся 1 класса, педагоги, работники библиотек.

Направления реализации программы

1. Экологическое краеведение

2. Литературное краеведение

3. Историческое краеведение

Условия реализации программы

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал и ИКТ.

Формы контроля промежуточных результатов реализации программы

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  • тестирование;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • выставки творческих работ учащихся;
  • защита проектов;

Возможные критерии результативности

1. Активность учащихся во внеурочное время.

2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3.Положительная тенденция роста участников конкурсных программ, выставок, викторин, школьных олимпиад.

4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

Показатели результативности

1. Активное участие во внеклассной работе.

2.Активное участие школьников в  интеллектуальных играх и конкурсах.

4.Высокий уровень удовлетворенности  родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

Используемая литература:

  1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края»,

авторы М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, издательство «Баропресс».

Тематическое  планирование

Направление

Содержание

Количество часов

    дата

Теория

Практи-

ка

план

факт

Экологическое направление

Раздел 1

1

Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности

1

2

Растительный мир города, области.

Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений)

1

3

Редкие и исчезающие растения района и области, занесенные в красную книгу.

1

4

Зеленый мир вокруг нас (викторина)

1

5

Раздел 2

Мир насекомых  родного края. Охрана полезных насекомых борьба с вредителями

1

6

Викторина-игра «спор насекомых» «Кто важнее?»

1

7

Раздел 3

Рыбы, обитающие в реках  города, области. Охрана рыбных богатств

1

8

Игра-викторина  «Золотая рыбка»

1

9

Раздел 4

Обитатели воздушного пространства родного края. Охрана птиц.

1

10

Сооружение и установка кормушек.

1

11

Интеллектуальная игра «Птичий час»

1

12

Раздел 5

Животный мир родного края

(общие понятия)

1

13

Дикие и домашние животные.

Составление портрета животного

1

14

Викторина-игра «Ребятам о зверятах»

1

15

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

1

16

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

17

Раздел 6

Охрана природы родного края. Охраняемые территории

1

18

Час информации в детской библиотеке «Заповедные места родного края.

1

19

Литературно-экологическое путешествие «Люблю тебя, мой край родной!»

1

Литературное краеведение

Раздел 7

20

Обзор «Мы читаем  русских писателей»

1

21

Литературный час

1

22

Обзор-беседа по произведениям .

1

Историческое краеведение

Раздел8

23

Русская изба

1

24

Гончарное искусство

1

25

Первые жители Ельца

1

26

Первые железнодорожники Ельца

1

27

История  школы.

1

28

Памятники архитектуры города

1

29

Живопись местных художников.

1

30

История ВОВ 1941-1945. Цикл бесед : «Герои земляки»

1

31

Народные промыслы города

1

32

Итоговая игра по станциям «История родного края»

1

33

Защита проектов в конце учебного года по любому из направлений.

1

Список дидактических и методических материалов к учебному курсу

- карточки-задания для усвоения нового материала;

- карточки-задания для  самостоятельных наблюдений в природе;

- карточки правила;

- викторины по каждому изучаемому направлению и разделу;

- кроссворды по каждому изучаемому направлению и разделу;

- загадки по каждому изучаемому направлению и разделу;

- рассказы-загадки;

- биологические, экологические,  исторические и литературные задачи;

- экологические,  исторические и литературные  игры, сказки, ситуации;

- видеофильмы по каждому изучаемому направлению и разделу;

- использование в работе ИКТ (проектора, интернет-ресурсов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...

Изложение с элементами сочинения "Родничок" (4 класс)

Представлен конспеку урока изложения с элементами сочинения "Родничок" 4 класс система Л.В. Занкова...

Урок-конференция по литературному чтению "Земля - наш дом родной" 3 класс, УМК "Школа России"

Урок построен в форме конференции, деловой игры. Дети играют роль журналистов, представляющие отделы газеты. Использутся технология групповой работы, работа с лидерами. Очень буду рада, если мой урок ...

Конспект урока развития речи В.Е.Маковский "две матери. Мать приемная и родная" . 4 класс

Тема урока: В.Е.Маковский "Две матери. Мать приемная и родная". Бытовая живопись.Цели урока:Образовательные:·         Познакомить уч-ся с картиной В.Е.Маковског...

классный час Башкортостан - мой край родной 2 класс

Разработка классного часа во 2 классе "Башкортостан - мой край родной!" в форме устного журнала с презентацией....

изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс

изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс...

Учебно - методический комплект. ИЗО. Дорогие, любимые, родные. 3 класс

Конспект и презентация к уроку ИЗО. Дорогие, любимые, родные. Портрет мамы. 3 класс...