основа ТРИЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе
Домрычева С.В.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Цели:
Развитие интереса к предметам.
Овладение новым способом решения задач.
• Формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
Что предполагает ТРИЗ?
• системность мысли
• умение видеть мир в противоречиях
• способность генерировать неожиданные идеи
Учащиеся начальных классов и решение изобретательских задач. Возможно ли такое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, разберём сам процесс решения изобретательских задач.
Алгоритм решения изобретательских задач:
Постановка инновационной общественно значимой цели (системы целей).
Путь к результату (исследовательская, изобретательская деятельность).
Результат деятельности (продукт).
Внедрение (применение).
Но начинать работу по ТРИЗу с маленькими детьми необходимо не с постановки цели, а на первое место нужно поставить деятельность ребёнка. Сначала не творческую, а репродуктивную (отобразительную, подражающую) деятельность, в процессе которой проявляется творчество, оригинальные решения, а затем новые идеи.
Одна из основных задач в формировании изобретательских способностей – развитие наблюдательности, любознательности, пытливости мышления, сообразительности, активности, самостоятельности.
В образовании есть две основные формы: классно-урочная и внеурочная. Используя эти формы, система образования, отвечая новым требованиям жизни, должна формировать умение выявлять и эффективно решать проблемы. Это умение необходимо всем участникам образовательного процесса: обучающимся, учителям, родителям. Оно необходимо всем членам общества, потому что каждый человек в течение всей жизни решает проблемы разного уровня.
Все разделы ТРИЗ можно разделить на 2 части:
Методы решения проблем
•законы развития систем;
•анализ решения ИЗ;
•информационный фонд;
•системный анализ и синтез…
Методы развития творческих качеств
•методы развития творческого воображения (РТВ);
•теория развития творческой личности;
•теория развития творческих коллективов
Из методов развития творческих качеств выделим методики РТВ (развития творческого воображения):
-Методика разрешения противоречий,
-Методика придумывания пословиц
-Методика придумывания загадок
-Методика сочинения сказок
-Приёмы фантазирования
-Фантограмма
А из приёмов фантазирования можно выделить:
-Увеличить – уменьшить:
-Великан - Кроха
-Что хорошо, что плохо
-Наоборот
-Система Свойства Антисвойства Антисистема
-Ускорение – замедление
Дидактические методы и приёмы ТРИЗ - педагогики разнообразны. Большинство из них известно вам. Их совокупность даёт эффект, который называется направленностью на развитие личности.
Изучая материалы Интернета я узнала, что Тризовская система обучения охватывает все возрасты, начиная с детсадовского.
У педагога, использующего даже элементы теории, дети занимаются с увлечением, без перегрузок осваивают новые знания. Развивают речь и мышление, осваивают иностранные языки без зубрёжки.
Что даёт ТРИЗ детям?
Помогает находить варианты правильного решения проблемного вопроса, оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты;
Тренирует творческое мышление;
Вырабатывает способность применять знания в реальных ситуациях
Что даёт ТРИЗ учителям?
Вооружает набором инструментов по решению проблем
Развивает творческие способности, гибкость и системность мышления педагога
Воспитывает готовность к восприятию нового
Обеспечивает профессиональный рост
Это просто интересно
Сегодня на мастер-классе задания группам мы подготовили разные, чтобы вспомнить и узнать как можно больше приёмов и применять их на уроках.
Задание 1-2 группам (учителям начальных классов) – создать лжезагадку и пословицу или «что на что похоже?» и «Чем мечтают стать некоторые предметы?»
Задание 3 группе (учителям русского языка и литературы) – «События. Устройство конструктора», «Создание паспорта литературного героя»
Задание 4 группе (учителям математики и информатики) – преобразования с помощью оператора, ММЧ (метод маленьких человечков)
Задние 5 группе – задача на разрешение противоречий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/01/picture-268-1470053929.jpg)
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"
Надеюсь, что данная презентация поможет более ярко отобразить содержание данных технологий и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-127106-1350839455.jpg)
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-208393-1363190412.jpg)
Подборка упражнений на основе ТРИЗ
При использовании данных упражнений закладывается фундамент для развития креативного мышления младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-83839-1401729312.jpg)
Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения
Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных технологий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-834147-1476904446.jpg)
Методическое пособие для развития способностей школьников в цифровой среде на основе ТРИЗ-технологий "Давайте изобретать!"
Методические материалы курса «Давайте изобретать!» содержат разработки поурочных планов-конспектов по организации продуктивной деятельности учащихся начальной школы для изучения основных п...