Организация ученического исследования на начальной ступени обучения через взаимодействие с родителями
консультация (2, 3, 4 класс) на тему

Березюк Галина Ивановна

В помещенном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности с учащимися начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchenicheskogo_issledovaniya.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Организация ученического исследования на начальной ступени обучения через взаимодействие с родителями.

Ребёнок – это нескончаемая копилка вопросов, устремлённый поток желания открытий и экспериментов, познания нового и неизвестного, неутомимая жажда новых впечатлений. Огромные возможности для реализации развития творческого потенциала личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность обучающихся как и научная, предполагает наличие таких же этапов.

Главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсальный способ освоения действительности, у них развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося в образовательном процессе.

Говоря о формировании исследовательского типа мышления, мы должны чаще напоминать себе основные правила процесса детского познания.

  1. Дети учатся с желанием лишь в том случае, когда предмет обучения им интересен.
  2. Образ мира у детей складывается благодаря активному переживанию жизненных ситуаций и участию в разного рода отношениях.
  3. У каждого ученика есть свои сильные стороны и способности, опираясь на которые учитель должен направить каждого по индивидуальному пути к знанию.

Целью практически любого исследования является всестороннее познание объекта реальности. Но,  даже если цель и смысл для исследователя ясны и значимы, этого может оказаться недостаточно для продуктивной работы. Нужна ещё неутомимая натура, для которой движение и поиск естественны. Поэтому готовность к исследовательской деятельности предполагает способность сомневаться, менять свои установки, принимать ошибку как опыт.

Прежде чем внедрять исследовательскую деятельность учащихся в качестве инновационной результативной технологии, педагог должен определить, есть ли у него способные учащиеся, есть ли у него самого возможности помочь реализовать их способности, есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в какой-либо области. И, что очень важно для младших школьников,  есть ли родители у учащихся, готовые сотрудничать. После такого самоопределения педагога – научного руководителя учащегося – можно приступить к реализации совместных задач.

При организации исследовательской деятельности с младшими школьниками, необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Тема работы должна быть интересна ребёнку. Она должна быть относительно быстро выполнима и оригинальна, доступна.

Я считаю возможным внедрение исследовательской деятельности только с участием родителей учащихся, чтобы не взваливать на себя весь груз реализации данной работы (очень трудоёмкой и кропотливой).

Многие родители, задумываясь о будущем своего ребенка, хотят его видеть успешным и состоявшимся человеком. И, конечно же, думают о том, как воспитывать свое чадо, чтобы его будущий успех состоялся.

В наше время настойчивость, решительность, воображение, чувство нового, инициативность, умение разбираться в людях, ответственность, умение извлекать уроки из собственных ошибок, умение выслушать, быть объективным, владеть собой, принимать критику, мыслить перспективно, сохранять уверенность перед лицом неопределенности, оптимизм и чувство юмора - неотъемлемые элементы успеха.

С первого класса на родительских собраниях, а большей частью, на индивидуальных консультациях, в беседах я подчёркиваю главенствующую роль родителей в привитии этих качеств своим детям, в становлении личности ребёнка,

Что же родители должны делать, чтобы у ребенка воспитать лидерские качества?

Советы руководителя Психологического центра «Пять Ступеней» Долматовой Анастасии Васильевныдля родителей таковы:

  • Помогите ребенку определить сферу его интересов, подчеркивайте достоинства ребенка, необходимо чтобы он знал свои сильные стороны и умел их использовать.
  • Учите ребенка публично выступать и отстаивать свое мнение, даже если оно отличается от мнения большинства.
  • Учите ребенка воспринимать критику без ощущения стыда и муки. Поэтому критика со стороны взрослых должна быть умной, конструктивной, направленной на исправление недостатков, а не на унижение достоинств ребенка.
  • Учите ребенка конструктивно общаться, разрешать конфликты, видеть положительные моменты даже в отрицательных ситуациях и с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Поддерживайте желание ребенка быть самостоятельным, его инициативу и начинания.
  • Настоящий лидер, прежде всего, творец, развивайте творческие способности ребенка, умение креативно мыслить, видеть необычное в обыденном.
  • Не бойтесь ошибок и неудач ребенка. Именно «на ошибках учатся» и помните, что отрицательный результат – тоже результат.
  • Учите ребенка реально оценивать свои поступки и достижения. Создавать условия по развитию лидерских качеств и эмоционального интеллекта, где они наберутся опыта общения с другими детьми.  Помните, что воспитание ребенка на собственном примере это не только лучший способ привития нужных моделей поведения, а единственный.

Детский период развития человека характеризуется ярко выраженной активной деятельностью. Роль родителей заключается в создании пространства для возможности действовать самостоятельно. Именно самостоятельная творческая деятельность развивает у ребенка навык действовать.

Все перечисленные составляющие успеха претворяются в жизнь через участие в исследовательской деятельности. И ребёнок, однажды попробовавший свои силы в участии в фестивале исследовательских работ, горит желанием участвовать и на следующий год.

Из опыта своей работы хочу представить некоторые этапы подготовки и выполнения исследовательской работы:

Этап 1. Определяю круг детей и родителей, которые смогут заниматься исследовательской работой.

Этап 2. После согласования выбираем тему исследовательской работы в соответствии с интересами ребёнка, её доступностью и выполнимостью.  Пример: Николай Т. (2 класс) очень любит молоко. Выбрали тему: «Какими преданиями овеяна история о молоке». Костя Ж. (3 класс). Родители  имеют собственный участок, мальчик помогает родителям заниматься работой по огороду. Тема работы: «Зависимость урожайности картофеля от качества посадочного материала». Александра К. (2 класс) – наблюдательная, любознательная девочка. Любит задавать вопросы, анализировать. Задалась вопросом: чем грязный снег отличается от чистого. Тема работы: «Состояние снежного покрова в городе Нижневартовске и в районе гимназии №2» Николай Т.(4 класс) имеет домашнее животное – хорька, очень любит свою Нюрку. Планируем написать исследовательскую работу на тему «Особенности поведения кошки и хорька». Т.е., предмет исследования близок и понятен ребёнку. Поэтому недостатка в вопросах, идеях, предложениях со стороны ребёнка не будет.

Этап 3. Ставим проблему для исследования. Проблема - социально  значимое  противоречие, разрешение  которого  является  целью  работы. Пример. Работа Александры о снеге. Из рассказов мамы узнала, что Саша каждый вечер после прогулки рассматривает свои варежки. Очень удивляется, когда видит на них разводы, пятна. А ведь утром были чистые! Вот и проблема: как с помощью снега определить загрязненность в нашем городе и на территории  гимназии №2.

Этап 4. Составляем план работы. Пример. 2 года назад у Коли появилась Нюрка – хорёк. Он словно ждёт, когда кто-нибудь спросит у него о любимом питомце, готов рассказывать о её проказах хоть каждый день. Сначала родилась идея написать работу о повадках Нюрки. А так как у меня уже много лет живёт кот, и я могу о нём рассказать не меньше, чем Коля, то решили, что будет интересней, если в работе мы дадим сравнительную характеристику хорька и кошки. Коля собирает материал о своём питомце, а я о своём, заносим его в таблицу, которую составили вместе. Проблемный вопрос исследовательской работы может звучать так:  какой уход нужно обеспечить дикому зверьку, чтобы ему было комфортно рядом с человеком?!

Этап 5. Предлагаю источники для получения теоретической информации, подбираю методики исследования. Дефицита в информации сейчас нет, даже  дети умеют пользоваться интернетом. А вот отбор нужного,  самого интересного и  ценного материала из огромного количества информации лучше сделать учителю, потому что педагог имеет опыт в выборе материала (ежедневная подготовка к уроку), имеет чёткие представления о требованиях к исследовательской работе.  Необходимо сделать это корректно, подчеркнуть, какой огромную работу выполнили учащийся и его родители.

Важна не только энциклопедическая информация, но и художественная литература. Обязательно включаю в список чтения рассказы о животных  Паустовского, Скребицкого, Пришвина, Чарушина, Житкова, Сетона-Томпсона. Эти произведения не только знакомят с жизнью животных, но и воспитывают читателей.

Этап 6. В соответствии с графиком, родители и ученик предоставляют наработанный материал, а учитель консультирует, помогает в систематизации, работает над стилем речи, построением предложений вместе с учеником, анализе материала, описанием эксперимента, опытов, формулировке выводов по каждому этапу в соответствии с задачами исследования, по оформлению работы.

Родители создают условия для запланированных опытов, оказывают помощь в наборе текста, его распечатке.

Чтобы воспитать успешного человека, не обязательно иметь полезные связи или быть гением в какой-либо области. Важно обладать информацией и желанием создать среду для воспитания успешного человека.

Березюк Галина Ивановна –

учитель начальных классов  МБОУ «Гимназия №2»

г. Нижневартовска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПИТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ на начальных ступенях обучения. (по УМК Биболетовой)

Использование коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе...

Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения.

Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения....

Организация адаптивной среды на первых ступенях обучения

Доклад на тему "Организация адаптивной среды на первых ступенях обучения". В нём рассказывается о том, как помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям, сформировать у него позитивное отношение к...

Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями

Духовно-нравственное  воспитание детей через взаимодействие с родителями...

Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС

Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает ...

Презентация "Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения"

Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения....