внеурочная деятельность
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/» по замыслу авторов отводится138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
Во 2 классе на изучение курса отводится в год – 34 часа (+ 1 час резервный) , 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы – это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут бытьпредставлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Рекомендуемая литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, – 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». – 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1 | Кто я? Моя семья | 1 |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 |
4 | Как собирать материал? Твои помощники | 1 |
5 | Проблема. | 1 |
6 | Проблема. Решение проблемы | 1 |
7 | Гипотеза. Предположение | 1 |
8 | Гипотеза. Играем в предположения | 1 |
9 | Цель проекта | 1 |
10 | Задача проекта | 1 |
11 | Выбор нужной информации | 1 |
12 | Выбор нужной информации | 1 |
13 | Интересные люди – твои помощники | 1 |
14 | Продукт проекта | 1 |
15 | Виды продукта. Макет | 1 |
16 | Визитка | 1 |
17 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
18 | Как правильно составить визитку к проекту | 1 |
19 | Мини-сообщение. | 1 |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 |
26 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 |
27 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 |
29 | Тест «Чему я научился?» | 1 |
30 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
31 | Памятка для учащегося-проектанта | 1 |
32 | Твои впечатления от работы над проектами | 1 |
33 | Ярмарка достижений | 1 |
Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия | Тема | Кол.часов | Дата |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | 1 | 1.09 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант | 1 | 8.09 |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями | 1 | 15.09 |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | 22.09 |
5 | Этапы работы над проектом | 1 | 29.09 |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 | 6.10 |
7 | Проблема. Решение проблемы | 1 | 13.10 |
8 | Выработка гипотезы-предположения | 1 | 20.10 |
9 | Цель проекта | 1 | 27.10 |
10 | Задачи проекта | 1 | 10.11 |
11 | Сбор информации для проекта | 1 | 17.11 |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | 24.11 |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации | 1 | 1.12 |
14 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | 8.12 |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | 15.12 |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | 22.12 |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | 29.12 |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | 1 | 12.01 |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | 1 | 19.01 |
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 | 26.01 |
21 | Программа МРР | 1 | 2.02 |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | 9.02 |
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации | 1 | 16.02 |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | 2.03 |
25 | Тест «Советы проектанту» | 1 | 9.03 |
26 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | 16.03 |
27 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | 30.03 |
28 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | 6.04 |
29 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | 13.04 |
30 | Памятка жюри конкурсов | 1 | 20.04 |
31 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | 27.04 |
32 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | 4.05 |
33 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | 11.05 |
34 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта | 1 | 18.05 |
Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия | Тема | Кол.часов |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 |
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | 1 |
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | 1 |
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 |
5, 6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 2 |
7, 8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 2 |
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 |
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 |
11, 12 | Практическая работа. Создание мини-постера | 2 |
13, 14, 15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 3 |
16, 17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 2 |
18, 19 | Программа МРР. Дизайн | 2 |
20, 21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 2 |
22, 23 | Требования к компьютерной презентации. | 2 |
24, 25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 2 |
26, 27, 28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 3 |
29, 30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | 2 |
31 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 |
32 | Твои впечатления работы над проектом | 1 |
33 | Пожелания будущим проектантам | 1 |
34 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | 1 |
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия | Тема | Кол. часов |
1, 2 | Наблюдение и экспериментирование | 2 |
3, 4 | Методы исследования | 2 |
5, 6 | Наблюдение и наблюдательность | 2 |
7 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 |
8 | Интуиция и создание гипотез | 1 |
9, 10 | Правильное мышление и логика | 2 |
11, 12 | Искусство делать сообщения | 2 |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 |
14 | Семинар «Как готовиться к защите» | 1 |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 |
16, 17, 18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 |
19, 20 | Коллективная игра-расследование | 2 |
21 -27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 7 |
28 | Семинар | 1 |
29, 30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 2 |
31, 32 | Подготовка собственных работ к защите | 2 |
33, 34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....