Внеурочная деятельность
рабочая программа на тему

Комолова Елена Николаевна

Внеурочная деятельность помогает школьникам углубить знания, полученные  на уроках,  сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной деятельности приобретаются умения работать с книгой, справочной литературой. Обучающиеся учатся готовить проекты, выступать с ними перед  аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных навыков школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_sozdavat_proekt.docx54.17 КБ
Файл uroki_zdorovya.docx58.96 КБ
Microsoft Office document icon logika.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

.

Программа внеурочной деятельности

Учусь создавать проект

Программу составил:

учитель начальных классов

Комолова Елена Николаевна

Г. Когалым

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы.

Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году.

Учебная программа последовательно применяет  технологии деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного диалога; технологии оценивания образовательных достижений обучающихся; технологии организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся).  От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Цель программы: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность..

Задачи:

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи. 

Актуальность проектной деятельности

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.     Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.

2.     Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.     Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.     Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.     Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.

Курс включает 135 часов по 1 занятию в неделю. 33 занятия в 1-м классе и 34 занятия–во 2 и 3 классах и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина».

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учусь создавать проект», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

2.     Требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний,  опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути  проектной деятельности, умении  поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении

опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс)

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

В ходе освоения программы «Учусь создавать проект» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД)

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные

умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по-

следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Тематическое планирование для 1 класса

Тема

Виды и формы учебной деятельности

Кол.

часов

 Дата

1

Кто я? Моя семья.

Рассматривать, читать рабочие тетради. Обсуждать содержание тетрадей. Ориентироваться в содержании  учебника. Воспринимать и анализировать учебную  информацию (условные обозначения, содержание,  рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы,  словарь).  Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать  свою точку зрения. Формировать умение работать с  информацией.

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби.

Формировать умение находить информацию в словарях и

справочниках.

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

Формировать умения работать с текстом, находить нужную

информацию. Выступать с сообщением. Осознание  понятия «тема».

1

4

Как собирать материал? Твои помощники.

Формировать умение работать в команде.

1

5

Повторение. Давай вспомним.

Применяем знания на практике.

1

6

Проблема.

Формировать умения находить важные, существенные  признаки в любом начинании, в любом процессе. Работать над понятием «проблема».

1

7

Гипотеза. Решение проблемы.

Учится видеть проблему, формировать умение добывать недостающий способ действия (знания). Работать над понятием «проблема».

1

8

Гипотеза. Играем в предположения.

Высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

1

9

Гипотеза. Играем в предположение.

1

10

Цель проекта.

Формировать умения и способности в поиске способов  решения проблемы проектов. Работать над проектным  понятием «цель проекта». Учиться ставить цель в  конкретной сюжетной ситуации.

1

11

Задача проекта.

Формировать умения и способности в поиске способов решения проблемы проектов. Работать над проектным понятием «задача проекта».

1

12

Выбор нужной информации.

Учиться интерпретировать и обобщать информацию,  выбирать способы получения информации. Работать над  понятиями.

1

13

Интересные люди – твои помощники.

Знакомиться с интересными людьми и их профессиями.

Развивать коммуникативную компетентность.

1

14

Продукт проекта.

Знакомство с формами продукта проектной деятельности.

1

15

Виды продукта. Макет.

Выбор подходящей формы для проекта.

1

16

Повторение пройденных проектных

понятий.

Применяем знания на практике. Учимся правильно  использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы.

1

17

18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Учимся презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). Изготавливаем визитку из картона.

2

19

20

Мини-сообщение. Семиминутное

выступление.

Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе. Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения.

2

21

Выступление перед знакомой аудиторией.

1

22

23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

Окрашивание цветка в два цвета.

2

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе. Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения.

1

2526

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Формировать умения публичного представления

результатов работы.

2

27

Повторение. Давай вспомним.

Учимся создавать собственные творческие замыслы и  доводить их до воплощения в творческом продукте.

1

27

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Формировать основы практического мышления и сознания.

Получение электричества с помощью расчески.

1

28

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.

Знакомство с различными конкурсами проектов. Изготовление поилки для цветов.

1

29

Тест «Чему я научился?»

Учимся оценивать свою работу по выработанным  критериям. Самостоятельная работа с тестом.

1

30

31

Памятка для учащегося-проектанта

Формировать умения публичного представления результатов работы. Формировать умения оценивать свою работу и видеть ошибки.

2

32

33

Твои впечатления от работы над проектами. Ярмарка достижений

Учимся делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов. Высказывать слова благодарности  членам команды, своим проектантам. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения.

2

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.

Обучающийся будет знать:

• основы проведения исследовательской работы;

• что такое мини – проект и творческий проект;

• методы исследования: наблюдение, опыт;

• способы поиска необходимой для исследования информации;

• правила сотрудничества в процессе исследования;

• основные логические операции, их отличительные особенности;

• правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• подбирать материал, необходимый для исследования;

• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Способы проверки результатов освоения программы.

 В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Тематическое планирование для 2 класса

Тема

Виды и формы учебной деятельности

Кол.

часов

Дата

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби».

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.

Понимать значение слова «формулировка». Правильно     формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии».

1

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников в работе над проектом.

Формировать умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

1

5

Этапы работы над проектом

Понимать

значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме.

1

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

7

Проблема. Решение проблемы.

Формировать умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

1

8

Выработка гипотезы-предположения

1

9

Цель проекта

1

10

Задачи проекта

1

11

Сбор информации для проекта

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

Формировать доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации.

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

1

14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Играем в ученых. Это интересно

Формировать основы практического мышления и сознания. Получить навыки сотрудничества, работы над общим делом; проявления творчества.

1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини- сообщение)

Составлять паспорт проекта, готовиться к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией).

1

18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием.

Придумать и записать творческое название проекта, выбрать помощников. Определить направление поиска ответа на вопрос (предположения).

1

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Формировать компетентность взаимодействия

1

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР.

Изучают и осваивают возможности программы МРР.

1

21

Программа МРР.

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

Применяем знания на практике. Учимся правильно  использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы.

1

23

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе. Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения

1

25

Тест «Советы проектанту»

1

26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point,творчески подходить к созданию титульного листа визитки .

1

27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

Формируют умения оценивать свою работу и видеть  пробелы в ней, развивают самокритику.

1

28

Играем в ученых. Это интересно

Формировать основы практического мышления и сознания.

1

29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

Учимся создавать собственные творческие замыслы и  доводить их до воплощения в творческом продукте.

1

30

Памятка жюри конкурсов

Формировать умения оценивать

работу и видеть ошибки.

1

31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе. Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения.

1

32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

33

Играем в ученых. Это интересно.

Формировать основы практического мышления и сознания. Получить навыки сотрудничества, работы над общим делом; проявления творчества.

1

34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

Формируют умения высказывать слова благодарности тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение

года. Пишут слова благодарности своему учителю, рисуют рисунки на память.

1

Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса.

Обучающийся будет знать:

•  основные особенности проведения исследовательской работы;

•  что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;

•  методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

•  правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;

•  правила осуществления самоконтроля;

•  правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

•  выбирать пути решения задачи исследования ;

•  классифицировать предметы, явления и события;

•  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

•  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

•  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

•  осуществлять сотрудничество со взрослыми;

•  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Тематическое планирование для 3 класса

Тема

Виды и формы учебной деятельности

Кол.

часов

 Дата

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

Формируют умения презентовать свои увлечения,

достижения. Осваивают понятия этапов работы над

проектом.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

Формируют умение создания собственных творческих

замыслов и доводят их до воплощения в творческий продукт. Овладевают средствами и способами  воплощения собственных замыслов. Развивают  умения видеть проблему и находят необходимые  способы действия.

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.

Формируют умения высказывать предположения о

неизвестном, предположения способа проверки своих

гипотез, умения инсценировать поиск и пробу

известных и неизвестных способов действий.

1

4-5

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

Знакомятся с советами Мудрого Дельфина.

Формируют умения в составлении паспорта проекта.

2

6-7

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

Знакомятся с видами вопросов для анкет; формируют

умения в составлении вопросов для анкетирования.

2

8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

Знакомятся с условиями размещения проектного

материала на постере; формируют умения в создании

постера.

1

9-10

Практическая работа. Создание мини-постера.

Формируют умения создавать постер с ссылками и

иллюстрациями, графическими схемами и планами.

Развивают умение создавать сообщения различной

природы (устные и письменные тексты).

2

11-13

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Изучают и осваивают возможности программы МРР.

Формируют умения и навыки при работе с

фотографиями, рисунками, фигурами, диаграммами.

3

14-16

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

Формируют умения настраивать анимации на слайде.

Самостоятельно пробуют проделать следующую работу: вставляют фотографию, рисунок. Знакомятся  с новыми понятиями: анимация, имитация. Творческая  работа: создание журнала «Мир глазами животных»

3

17-19

Программа МРР. Дизайн

Развивают образное мышление, вкус, логику.  Формируют умения творчески подходить к созданию

вещи. Знакомятся с понятиями «дизайн», утиль,  модерн, интерьер, портьеры.

3

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

Формируют умения работать с командами «Обрезка»,

«Границы рисунка». Проводят опыты, создают

фотографии на слайдах.

2

22-23

Требования к компьютерной презентации.

Знакомятся с понятием «презентация», с  требованиями к компьютерной презентации.  Формируют умения находить ошибки в готовой  презентации и исправлять их.

2

24-25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

Формируют умения использовать полученные знания

при тестовой проверке.

2

26-28

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

Используют полученные знания при составлении

презентации к заданному тексту. Создают свою  первую презентацию по данному тексту. Делят текст  на части, создают слайды к частям текста, оформляют  надписи на слайдах. Работают над дизайном и  анимацией. Решают логические задачи.

3

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Развивают умения создавать папку проекта,  выделяют нужную информацию и отсеивать лишние  данные; формируют умения брать интервью и  создавать визитку проекта.

2

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Формируют умения оценивать свою работу и видеть

пробелы в ней, развивают самокритику. Выполняют тест по теме «Советы Мудрого Дельфина».

1

32

Твои впечатления работы над проектом.

Формируют умения подводить некоторые итоги своей

деятельности.

1

33

Пожелания будущим проектантам

Формируют умения делать выводы, умозаключения в

виде советов будущим проектантам.

1

34

Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.

Формируют умения высказывать слова благодарности

тем, кто окружал и поддерживал проектанта в течение

года. Пишут слова благодарности своему учителю,

рисуют рисунки на память. Получают советы от

Мудрого Дельфина на лето. Организуют круглый стол

«Минутки откровения». Составляют речевой задачник.

Получают информацию об опытах в домашних

условиях «Это интересно».

1

                                                                                 

                                                                                     Тематическое планирование для 4 класса

Тема

Виды и формы учебной деятельности

Кол.

часов

Дата

1-2

Наблюдение и экспериментирование

Формируют умения делать наблюдения и эксперименты

2

3-4

Методы исследования

Осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками

2

5-6

Наблюдение и наблюдательность

Классифицировать предметы, явления и события

2

7

Совершенствование техники экспериментирования

Формировать основы практического мышления и сознания.

1

8

Интуиция и создание гипотез

Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования

1

9-10

Правильное мышление и логика

Формировать основы практического мышления и сознания. Получить навыки сотрудничества, работы над общим делом; проявления творчества. Развивают образное мышление, логику.  

2

11-12

Искусство делать сообщения

Формируют умения оценивать свою работу и видеть

пробелы в ней, развивают самокритику.

2

13

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения. Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе.

1

14

Семинар «Как готовиться к защите»

Развивают умения создавать папку проекта,  выделяют нужную информацию и отсеивать лишние  данные

1

15

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Формируют умения высказывать предположения о

неизвестном, предположения способа проверки своих

гипотез, умения инсценировать поиск и пробу

известных и неизвестных способов действий.

1

16-18

Индивидуальная работа по планированию и проведению

самостоятельных исследований

Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий самостоятельного исследования

2

19-20

Коллективная игра-расследование

Формировать основы практического мышления и сознания.

2

21-27

Индивидуальная консультационная работа по проведению

самостоятельных исследований

Собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования. Самостоятельно предлагать собственные идеи исследования.

2

28

Семинар

1

29-30

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности

2

31-32

Подготовка собственных работ к защите

Развивают умения создавать папку проекта,  выделяют нужную информацию и отсеивать лишние  данные

2

33-34

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.

Формировать и развивать коммуникативные компетентности, формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения.

2

Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.

Обучающийся будет знать:

• основные особенности проведения исследовательской работы;

• метод исследования: анкетирование, моделирование;

• основы работы с компьютером;

• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;

• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе;

Обучающийся будет уметь:

•  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

•  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

•  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

•  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

•  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

•  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов.

Учебно – методическое и информационное обеспечение курса

Для учителя:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для учителя:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельностьшкольников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия кмысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

 5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Для обучающихся:

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.

com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)



Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

.

Программа внеурочной деятельности

«Уроки здоровья»

Программу составил:

учитель начальных классов

Комолова Елена Николаевна

Г. Когалым

                                                 Без здоровья невозможно и счастье.

Белинский В. Г.

 Пояснительная записка.

        В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.  Проблема воспитания здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная, и наша задача выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. Программа « Уроки здоровья» является продолжением уроков окружающего мира, физической культуры, обеспечения безопасности жизнедеятельности.  

        В основу программы включены  современныхе образовательные  технологии  деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного диалога; технологии оценивания образовательных достижений обучающихся; технологии организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся)        

           Механизм реализации программы осуществляется через систему уроков здоровья, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования. Занятия по программе  «Уроки здоровья» помогают расширить представления детей о своём организме, культуре здоровья, правилах личной гигиены; воспитывают у них бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, способствуют психическому саморазвитию.        

          Цель: создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии ЗОЖ, формирующих личностные  ориентиры  и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию .    

       Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

  • Познакомить с  понятиями  из  различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиены.
  • Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.
  • Формировать у ребёнка потребность в самосознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
  • Научить родителей и детей чётко соблюдать основные гигиенические требования
  • Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
  • Убедить родителей и учащихся в необходимости выполнения ребёнком режима дня, в важности режима дня для сохранения здоровья ребёнка и хорошей  успеваемости; приложить все усилия для создания условий выполнения  ребёнком режима дня.

                 При реализации программы используются групповые и индивидуальные  формы работы,  основным элементом которых является игровая технология. В рамках программы « Уроки здоровья» предполагается   проведение подвижных, развивающих и психологических игр.     Предусмотрена работа по организации творческой деятельности  с личным дневником здоровья, в котором ребёнок делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии ( изменение роста, веса), размышлениями о своих привычках, желаниях, мечтах. 

                   Участники программы: дети от 7до 11 лет.

  Сроки реализации: 4 года

Занятия проводятся по определённой системе:

  1-й год – «Как я устроен?»;

  2-й год – «Как себе не навредить?»;  

  3-й год –  « Умей владеть собой»;

  4-й год – «Я выбираю жизнь!».

Программа  «Уроки здоровья »  изучается 1 час в неделю:  1 класс -33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

Предметные результаты

—планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;                                                                                                                                — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                       —   применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                           — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                          — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Метапредметные результаты

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                     — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                           — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;                                                                                                       — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ;                                                                                                                                                               — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                            — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Личностные результаты

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                       —овладеть  навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;                                                                                                                              — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                           — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в спортивно-оздоровительной  внеурочной деятельности»

               Уровень

            результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение социальных

 знаний

Формирование

ценностного отношения к социальной  реальности

Получение самостоятельного общественного действия

Социальное творчество (социальнопреобразующая добровольческая деятельность)

Программа «Урок здоровья»

Поисковая деятельность, тренинги, оздоровительные минутки, дыхательные упражнения, экскурсии, викторины, психологические игры, деловая игра с элементами тренинга «Умей сказать – нет!», «Культура здорового образа жизни.

Праздники «Если хочешь быть здоров», «Путешествие в город Чистолюбинск», «Путешествие в страну Здоровья», микроисследование, создание рекламных роликов, оказание первой медицинской помощи, дневник здоровья, огонёк «Чистота – залог здоровья», социально-образовательный  проект «Здоровый образ жизни», проект  «Урок здоровья»

   Содержание  программы « Уроки  здоровья»

Название блоков

Задачи

Формы мероприятий

1-й год – «Как я устроен?» ( 33 ч.)

1. Найти ответ на вопрос «Как устроен человек?».

2. Дать учащимся представление о

внутреннем строении  глаза, уха, зуба, кожи, волоса.

3. Прививать навыки личной гигиены.

4. Проводить профилактику отравлений пищей и грибами.

Игра, экскурсия, микроисследование

(строение волоса, кожи). Здоровье сберегающие технологии

Обобщение изученного проводится в форме праздника «Если хочешь быть  здоров ! ».

2-й год – «Как

себе не навредить?» (34 ч.)

1. Формировать навыки бережного отношения к осанке, органам чувств.

2. Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни (режим дня, правила еды).

3. Формировать навыки оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и домашних животных, при обморожении и солнечном ударе, оказания помощи утопающему.

Подвижные игры

Игра, экскурсия, микроисследование

Обобщение изученного проводится

в форме праздника «Путешествие в

город  Чистолюбинск».

3-й год – «Умей

владеть собой».(34ч.)

1. Формировать навыки владения собой, умения контролировать своё

психическое состояние.

2. Формировать умения оказания первой медицинской помощи при переломах, травмах.

3. Формировать навыки поддержания

чистоты и порядка в окружающем пространстве.

4. Развивать эстетическое отношение к внешнему облику человека.

5. Вести профилактику негативных проявлений в поведении.

Праздник, «круглый стол», «огонёк», беседа, практическое занятие (перевязка с использованием медицинской косынки, переноска больного).

Обобщение изученного проводится

в форме праздника «Путешествие в

Страну здоровья», КВН «Культура

здорового образа жизни».

4-й год – «Я выбираю жизнь!»   ( 34 ч.)

1. Формировать навыки владения собой, умения контролировать своё

психическое состояние.

2. Формировать умения оказания первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, отравлениях угарным газом, пищей.

3. Проводить профилактику вредных привычек (алкоголь, никотин).

4. Прививать навыки бережного отношения к своему здоровью при работе

с компьютером.

5. Прививать вкус во внешнем облике

6. Формировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья

Лекции, практические занятия («Парикмахерская», оказания первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, отравлениях угарным газом).

Обобщение и углубление знаний,

полученных за три года обучения.

Обобщение  изученного  проводится в форме защиты проектов «Здоровый образ жизни».

                           

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1 класс «Как я устроен?»

(33 часа - 1 час в неделю)

Содержание

Кол – во

 часов

Дата проведения

Практический навык

1

Советы доктора Воды

2

Навыки правильного ухода руками и телом.

2

Дружи с водой. Друзья Вода и Мыло.

3

Забота о глазах. Глаза  - главные помощники человека.

1

Уход за глазами. Предупреждение нарушения зрения.

4

Уход за ушами. Чтобы уши слышали.

1

Уход за ушами. Предупреждение нарушения слуха.

5

Уход за зубами. Почему болят зубы.

1

Уход за зубами.

Предупреждение кариеса

6

Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми.

1

7

Как сохранить улыбку красивой

1

8

Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека

1

Уход за волосами, кожей,

ногтями.

9

Забота о коже. Зачем человеку кожа.

1

10

Забота о коже. Надёжная защита организма

1

11

Забота о коже. Если кожа повреждена.

1

12

Как следует питаться. Питание  -  необходимое условие для жизни человека

1

Употребление полезных продуктов, независимо от вкуса человека; правила

ухода за посудой.

13

Как следует питаться. Здоровая пища для всей семье (о пользе правильного питания, правилах хранения продуктов, уходе

за посудой, правилах

поведения за столом).

Дневник здоровья « Моё любимое блюдо»

1

14

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

1

Здоровый сон

 

Контроль над своими чувствами.

 

Бережное отношение к своему здоровью.

Общение среди людей.

15

Настроение в школе

1

16

Настроение после школы. Я пришёл из школы

1

17

Поведение в школе.

1

18

Я – ученик.

1

19

Вредные привычки.

1

20

Вредные привычки.

1

21

Мышцы, кости и суставы. Скелет  - наша опора.

1

Бережное отношение к своему здоровью.

Полезные  и вредные упражнения для позвоночника.

22

Осанка – стройная спина!

Дневник здоровья « Я взрослею и расту»

1

23

Как закаляться. Обтирание и обливание

1

Правила закаливания, занятия спортом. Бережное отношение к своему здоровью.

24

Если хочешь быть здоров!

1

25

26

Как правильно вести себя на воде

Игры и упражнения на воде.

2

Выполнение упражнений, укрепляющих организм

27

28

30

31

Подвижные игры

Народные игры

Развивающие игры

4

Красивая ходьба, занятия спортом, общение среди людей.

32

Выбор медицинских

услуг.

Общение с

врачом. Профилактика заболеваний

1

Поведение во время болезни.

Пользование медицинскими услугами.

Общение с врачом.

33

Зелёная аптека.

О грибах и лекарственных растениях

1

Сбор грибов и растений

Всего – 33 ч.

.

                                 

               2 класс « Как себе не навредить?»

                                         (34  часа - 1 час в неделю)

Содержание

Кол- во

 часов

Дата проведения

Практический навык

1

Почему мы болеем. Причины болезни

2

Соблюдение режима дня

Занятие спортом

2

3

Кто и как предохраняет нас от болезней.

Как организм помогает сам себе

2

4

5

Здоровый образ жизни

1

6

Какие врачи нас лечат

1

Пользование медицинскими услугами

Общение с врачом

7

Инфекционные болезни. Прививки от болезней

2

8

9

Какие лекарства мы выбираем

1

10

Домашняя аптечка

1

11

Отравление лекарствами

1

Оказание первой медицинской помощи.

12

Пищевые отравления

1

13

Безопасность при любой погоде.

 Если солнечно и жарко

1

Оказание первой медицинской.  Первая помощь при укусах

животных, ранках, солнечных

ударах, обмороках.

14

Безопасность при любой погоде.

Если на улице дождь и гроза

1

15

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2

Уход за помещением, предметами обихода, правила поведения в транспорте

16

17

Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг

1

Первая помощь утопающему

18

Правила общения с огнём. Чтобы огнь не причинил вреда

1

Правила работы с электроприборами.

19

Как уберечься от поражения электрическим током

1

20

Травмы

1

Оказание первой медицинской помощи

21

Укусы насекомых

1

22

Предосторожности при обращении с животными

1

23

 Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

2

Правила первой помощи при отравлении, тепловом ударе, травмах Здоровый образ жизни.

24

25

Как помочь себе при тепловом ударе

1

26

Как уберечься от мороза

1

27

Первая помощь при травмах.

Растяжение связок и вывих костей

1

28

Первая помощь при травмах. Переломы

1

29

Первая помощь при травмах. Ушиб.

1

30

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

Оказание первой медицинской помощи

31

Укусы змей

1

32

Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым

Дневник здоровья «Когда я стану взрослым»

1

Наблюдения за собой. Здоровый образ жизни.

Общение со сверстниками

33

Путешествие в город Чистолюбинск.

1

34

Я выбираю движение

1

Красивая ходьба, занятия

спортом.

Всего -34 ч.

                                     

                                   

  3класс « Умей владеть собой»

                                       (34 часа -1  час в неделю)

Содержание

Кол –во

 часов

Дата проведения

Практический навык

1

Чего не надо бояться?

1

Наблюдения за собой.

2

Деловая игра с элементами тренинга

«Умей сказать: "нет!"»

1

Здоровый образ жизни.

Общение со сверстниками.

3

Спеши делать добро

1

Контроль над своими

чувствами. 

Общение среди людей.

4

Поможет ли нам обман?

1

5

Надо ли прислушиваться к советам родителей

1

6

Почему родители и дети не всегда понимают друг друга

1

Контроль над  своими

чувствами. 

Общение среди людей 

Здоровый образ жизни.

7

Надо уметь сдерживать себя

1

8

Все ли желания выполнимы

1

9

Как отучить себя от вредных привычек

2

10

11

Как относиться к подаркам?

2

Дарить подарки

Общение со сверстниками..

12

13

Как относиться к наказаниям

1

Контроль над своими

чувствами. 

Общение среди людей

14

Как нужно одеваться

1

Уход за внешностью.

Развитие вкуса.

15

Как вести себя с незнакомыми людьми

1

Контроль над своими

чувствами. 

Общение среди людей

16

Как вести себя, если что –то болит

1

Наблюдения за собой Оказание первой медицинской помощи

17

18

Правила еды.

2

Поведение за столом.

Правила рационального питания

19

Огонёк «Чистота –

залог здоровья!»

1

Уход за помещением, одеждой, предметами обихода.

20

Помоги себе сам.

1

Контроль над своими

чувствами.

21

22

«Следопыты».

Как помочь больным

и беспомощным?

Навыки оказания

первой помощи при

переломах и травмах.

2

Оказание помощи больным

людям.

Оказание первой медицинской помощи.

23

Поговорим о внешности.

1

Уход за внешностью.

Развитие вкуса.

24

Путешествие в Страну здоровья.

1

Бережное отношение к своему здоровью.

25

Умей организовывать свой досуг

1

Бережное отношение к своему здоровью. Общение среди людей

26

Как вести себя в транспорте и на улице

1

Контроль над своими

чувствами.

Общение среди людей

27

28

Как вести себя в театре, кино, школе.

2

29

Как доставить родителям радость

1

30

Если кому – нибудь нужна твоя помощь

1

Бережное отношение к своему здоровью.

Общение среди людей

Оказание медицинской помощи

31

32

Подвижные и развивающие игры

2

Бережное отношение к своему здоровью. Общение среди людей

33

34

Культура здорового

образа жизни. КВН.

2

Общение среди людей.

Всего – 34ч.

                                   

                             

4класс « Я выбираю жизнь»

                             (34 часа - 1 час в неделю)

Содержание

Кол -во

 часов

Дата проведения

Практический навык

1

Что такое здоровье

1

Волевые тренинги.

Бережное отношение к своему здоровью.

2

Что такое эмоции

1

3

Стресс

1

4

Как помочь сохранить себе здоровье. Учимся думать и действовать

1

5

Учимся находить причину и следствие событий

1

6

Принимаю решение

1

Контроль над своими

чувствами.

7

Я отвечаю за своё решение

1

8

Злой волшебник – табак. Что мы знаем о курении

1

Культурное поведение. Бережное отношение к своему здоровью. Общение среди людей

9

Почему некоторые привычки называются вредными

1

10

Зависимость.

1

11

Умей сказать нет

1

12

Я умею выбирать тренинг безопасного поведения

1

Здоровый образ жизни.

Общение со сверстниками.

13

Волевое поведение

1

Контроль над своими

чувствами.

14

Алкоголь- ошибка

1

Культурное поведение.

Бережное отношение к своему здоровью.

Общение среди людей

Здоровый образ жизни

15

Наркотик - тренинг безопасного поведения

1

16

Первая помощь при

отравлении  (угарным

газом, пищей).

1

Оказание первой медицинской помощи.

17

18

Для вас, мальчики!

Как стать джентльменом?

2

Личная гигиена.

Правила культурного поведения.

19

20

Моя семья

2

21

22

Компьютер: друг или

враг?

2

Правила работы с компьютером.

23

В мир моды – в мир

причёски!

1

Уход за своей внешностью.

Развитие вкуса.

24

25

Для вас, девочки!

2

1. Прививать правила личной гигиены.

2. Воспитывать навыки поведения.

26

День здоровья

1

Культурное поведение.

Бережное отношение к своему здоровью.

Общение среди людей

Здоровый образ жизни

27

28

Подвижные и развивающие игры

2

29

Откуда берутся грязнули ( игра – путешествие)

1

30

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

2

31

32

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

33

Будьте здоровы!

Проект «Санбюллетень» для будущих участников программы « Урок здоровья»

 

2

Правила культурного поведения.

34

Всего – 34 ч.

        

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.                                                                               В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие

 Наглядные пособия:

  • гербарии; коллекции насекомых;  чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

   Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Урок издоровья».

Наряду с принципом наглядности  в изучении программы «Уроки здоровья» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. 

Литература:

1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2007г.

2. Валеология: учебное пособие/ под ред. В.П. Соломина, Ю.Л. Варламова – СПб., 1995г.

3. Г.К. Зайцев. Уроки Айболита. СПб – 1997 г.

4. Мир детства. Младший школьник. М.: 1988г.

5. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Как я расту: Советы психолога родителям. СПб.,  1997 г.

                                           



Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

.

Программа внеурочной деятельности

                                 «Логика»

Программу составил:

учитель начальных классов

Комолова Елена Николаевна

                                                         Г. Когалым


Пояснительная записка

Развитие логического мышления учащихся – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество современного образования. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни. Программа  «Логика» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной

Задача по формированию и развитию логического мышления общепризнана и давно принята педагогическим сообществом. Главной задачей обучения детей считается достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

     Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам.    

Курс «Логика» направлен на  развитие у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:

  • Задания на развитие внимания;
  • Задания на развитие памяти;
  • Задания на развитие воображения;
  • Задания на развитие логического мышления;

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Курс «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 занятия – 1 класс; 34 занятия 2-4 класс.     

Цель - систематическое развитие логического мышления учащихся .

Задачи:

  1. Создание условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечение становления у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

               Данная программа построена на основе современных образовательных технологий деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом; технологии проблемного диалога; технологии оценивания образовательных достижений обучающихся; технологии организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся) в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

              В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования:

Личностные результаты

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметные

результаты

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Содержание программы

1 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)

     Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов (8 часов)

     Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики (5 часов)

     Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение (3 часа)

     Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика (2 часа)

     Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения (4 часа)

     Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал (3 часа)

     Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Форма и вид деятельности

1.

Вводный тест.

1

Тестирование

2.

Сравнение предметов по свойству.

1

Познавательная игра.  Игры на развитие внимания

3.

Целое и часть.

1

Познавательная игра.

Игры на развитие внимания.

4.

Знакомство с отрицанием (термин не вводится).

1

Урок-игра.

5.

Признаки предметов.

1

Игры на развитие мышления.

6.

Признаки предметов и значение признаков.

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

7.

Обобщение по признаку.

1

Соревнование.

Игры на развитие мышления.

8.

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.

9.

Описание последовательности действий.

1

Игры  и упражнения на развитие внимания, мышления.

10.

Логические упражнения.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.

11.

Последовательность действий и состояний в природе.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.

12.

Целое действие и его части.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.

13.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.

14.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления.

15.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

1

Игры  и упражнения на развитие памяти, речи, мышления

16.

Промежуточный тест.

1

Игры  и упражнения на развитие памяти, речи, мышления

17.

Функции предметов.

1

Игры  и упражнения на развитие памяти, речи, мышления

18.

Логическая операция «и».

1

Игры  и упражнения на развитие памяти, речи, мышления

19.

Выделение главных свойств предметов.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

20.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

21.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

22.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

23.

Последовательность событий.

1

Игры и упражнения на развитие  быстроты реакции, логического мышления.

24.

Высказывания.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

25.

Истинные и ложные высказывания.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

26.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1

Игры и упражнения на развитие  быстроты реакции, логического мышления.

27.

Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).

1

Игры и задачки на развитие логического мышления

28.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

29.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

30.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

31.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

32.

Часть-целое ( в действиях).

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

33.

Итоговый тест.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

Личностные результаты

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметные результаты

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

Содержание программы

2 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)

     Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

  1. Сравнение (6 часов)

     Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

  1. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)

     Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений.  Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

  1. Комбинаторика (4 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Элементы логики (7 часов)

     Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

     Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .

  1. Практический материал (3 часа)

     Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

Тематическое планирование

2 КЛАСС

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Форма и вид деятельности

1.

Входной тест

1

Тестирование

2.

Выделение признаков.

1

Игры на развитие концентрации внимания.

3.

Различие.

1

Игры на развитие концентрации внимания.

4.

Сходство.

1

Игры на развитие концентрации внимания

5.

Существенные признаки.

1

Игры на совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

6.

Характерные признаки.

1

Игры на совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

7.

Упорядочивание признаков.

1

Игры на совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

8.

Правила сравнения.

1

Игры на совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

9.

Значение сравнения.

1

Задачи на сравнение

10.

Тест «Сравнение».

1

Тестирование

11.

Истинные и ложные высказывания.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

12.

Отрицание высказывания.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

13.

Понятие о классах.

1

Упражнения на развитие воображения, мышления

14.

Правила классификации.

1

Упражнения на развитие воображения, мышления

15.

Вопросы.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

16.

Алгоритм.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

17.

Тест «Алгоритм».

1

Тестирование

18.

Закономерность в числах и фигурах.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

19.

Закономерность в буквах и словах.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

20.

Комбинаторика. Перестановки.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

21.

Комбинаторика. Размещения.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

22.

Комбинаторика. Сочетания.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

23.

Причина и следствие.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

24.

Причинно-следственные цепочки.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

25.

Противоположные отношения между понятиями.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

26.

Отношения: род-вид.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

27.

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

28.

Виды отношений.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

29.

Тест «Отношения».

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

30.

Определения.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

31.

Ошибки в построении определений.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

32-33

Суждения.

2

Игры и упражнения на развитие логического мышления

34.

Итоговый тест.

1

Тестирование

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» в третьем классе.

 В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностные результаты

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметные результаты

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

     

Содержание программы

3 класс

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

    Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (2 часа)

     Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (2 часа)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (4 часа)

     Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

     Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (10 часов)

     Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (2 часа)

     Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (4 часа)

     Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятий

Всего часов

Дата проведения

Форма и вид деятельности

1.

Входной тест.

1

Тестирование

2.

Закономерности в чередовании признаков.

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

3.

Классификация по какому-то признаку.

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

4.

Сравнение предметов по признакам.

1

Игры и упражнения на развитие внимания,  мышления.

5.

Тест «Сравнение».

1

Тестирование

6.

Состав предметов.

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

7.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

Игры и упражнения на развитие логического  мышления.

8.

Найди отличия.

1

Игры и упражнения на развитие внимания.

9.

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

11.

Функциональные признаки предметов.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

12.

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

13.

Логическая операция «и».

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

14.

Координатная сетка.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

15.

Решение логических задач и задач-шуток.

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

16.

Результат действия предметов.

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

17.

Обратные действия.

1

Игры и упражнения на развитие мышления.

18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

19.

Тест «Отношения».

1

Тестирование

20.

Порядок действий, последовательность событий.

1

Упражнения на развитие мышления

21.

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

1

Упражнения на развитие мышления

22.

Составление загадок, чайнвордов.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

23.

Множество. Элементы множества.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

24.

Классификация по одному свойству.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

25.

Тест «Классификация».

1

Тестирование

26.

Способы задания множества.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

27.

Сравнение множеств.

1

Игры и упражнения на развитие логического мышления

28.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

29.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

30.

Выражения и высказывания.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

31.

Высказывания со связками «и», «или».

1

Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления

32.

Отрицание.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

33.

Итоговый тест.

1

Тестирование

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

Упражнения на развитие, речи, мышления

 Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
  9. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.

Литература для учащихся

  1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....