рабочие программы 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (3 класс) на тему

Абросимова Анна Александровна

Рабочие программы 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_3_klass_umk_nachalnaya_shkola_21_veka.zip243.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Принято                                                                                                     Утверждено

педагогическим советом                                                                           приказ №       от

протокол №                                                                                               «___»_______2015    г                                                                                       «___»_______2015г                                                                                   директор школы: _____

                                                                                                                               /Л.В. Лукьянчикова/

Рабочая программа

по литературному чтению

3 класс

2015 -2016 учебный год

Разработана:

учителем начальных классов

АбросимовойА.А.

с. Вышние Деревеньки - 2015 г

Пояснительная записка

 Рабочая программа по литературному чтению  разработана для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373
  2. Примерной основной образовательной программы начального общего образования . М.: Просвещение, 2015г.
  3. Авторской программы для 1-4 класса Н.Ф.Виноградовой (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) М.: Вентана-Граф. 2012.
  4. Регионального базисного учебного плана, утвержденного приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 № 1-421 (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказами комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011г.№1-1234, от 23.03.2012г. №1-285 и от 17.08.2012г. №1-893, 11.06.2013г №1-677.)
  5. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2015-2016 учебный год.
  6. Учебного плана МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» на 2015 – 2016 учебный год, утвержденный приказом  

 Изучение курса «Литературное  чтение»   на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:

- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

- понимание читаемого не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);

- воссоздание в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

- воспроизведение текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

 Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
  2. Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя).
  3. Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым).
  4. Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.
  5. Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова.
  6. Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.  

 

Рабочая программа ориентирована на  работу по учебно - методическому комплекту:

  1. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Литературное чтение: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Литературное чтение: 3 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  4. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  5. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс / Л.Е. Журова, Л.А. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2012.

       Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.      

Формы организации учебного процесса: индивидуальные,  коллективные, фронтальные.

          Основными формами текущего контроля  являются: устный опрос; диагностические работы; тестовые задания; самостоятельные работы.

            В конце учебного года проводится  комплексная работа на межпредметной основе.

                       

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

                                                                     

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством  учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть оследовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы,
стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся на основе литературных  произведений).Проявление интереса к словесному творчеству, участие в 
коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание 
небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в 
театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. 
Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под 
руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

  • с уроками  русского языка: запись отдельных выражений, 

предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных 

эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение 

иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

  • с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Описание места  учебного предмета в учебном плане

 Обязательная часть регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ Курской области отводит на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе  136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели ).

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»


       Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
       
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
       
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
       
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
     
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
      Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
   
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
     
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
     
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
     
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
     
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

             

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

          Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:  

Личностные универсальные учебные действия:  

  • понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
  • овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
  • формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
  • самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
  • использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

  • понимание и постановка учебной задачи;
  • составление плана и последовательности действий;
  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  • коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • формирование познавательной учебной задачи;
  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
  • рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
  • выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.

Знаково-символические познавательные действия:

  • моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
  • составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
  • составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

Логические универсальные действия:

  • анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
  • установление причинно-следственных связей в тексте произведения  при составлении плана;
  • формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
  • сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

  • понимание и формирование учебной задачи;
  • выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:

  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
  • умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
  • умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

  • овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
  • воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
  • овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
  • воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
  • формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений. 

Содержание  учебного предмета «Литературное чтение»

 

Устное народное творчество – 16 ч
Пословицы, скороговорки, потешки, загадки, присказки, русские народные сказки («Самое дорогое»,  «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

В результате изучения раздела учащийся

 научится: различать  малые фольклорные жанры, приводить примеры этих произведений; определять особенности былины, составлять план былины, объяснять смысл пословиц, сравнивать различные жанры фольклора. 

получит возможность научиться: определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; работать с тематическим каталогом; высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст.

Басни - 5 ч
Эзоп.
«Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник».

В результате изучения раздела учащийся

 научится: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста   произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; определять структуру басни, выделять рифмующие слова, выявлять авторскую точку зрения.

 получит возможность научиться: высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; работать с тематическим каталогом; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Произведения А.С. Пушкина – 10 ч
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
В результате изучения раздела учащийся

научится: определять  жанры, темы произведений данного раздела;  выразительно читать «диалог»,сравнивать произведения А.С.Пушкина разных жанров, пересказывать, работать с иллюстрацией, восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).

 

Стихи русских поэтов - 12 ч
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.П. Майков. «Осень»; А.А. Фет. «Мама! Глянька из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин, «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день», И.А.Бунин «Листопад».

В результате изучения раздела учащийся

научится: читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать простейшие приемы анализа стихотворений: осуществлять выбор книги в библиотеке, находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

 получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; воспринимать художественную литературу как вид искусства.

 Произведения Л.Н. Толстого - 11 ч
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова - 7 ч
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова – 6 ч
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

В результате изучения раздела учащийся

научится: читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

получит возможность научиться: высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Сказки зарубежных писателей – 4 ч
Ш. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре», «Зимняя сказка»; Х.-К. Андерсен «Снеговик»; братья Гримм «Умная дочь крестьянская».
В результате изучения раздела учащиеся

научатся: называть фамилии авторов зарубежных сказок, сравнивать сказки разных народов, описывать героев сказок, пересказывать сказки от лица героев, создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями.

получат возможность научиться: писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

 Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка – 6 ч
«Умнее всех», «Приёмыш», «Постойко».

Произведения А.И. Куприна – 8 ч
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Собачье счастье».

Произведения С.А. Есенина – 7 ч
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки», «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…».

Произведения К.Г. Паустовского – 12 ч

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди», «Заячьи лапы», «Тёплый хлеб».

Произведения С.Я. Маршака – 4 ч
«Урок родного языка», «Ландыш», пьеса – сказка «Кошкин дом»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева – 5 ч
«Честное слово», «Камилл и учитель», «Фенька», «Новенькая».

Произведения А.Г1. Гайдара – 6 ч
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре», С.В. Михалков «Ошибка», В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре».

Произведения М.М. Пришвина – 7 ч
«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

В результате изучения раздела учащийся                                                                                       

научится: читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

получит возможность научиться: высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Произведения зарубежных писателей – 10 ч
Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении); Дж.Чиарди «Ждон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

научится: читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию, вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения.

получит возможность научиться: высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

  

 

 

 


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 

Тема урока, раздела  

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности обучающихся  

Личностные

Предметные

Метапредметные (УУД)

   Устное народное творчество (16 ч)

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

   Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные:  осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осознанно строят  речевые высказывания в устной форме, владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Коммуникативные: высказывают свое отношение к Родине, используя выразительные средства языка.

 

Прогнозировать содержание раздела.

Узнавать малые фольклорные формы.

Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения,

жанровых особенностей

произведения.

Анализировать текст.

Отвечать на вопросы по тексту.

 

  Басни (5 ч)

        

 

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. 

  Раскрывает смысл понятия «басня». Правильно называет басню, выделяет мораль, вступление, рассказ (развитие действия). Приводит примеры олицетворения. Выразительно читает каждую часть басни. Сравнивает басни Эзопа и Крылова, их героев и формы (стихотворная и прозаическая).

 

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные:  познакомился с понятием  басня   и ее особенностями.  Выбирает темп и тон чтения. Передает интонацию отношения к героям, нравоучительный тон морали. Самостоятельно указывает паузы и логические ударения, наблюдает за знаками препинания.

 Коммуникативные:  

  высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.

Работать со схемой «Герои сказок и их основные признаки». Отвечать на вопросы по теме урока. Слушать басню Эзопа. Читать вслух басню И.А. Крылова.

Упражняться в выразительном чтении басен. Раскрывать единство формы и содержания басни.

  Произведения А.С. Пушкина (10 ч)

  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

 Называет и рассказывает наизусть произведения А.С. Пушкина. Самостоятельно заполняет схему «Жанры произведений А.С. Пушкина».

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.

Познавательные:  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей 
и жанров в соответствии с целями и задачами, оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев с общими нравственными и этическими нормами.  

 Коммуникативные:    
 готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.   

 Вспомнить и назвать несколько изученных ранее произведений А.С. Пушкина. Отвечать на вопросы по теме урока. Самостоятельно читать вводную статью, дополнить схему новым жанром – «поэмой».  

  Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета (5 ч)

    Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

 Работает с текстом стихотворения. Выполняет задания в учебнике. Упражняется в выразительном чтении. Выполняет словарную работу. Выделяет логические ударения, указывает паузы, выбирает темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта.

- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные:  правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), активное использование речевых средств, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

 Коммуникативные  высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы. 

 Заполнять схему «Русские поэты». Называть имена русских поэтов. Узнавать авторов строк знакомых произведений. Понимать, что такое строфа. Приводить примеры строф. Выразительно читать стихотворения.

  

 Произведения Л.Н. Толстого (11 ч)

Формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности

 Понимает особенности сказок Толстого (сюжет, герои). Определяет вид сказок (волшебная, бытовая). Составляет модельно-схематический или словесный план. Умеет рассказывать сказку от лица одного из героев.

- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные:   делит текст на части. Самостоятельно составляет план. Комментирует ответ. Находит главную мысль басни и сказки. Коммуникативные  высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы

Анализировать текст.

Соотносить иллюстрацию

с текстом, отдельными эпизодами. Объяснять образные слова и

выражения. Создавать описательный рассказ по тексту. Создавать словесные портреты

героев. Характеризовать

приёмы, используемые

автором. Конструировать план произведения.

Пересказывать текст выборочно и полностью.

Разыгрывать диалоги,

драматизировать отрывки.

Выбирать книгу по фамилии автора.

Оценивать нравственное

содержание и идею произведения.

 Произведения Н.А. Некрасова (7 ч)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Правильно называет произведения и книги. Называет имя, отчество и фамилию поэта. Находит справку о поэте в книгах-справочниках. Читает и сравнивает два отрывка. Выделяет эпитеты. Сравнивает интонационные рисунки, выявляет позицию автора-рассказчика, автора-героя. Аналитически читает статью К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок».

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные:  активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам.

   Коммуникативные  высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы

 Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение стихотворения. Создает словесный образ Мороза-воеводы. Выбирает нужный тон чтения (хвастливый и гордый). Понимает особенности выбора темпа чтения стихотворения (медленный).

 Произведения А.П. Чехова (6 ч)

Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений

 Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Самостоятельно перечитывает рассказ и выделяет композиционные части. Выделяет главную мысль. Комментирует заголовок. Рассматривает внутритекстовые иллюстрации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Определяет общую цель и пути ее достижения. 

 Регулятивные:   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.             Познавательные:     овладение навыками составлять тексты в устной и письменной форме, научатся пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

 Сравнивать произведения разных жанров. Различать понятия «описание» и «повествование». Выделять описания героев и пейзажа. Понимать главную мысль. Составлять блок-схему (модульный план) произведения. Составлять кластер «Они писали рассказы».

 

 Сказки зарубежных писателей (4 ч)

Развитие   прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой   художественной культурой.

Формирование понятий о добре и зле, о нравственности. Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные: способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Описывать события

сказки в соответствии с

поставленной учебной

задачей. Анализировать

структуру сказки, текст

сказки. Оценивать

нравственное содержание

и идею. Сопоставлять

название сказки с

пословицей. Соотносить

иллюстрации с текстом.

Узнавать по иллюстрации

название сказки. Выделять национальные

особенности сказки.

Сравнивать

выразительные средства

сказок разных народов.

Различать фольклорную и

авторскую сказки.

Устанавливать сходство

тем, героев, сюжетов.

Сравнивать произведения

по теме. Анализировать

текст сказки.

 Стихи русских поэтов (7 ч)

Развитие   прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с    отечественной художественной культурой.

 Понимает, что такое тон, темп и ритм стихов. Выделяет логические ударения и соблюдает паузы. Определяет тему. Выразительно читает. Выполняет задания в тетради. Понимает содержание стихов (мысли и чувства поэта). Видит сравнения, эпитеты и олицетворения. Сравнивает темы и интонационные рисунки стихов. Называет фамилии русских поэтов.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные: овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.   

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

 Называть изученные стихотворения русских поэтов. Читать наизусть стихотворения русских поэтов. Читать молча, без речедвижения, справочную статью об авторе. Работать со справочной статьей (читать по абзацам, выделять важные факты из жизни автора). Делить стихотворение на части. Упражняться в выразительном чтении стихотворения.

 Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч)

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Использование разных видов чтения. Формирование начальных этических представлений

- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные:  правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), активное использование речевых средств, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.    Коммуникативные  высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы. 

Выделять смысловые

части произведения,

находить опорные слова,

составлять план; словесно

рисовать прочитанное.

Объяснять образные

слова и выражения.

Оценивать нравственное

содержание и идею

сказки.

 Произведения А.И. Куприна (7 ч)

 

Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений

 Подробно пересказывает фрагмент рассказа. Определяет авторскую точку зрения (находит в тексте слова, подтверждающие авторскую позицию). Выделяет образы героев и сравнивает их. Выбирает и заучивает наизусть отдельные абзацы.  

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей планировать свое действие. Познавательные: умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию        Коммуникативные  высказывают свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.

Прогнозировать

содержание раздела.

Читать текст,

ориентируясь на паузы

для передачи настроения,

жанровых особенностей

произведения.

Пересказывать подробно

по плану. Выражать своё

собственное отношение к

героям, давать

нравственную оценку

поступкам. Объяснять

значение пословиц.

Соотносить иллюстрации

с текстом

 Стихи С.А. Есенина (7 ч)

Развитие   прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

 Сравнивает темы стихов, их интонационные рисунки, чувства поэта. Видит в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения. Самостоятельно работает со схемой-моделью. Работает с выставкой книг. Читает наизусть стихи любимых поэтов.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные:  выразительно читает стихотворение. Выделяет эпитеты и сравнения. Заучивает наизусть стихотворение.  Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Называет стихотворения поэта. Читает наизусть знакомые стихи. Понимает значение слова «строфа». Находит нужную строфу. Работает с иллюстрацией. Находит и объясняет олицетворения 

Произведения К.Г. Паустовского (12 ч)

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.

Определяет главную мысль рассказа. Различает рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ. Моделирует обложку. Записывает описание кота. Сравнивает произведения К.Г. Паустовского.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные: различает научно-познавательные и художественные рассказы. Пересказывает текст по плану (подробно и кратко). Делит текст на смысловые части и озаглавливает их. Пересказывает один из эпизодов.

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с косичками». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике).

Произведения С.Я. Маршака (4 ч)

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах

Называет стихотворения С.Я. Маршака по фрагменту. Читает наизусть стихотворения С.Я. Маршака. Выразительно читает по строфам, указывает паузы. Выделяет логические ударения. Моделирует обложку. Записывает слова, выражающие главную мысль. Проверяет выполненную работу по критериям.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные: понимает разносторонность творчества С.Я. Маршака – поэта, сказочника, переводчика. Аннотирует произведения и пишет небольшие отзывы о прочитанном.  

Коммуникативные:  умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Находит в библиотеке книги с произведениями С.Я. Маршака. Использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Находит информацию об авторе в разных информационных источниках.

Произведения Л. Пантелеева (6 ч)

Способность к организации собственной деятельности. Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Узнает произведения Л. Пантелеева по эпизодам. Читает молча и понимает самостоятельно прочитанный текст. Составляет модульный план. Находит описание мальчика. Выразительно читает описание.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные:  кратко пересказывает по плану. Читает подготовленный диалог выразительно. Проверяет правильность задания по критериям. Составляет страничку словарных слов и их значений. Перечитывает рассказ и делит его на части по плану в учебнике.

Коммуникативные:  умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работать с рассказом: первичное чтение, определение темы. «Автор-рассказчик», «автор – герой рассказа». Выполнять задания к тексту в учебнике и в тетради. Художественно пересказывать по плану в учебнике

Произведения А.П. Гайдара (5 ч)

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

Называет произведение А.П. Гайдара по зачитываемому учителем эпизоду. Рассматривает книги А.П. Гайдара. Кратко пересказывает по плану. Оценивает выполненную работу (словесно). Рассказывает отдельные эпизоды. Находит и читает описание штаба тимуровцев. Читает выразительно диалоги.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные:  кратко пересказывает по плану. Читает подготовленный диалог выразительно. Проверяет правильность задания по критериям. Составляет страничку словарных слов и их значений. Перечитывает рассказ и делит его на части по плану в учебнике.

Коммуникативные:  умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работать с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства. Работать с сюжетом рассказа по композиционному треугольнику. Самостоятельно читать одну из частей. Выбирать слова из текста (образ Ивашки). Сравнивать рассказы А.П. Гайдара «Горячий камень» и К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Кратко пересказывать по плану в учебнике.

Произведения М.М. Пришвина (7 ч)

Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Выразительно читает, выбирает тон чтения для каждого абзаца, выделяет логические ударения в предложениях. Определяет задачи чтения – передать чувство радости от прихода весны и страх животного. Читает наизусть первый абзац рассказа. Самостоятельно читает очерк. Рассматривает книги, составляет аннотацию к «своей» книге. Сочиняет загадки о животных. Читает наизусть фрагмент рассказа М.М. Пришвина. Самостоятельно определяет план работы над прочитанным произведением

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные: выразительно читает наизусть отрывок из очерка М.М. Пришвина «Моя Родина». Комментирует заглавие читаемого произведения. Находит и читает

выразительно описания. Сравнивает рассказы М.М. Пришвина «Двойной след» и И.С. Тургенева «Перепелка» и «Воробей». Выполняет творческую работу – сочиняет свое произведение о подвиге животного.  

Коммуникативные:  умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работать с очерком «Моя Родина»: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Следить за развитием сюжета в рассказе «Двойной след», комментировать заглавия, художественный рассказ о тетёрке (обучение). Выполнять задания к тексту

Произведения зарубежных писателей (10 ч)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

. Называет произведения зарубежных писателей из круга детского чтения. Работает в группе с принесенными книгами. Аннотирует прочитанную книгу. Коллективно оформляет книгу-самоделку.

Регулятивные: овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.                Познавательные: называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. .  

Коммуникативные:  умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Работать с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнять задания в учебнике и в тетради. Делить текст на части, выделять

отдельные эпизоды. Составлять план. Писать отзыв о книге.


Календарно – тематическое планирование  «Литературное чтение»

 

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

учебник

План.

Факт.

 

   Устное народное творчество (16 ч)

1-1

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик».

1

2.9

2-2

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы.

1

3.9

3-3

Русские народные сказки. «Самое дорогое»,

1

4.9

4-4

Русские народные сказки  «Про Ленивую и Радивую».

1

8.9

5-5

Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч».

1

9.9

6-6

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка.

1

10.9

7-7

Волшебные сказки.

«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках.

1

11.9

8-8

 Волшебные сказки.

«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках.

1

15.9

9-9

Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Елена Премудрая»,  чукотская сказка «Девушка и Месяц».        

1

16.9

10-10

Малые жанры фольклора. скороговорки. Потешки. какие бывают скороговорки.

1

17.9

11-11

 Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя»

1

18.9

12-12

Былины. «Добрыня и Змея»,

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

1

22.9

13-13

Былины.Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»,

1

23.9

14-14

Былины.«Вольга и Микула».

1

24.9

15-15

 Дополнительное чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович».

1

25.9

16-16

Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»).

1

29.9

  Басни (5 ч)

1-17

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград».

1

30.09

2-18

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп. «Ворон и Лисица».

1

1.10

3-19

Дополнительное чтение. И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник».

1

2.10

4-20

Дополнительное чтение. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е.Измайлов. «Филин и чиж».

1

6.10

5-21

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

7.10

Произведения А.С. Пушкина (10 ч)

1-22

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...».

1

8.10

2-23

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Дополнительное чтение. «Бой Руслана с гигантской головой».

1

9.10

3-24

«Сказка о царе Салтане...».

1

13.10

4-25

«Сказка о царе Салтане...» (продолжение).

1

14.10

5-26

«Сказка о царе Салтане...» (окончание).

1

15.10

6-27

К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»,

1

16.10

7-28

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...».

1

20.10

8-29

А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер».

1

21.10

9-30

А.С. Пушкин. «Няне».

1

22.10

10-31

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

23.10

  Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета (5 ч)

1-32

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»

1

27.10

2-33

А.Н. Майков. «Осень».

1

28.10

3-34

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1

29.10

4-35

Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение. И.А. Бунин. «Листопад».

1

30.10

5-36

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

2.11

 Произведения Л.Н. Толстого (11 ч)

1-37

«Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня).

1

9.11

2-38

Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан».

1

10.11

3-39

Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан».

1

11.11

4-40

Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы».

1

12.11

5-41

Дополнительное чтение. «Лев и собачка».

1

16.11

6-42

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок».

1

17.11

7-43

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок».

1

18.11

8-44

Былина «Как боролся русский богатырь».

1

19.11

9-45

Дополнительное чтение: «Ореховая ветка».

А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах».

1

23.11

10-46

А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах».

1

24.11

11-47

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

25.11

 Произведения Н.А. Некрасова (7 ч)

1-48

Стихи Н.А. Некрасова о детях.

«Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

1

26.11

2-49

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении).

1

30.11

3-50

Стихи Н.А. Некрасова о природе

«Славная осень...».

1

2.12

4-51

Дополнительное чтение. «Зелёный Шум». К.И. Чуковский. «Зелёный Шум».

1

3.12

5-52

Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

4.12

6-53

Дополнительное чтение. Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём».

1

7.12

7-54

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

8.12

 Произведения А.П. Чехова (6 ч)

1-55

Повесть «Степь» (отрывок).

1

9.12

2-56

Дополнительное чтение. А.П. Чехов. «Белолобый»; И.С. Тургенев. «Лес и степь».

1

10.12

3-57

А.П. Чехов. «Ванька».

1

14.12

4-58

Дополнительное чтение. Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

1

15.12

5-59

 Дополнительное чтение. Л. Андреев. «Кусака».

1

16.12

6-60

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

17.12

 Сказки зарубежных писателей (4 ч)1

1-61

Ш. Перро. «Подарки феи».

1

21.12

2-62

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка».

1

22.12

3-63

 Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская».

1

23.12

4-64

Урок-утренник «В мире сказок».

1

24.12

 Стихи русских поэтов (7 ч) 

1-65

И.С. Никитин. «Русь».

1

28.12

2-66

И.С. Никитин. «Утро».

1

11.1

3-67

И.3. Суриков. «Детство».

1

12.1

4-68

Дополнительное чтение. И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...».

1

13.1

5-69

С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

1

14.1

6-70

Дополнительное чтение. Ф.Н. Глинка. «Москва».

1

18.1

7-71

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

19.1

 Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (6 ч)

1-72

Рассказ «Приёмыш».

1

20.1

2-73

Рассказ «Приёмыш» (продолжение).

1

21.1

3-74

Дополнительное чтение В.П.Астафьев «Стрижонок Скпип»

1

25.1

4-75

Сказка «Умнее всех».

1

26.1

5-76

 Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко».

1

27.1

6-77

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

28.1

Произведения А.И. Куприна (8 ч)

1-78

Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда».

1

1.2

2-79

Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (продолжение).

1

2.2

3-80

Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» (продолжение).

1

3.2

4-91

Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька».

1

4.2

5-82

Рассказ «Барбос и Жулька» (окончание). Дополнительное чтение. «Собачье счастье».

1

8.2

6-83

Дополнительное чтение. «Ю-ю».

1

9.2

7-84

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка»,

1

10.2

8-85

«Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»).

1

11.2

 Стихи С.А. Есенина (7 ч) 

1-86

Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...».

1

15.2

2-87

Стихи С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы...».

1

16.2

3-88

Стихи С.А. Есенина. «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки).

1

17.2

4-89

Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки».

1

18.2

5-90

 Дополнительное чтение. С.А. Есенин. «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И.С. Тургенев. «Деревня».

1

22.2

6-91

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

23.2

7-92

Стихи русских поэтов.

1

24.2

        

Произведения К.Г. Паустовского (12 ч)

1-93

Сказка «Стальное колечко».

1

25.2

2-94

Сказка «Стальное колечко» (продолжение).

1

29.2

3-95

Сказка «Стальное колечко» (окончание).

1

1.3

4-96

Юмористические рассказы. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

1

2.3

5-97

Научно-познавательные рассказы. К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

1

3.3

6-98

Дополнительное чтение. «Заячьи лапы».

1

7.3

7-99

Дополнительное чтение. «Тёплый хлеб».

1

9.3

8-100

Дополнительное чтение. «Тёплый хлеб».

1

14.3

9-101

Дополнительное чтение. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

15.3

10-102

 Дополнительное чтение. И.С. Тургенев.

«Воробей», «Перепёлка».

1

16.3

11-103

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

17.3

12-104

 «Моя любимая книга».

1

18.3

Произведения С.Я. Маршака (4 ч)

1-105

Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка».

1

21.3

2-106

Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш».

1

22.3

3-107

Дополнительное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом».

1

23.\3

4-108

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги

С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком».

1

24.3

Произведения Л. Пантелеева (6 ч) 

1-109

Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово».

1

4.4

2-110

Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово».

1

5.4

3-111

Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель».

1

6.4

4-112

Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель».

1

7.4

5-113

 Дополнительное чтение. «Фенька», «Новенькая».

1

11.4

6-114

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

12.4

Произведения А.П. Гайдара (5 ч)

13.4

1-115

Произведения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень».

1

14.4

2-116

Произведения А.П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы).

1

15.4

3-117

Произведения А.П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы).

1

18.4

4-118

Стихотворение С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар».

Очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Дополнительное чтение. С.В. Михалков. «Ошибка».

1

19.4

5-119

Дополнительное чтение. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

1

20.4

Произведения М.М. Пришвина (7 ч)1

1-120

Произведения М.М. Пришвина. Очерк «Моя Родина».

1

21.4

2-121

Произведения М.М. Пришвина о животных. Дополнительное чтение. Рассказ «Двойной след».

1

25.4

3-122

Произведения М.М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка».

1

26.4

4-123

Рассказ-описание «Жаркий час».

1

27.4

5-126

В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

1

28.4

6-127

Дополнительное чтение. В.В. Бианки. «По следам».

1

29.4

7-128

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

3.5

Произведения зарубежных писателей (10 ч)

1-129

Дж. Лондон. «Волк».

1

4.5

2-130

Дж. Лондон. «Волк».

1

5.5

3-131

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

1

10.5

4-132

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

1

11.5

5-133

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

1

12.5

6-134

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

16.5

7-135

Комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов).

1

17.5

8-136

«Летнее чтение».

1

18.5

 Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности.

Нормативная документация

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2015

3.  Литературное чтение: программа: 1-4 классы /Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 192с. – (Начальная школа XXI века).

Учебно –методический комплект

1. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Литературное чтение: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

3. Литературное чтение: 3 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4.  читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

5. Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение: 3 класс / Л.Е. Журова, Л.А. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014.

 

Методические пособия

1 Литературное чтение: 3 классы: методика обучения/ Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд. доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 368с. – (Начальная школа XXI века).    

Технические средства обучения.

1. Музыкальный центр «Samsung»

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Интерактивная доска.  

Экранно-звуковые пособия

 

 1. Электронный образовательный ресурс ( под.ред.Н.Ф.Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.

2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

Интернет – ресурсы.

1.   Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok                                                                     

 2.УМК "Начальная школа  ХХI века"                                                             

3.  http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

4. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

7. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей».


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс

Рабочая  программа  построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования.  ...

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

Рабочая программа  курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ  к комп...

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс

Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...

Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 3 класс

Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...