Главные вкладки

    «Тувинские накосные украшения – боошкун, чавага»
    статья на тему

    Украшения - одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nakosnoe_ukrashenie.docx46.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Республика Тыва

    Тандинский кожуун

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

     Основная образовательная школа с. Усть-Хадын

     Статья

    По теме:

     «Тувинские накосные украшения – боошкун, чавага»

    Над материалом работала:

    Оюн Аржана Кок-ооловна

    учитель начальных классов

     первой  категории  

    пед. стаж: 19.11 г

    с. Усть-Хадын, 2013г.

    Содержание:                                                        стр.

    • 1.  Вступление …………………………… 3-4
    • 2. Основная часть:

    2.1.Боошкун ……………………………… 4

    2.2. Чавага ………………………………... 5

    • 3.  Заключение …………………………… 6
    • 4. Источники …………………………….. 6

    1. Вступление.

    Приобщаясь к истокам тувинской земли, ее историко-культурным и археологическим особенностям, хочется отметить ту существующую нить, которая связывает поколения. Эта связь проходит через сохранение традиций, обрядов, праздников, идущих из прошлого и существующих сегодня в современной Туве. Тувинская национальная одежда и украшения, сохраняя основы культуры этноса, впитывает в себя оттенки современности, национальный фольклор приобретает то новое, что позволяет молодому поколению проявлять свое творчество и фантазию.

    Украшения - одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.

    Украшениям тувинцы (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой.

    Есть ценности проходящие, т.е. исчезающие, например, одежда, которая может порваться, выйти из моды и т.д. Украшения же относятся к ценностям вечным, т.е. чем оно древнее, старее, тем оно ценнее. Они компактны. Их можно было хранить в тайниках, укромных местах. Жизнь кочевников была полна непредвиденными ситуациями: скот мог пасть от болезни, бескормицы, его могли угнать недруги, жилище могло быть ограблено, уничтожено огнем. Но человек, имеющий украшения и хранивший их вне дома, всегда мог рассчитывать на свое состояние и выйти из критической ситуации, продав или обменяв их на предметы, необходимые ему.

    Украшение - это один из компонентов материальной и духовной культуры народа, свидетельствующий о развитии традиций. Тувинские женские украшения делятся на следующие виды: украшения для прически, для ушей, рук и пальцев и для пояса. Ношение серег в ушах, колец, браслетов, цепочек имело в древности магическое значение, которое сейчас практически утратилось. Объясняют это следующим: у каждого человека есть душа, жизненная энергия, которая может уйти из тела. Ночью она находится в волосах или под ногтями, поэтому старые люди даже сейчас запрещают ночью стричь ногти, расчесывать голову или стричься. Душа может покинуть тело через выступающие конечности тела - пальцы рук, ног, мочки ушей, глаза, ноздри, рот. Чтобы «закрыть» эти выходы, вдевали в мочки серьги, как бы «замыкали», на пальцы надевали кольца, но так как на все пальцы не наденешь 10 колец, то «замыкали» всю руку браслетом, на шею надевали бусы  - «замыкались» все отверстия на голове. У некоторых народов продевали кольца в носу, в Индии даже на ногах носили браслеты.

    1. Накосное украшение – боошкун.

    Тувинское женское украшения для прически - накосники (чавага, боошкун) представляют особый интерес. По своему функциональному значению они закрепляют прическу. Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд- обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочке стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун».

    Боошкун -девичье накосное украшение из трех нитей бус. В некоторых источниках  говорится, что  боошкун – это бусы иногда с металлической круглой и квадратной пластиной. К ним подвешивали 3-5 снизок бус и чёрные пучки нитей, в других источниках,  что боошкун – ожерелье из бус, которое крепилось на кончике кос.

    Накосное украшение «боошкун» тоже было оберегом.

    У западных тувинцев девочки до просватанья носили одну косу, а у южных - две.

    1. Накосное украшение –  чавага.

    Накосные украшения – чавага широко бытовали у тувинских женщин до 30-х годов XX века. Чавага носили замужние женщины. Чавага состояла из следующих деталей: металлической пластины и коралловых бус, которые закреплялись к удлиненной коже. По традиции чавага закрепляли к прическе невесты матерью или близкой родственницей перед свадьбой, как только она покинет юрту родителей.

    В западной Туве женщины заплетали две косы, у тувинцев чооду и кыргыс – три косы (две косы сбоку и одна толстая сзади, которые на уровне плеч соединялись). Был еще вариант прически: две основные косы плелись сбоку и три тонкие от затылка, которые все соединялись на уровне плеч и закреплялись накосными украшениями - чавага.

    Раньше тувинские женщины к кончику кос прикрепляли чалаа-кара - черные  шелковые нити или же вплетали их в косу. Изучив материалы, мы поняли, что чалаа-кара имеет несколько значений:

    1. Шелковая нить, вплетаемая в косу.

    2.Черные шелковые нитки, которые прикрепляли раньше к кончику кос.

    3. Чёрные пучки на концах чавага и боошкун (салбак), то есть деталь накосных украшений.

    3.  Заключение.

     В настоящее время традиционные украшения используются в фольклорных праздниках, украшения можно увидеть в музеях. В повседневной жизни очень редко используются такие украшения. Современные тувинские женщины и девушки используют украшения свойственные нашему времени. Однако чтобы не забыть свои истоки, а так же знать национальную культуру, в выполнение тувинских украшений часто вводятся элементы стилизации, что делает их доступными для использования в современной жизни.

    Список литературы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока изо «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ 2 класс Школа России

    конспект урока изо «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ...

    Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

    Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»...

    Тема: О чём говорят украшения. Украшения двух противоположных флотов. 2 класс. Программа: Школа России.

    Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2еТема урока: О чём говорят украшения. Украшения двух противоположных флотов.Цели урока: помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики при выпол...

    Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)

    Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

    Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

    Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал  сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...

    Презентация проекта Тувинское национальное украшение "Чавага"

    Презентация проекта Тувинское национальное украшение "Чавага"...