Программа дополнительного образования "Волшебный карандаш" для детей 2-4 класса
материал (2, 3, 4 класс) на тему

Карпова Ольга Евгеньевна

           Программа рассчитана  на 3 года обучения (34  занятия по 1ч 20 мин) для детей 2-4 класса.

           Дает возможность организовать внеклассную работу по интересам и возможностям учащихся, расширить их кругозор, развить умение рисовать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_9.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Председатель экспертного совета по организации исследовательской и инновационной

Согласовано

Директор МОУ СОШ № 14

_______________________

                     Краснобаева  Л. Н.                                                              

Рассмотрено

Руководитель МО начальных классов МОУ СОШ № 14

деятельности при управлении                        ‘ ______’ _________ 2008г.                                      _________________________

образования администрации                                                                                                                                    Дунюшкина Н.Н.        

Тайшетского района                                                                                                                                 ‘ ______’ ___________ 2008г.

 _______________________

                       Плетнёва Е. В.

‘____’  _____ 2008 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 14

Авторская педагогическая разработка  программы комбинаторного типа

        Изостудия

Программа дополнительного образования

для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ

Карпова Ольга Евгеньевна

    учитель начальных классов

МОУ СОШ № 14

                      2008 г.

                    г. п. Тайшет

Пояснительная записка

        Данная программа составлена на основе программ по изобразительному искусству:

  1. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
  2. Программа В.С.Кузина, Э. И Кубышкиной «Изобразительное искусство»
  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – Москва. «Народное образование» 2002 г.
  4. Программы «Художественные кружки» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издательство Москва «Просвещение» 1981 год.

           С использованием книги «Шаг за шагом. Рисунок» авторов Л. Жарретт и Л. Ленард издательство Москва АСТ, Астрель

           Программа рассчитана  на 3 года обучения (34  занятия по 1ч 20 мин) для детей 2-4 класса.

           Она дает возможность организовать внеклассную работу по интересам и возможностям учащихся, расширить их кругозор, развить умение рисовать. Ни для кого не секрет, что не каждый родитель имеет возможность отправить своего талантливого ребенка в художественную школу или кружок, работающий по данному направлению. Причин для этого несколько. Во-первых, финансовые проблемы некоторых семей; во-вторых, художественные школы и изостудия при Центре Досуга «Радуга» достаточно удалены от места жительства многих учащихся нашей школы, а родители, беспокоящиеся  за жизнь своего ребенка, не всегда имеют возможность сами сопровождать туда свое чадо из-за занятости на работе, либо по другим причинам. Одного ребенка отпускать опасаются. Страдают от этого дети, которые имеют талант рисования и любящие это занятие, но возможности для  дополнительных занятий и развития своего таланта у них нет. В школьной  программе предусматривается всего один час по изобразительному искусству, а этого для удовлетворения потребностей таких детей недостаточно. Основываясь на пожеланиях родителей и   восстребованности у учащихся,  была создана данная программа.

          Цель работы студии – развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

         Основные задачи:

  • Организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности учащихся. Развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности.
  • Повышение уровня художественной образованности детей – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия
  • Обучение умению строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
  • Обучение  доступным их возрасту основам изобразительных умений, приемам пользования графическими и живописными материалами.
  • Овладение учащимися знаниями основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества, лепки, аппликации.
  • Воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности учащихся.

           Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в обще

ственной жизни, природе, быту, обогащает представления.  Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости и наоборот, огорчения.  Занимаясь в данной студии изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

        Рисование – графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать элементы узора (в декоративном рисовании), постепенно приобретая навыки техники рисования.

          Лепка – это способ изображения, овладевая которым дети должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, птиц, человека: применять материал (глина, пластилин), который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движение, позы, добиваясь желаемой выразительности.

          Аппликация – декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны научиться  вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у детей развиваются координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.

           Виды работы в изостудии разнообразны: рисунок, графика, живопись гуашевыми и акварельными красками, аппликация, конструирование, бумажная пластика; графические работы пером, тушью, типографской краской, декоративное искусство с использованием приемов монотипии, воска; лепка из керамического теста, рисование пластилином и многие другие виды и приемы работы. Важно показать учащимся разнообразие техник, выбрать тот или иной материал по душе.

         Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

      - репродуктивный (воспроизводящий);

      - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

      - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

            С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, занятия – праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

        Весь изучаемый материал распределяется по разделам:

  • Композиция на темы. Это живописные работы в цвете, темы которых связаны с изображением людей в быту и труде, городского и сельского пейзажа, природы в разных состояниях, животных и т.д. Сюда же входят работы, выполненные графическими материалами – карандашом, тушью, «граттаж» (поскабливание на специально загрунтованной бумаге) и оттиски. Дети опираются на наблюдения или на литературные и фольклорные источники.
  • Рисование и живопись. Эти работы выполняются по памяти, наблюдению, с натуры. Осуществляется во всевозможных зарисовках, набросках, этюдах, цель которых обучить детей доступным для них основам элементарной изобразительной грамотности, а так же накопить материал для композиционной работы.  Техника работ такая же разнообразная, как и в композиционных работах.
  • Декоративно-прикладное искусство. Дает возможность приобрести практические навыки выполнения работ, широко применяемые в деятельности детских коллективов. Здесь могут применяться различные материалы: цветная и фактурная бумага, папье-маше, фольга, обрезки ткани, проволока, нитки, различный материал для мозаики, краски, графические материалы.
  • Беседы об изобразительном искусстве.  Данный раздел может быть выделен как самостоятельный, а может играть вспомогательную роль при проработке различных заданий.
  • Лепка.  Данный вид работы помогает детям понять объемные формы предметов. Ребенку часто бывает легче вылепить форму в реальном объеме, а зате6м нарисовать ее. Включает в себя работу с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином, мастикой.

            Особое внимание в программе уделено воспитанию посредством искусства культуры отношения к миру, социальному воспитанию, умению сопереживать, видеть красоту человеческих отношений, любить людей, свой край, страну.

          Составной частью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.

           Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс (и в рисовании тоже).

            Если маленький художник способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх…  Выплескивая их на листе бумаги, он тем самым как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит психотерапевтический эффект рисования.  Для усиления воздействия на эмоционально - чувственную сферу ребенка возможно проведение занятий под музыку.

             Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитывается интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формировать основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

            В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы, организуются персональные мини-выставки, коллективные выставки, выставки по жанрам живописи  т. п.  Теоретическая часть даётся в форме бесед с показом иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

           Необходимые принадлежности к занятиям у каждого ученика: бумага белая и цветная; карандаши графитовые М или М 2; краски акварельные; краски гуашевые; кисти акварельные № 8-12, 18 – 20; ластик мягкий; набор цветных карандашей; восковые мелки; палитра; емкость для воды; протирочный материал; пластилин; глина.

           Основным отличием данной программы от уже существующих является то, что весь первый год идет обучение рисованию, т.е. обучение правильному запечатлению образа предмета на бумаге. Дети учатся как правильно располагать рисунок на листе, работать с рамкой – видоискателем, как правильно строить изображение того или иного предмета. Ведь ни для кого из педагогов не секрет, что дети не умеют правильно начертать дерево, облако и т.п. Именно поэтому данному вопросу уделено такое внимание. Последующие два года идет отработка навыка изображения предметов, дети учатся рисовать в цвете, составлять композиции и т.п.

          На протяжении трех лет занятий  в студии должны произойти перемены в представлении детей о мире и способах его изображения. В рисунке должны верно передаваться конструкции и пропорции, более разнообразно воспроизводиться движения и объемная характеристика предметов. Дети должны научиться смешивать цвета, получая оттенки все более тонкие, различающиеся по тону и по светлоте; воспроизводить объем в цвете (ограничиваясь условным «затемнением» краски); строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

           

      К концу  обучения в начальной школе учащиеся должны знать:

  • Зависимость цвета от формы и объема, от удаленности изображаемых предметов.
  • Этапы работы над рисунком.
  • Основные и составные цвета, смешивание красок
  • Элементарную технику акварели и гуаши
  • Начальные сведенья о средствах выразительности эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п)
  • Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра
  • Сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.
  • Деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный), группу холодных цветов (синий, голубой, фиолетовый) и зеленый (он занимает особое положение)

Уметь:

  • Готовить карандаши, кисти, краски к работе.
  • Передавать цвет предметов, их объем, положение в пространстве, материал, освещение.
  • Перспективно изображать предметы и группы предметов в окружающей среде с учетом точки зрения
  • Передавать объем предмета светотенью с уче6том источника освещения
  • Работать карандашом (делать набросок, зарисовку)
  • Уметь видеть и передавать в рисунке характерные особенности строения, формы и окраски предметов; их сходство и различие.
  • Анализировать и давать свою эстетическую оценку рисуемому предмету.
  • Выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.
  • Передавать в рисунке свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень, используя различную штриховку для выявления объема, формы предмета
  • Применять приемы народной кистевой росписи
  • Использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и мозаичных панно
  • Передавать в лепке объемную форму, конструктивно – анатомическое строение животных, фигуры человека.

     

ЛИТЕРАТУРА

  1. Б.М. Неменский Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы».  Издательство Москва «Просвещение» 1994 год
  2. В.С.Кузин, Э. И Кубышкина Программа «Изобразительное искусство»
  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – Москва. «Народное образование» 2002 г.
  4. Л.Жежеря Программа изостудии «Юный художник»
  5. В.Р. Степанов, Л.В. Кузнецова. Программа интегрированного учебного курса «Проблемы экологии – языком искусства» - Издательство Чебоксары 1993 год.
  6. М.Скребцова, А. Лопатина Программа учебного курса «Природа – глазами души»  Издательство Москва 1999 год.
  7. Письмо Министерство образования Российской Федерации от 18.06.2003 года № 28-02-484/16 «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
  8. Программы «Художественные кружки» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Издательство Москва «Просвещение» 1981 год.
  9. Л. Жарретт и Л. Ленард  «Шаг за шагом. Рисунок». Издательство Москва АСТ, Астрель 2007 год
  10. И.Ю. Селютин «Как нарисовать фигуру человека». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год
  11.  Н.Н. Рымарь «Как нарисовать собаку». Издательство АСТ «Сталкер» 2007 год
  12. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» Издательство ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2007 год
  13. «Как писать акварелью» в переводе Врублевской Н.А. Издательство Москва АСТ, Астрель 2005 год
  14. Кен Голдман «Основы живописи акриловыми красками» Издательство Москва АСТ, Астрель 2005 год
  15. Неретина Л.В. «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» Издательство Москва ВЛАДОС 2004 год.

Распределение учебного материала

7-8 лет (первый год обучения)

Я учусь рисовать

№ урока

Тема урока

Цель

Основы рисования

Вводное занятие. Картинная плоскость. Выделение объекта при помощи картинной плоскости.

Знакомство с картинной плоскостью. Учить видеть вещи такими, какие они есть.

Картинная плоскость. Переносим рисунок на бумагу.

Что такое рамка – видоискатель? Рисуем то, что видим в рамке.

Учить правильно оценивать пространственные отношения между объектами и правильно рисовать их на бумаге.

Форма и пространство

Дать понятие о форме и пространстве как о взаимозаменяемых вещах. Учить видеть и рисовать то, чего нет (пустое пространство)

Натюрморт

Учимся рисовать различные предметы.

Дать понятия: натюрморт, композиция. Учить составлять и рисовать композиции из нескольких предметов

Рисование с натуры цветов

Развивать умение наблюдать форму строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение; вырабатывать первоначальные навыки работы акварелью

Пейзаж.

Пейзаж: картина девственной природы (деревья и кусты, сплетение фактуры, лозы и трав).

Дать понятие: линия горизонта. Учит видеть и рисовать пейзаж. Обучать в рисунке пространственному расположению предметов: ближних и дальних; умению выделять главное в натуре; определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов;           разразличать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы

Пейзаж: картина девственной природы (пляжи, скалы и утесы)

Пейзаж: картина девственной природы (небо и облака)

Пейзаж: картина девственной природы (вода и отражение)

Пейзаж: картина девственной природы (свет, тень, атмосфера и контраст, мелкие детали)

Пейзаж со следами деятельности человека (дороги, ворота, заборы и стены)

Пейзаж со следами деятельности человека (дороги, мосты, поезда, движущиеся экипажи)

Пейзаж со следами деятельности человека (скотный двор)

Мир зданий

Учить рисовать здания и другие постройки и архитектурные детали

Животные и люди

Изучаем и рисуем животных

Познакомить с основными формами и пропорциями животных. Учить делать их зарисовки.

Рисуем фигуру человека

Учить выполнять  зарисовки человеческой фигуры (возрастные особенности человека, кисти рук, стопы, голова и шея)

Складки одежды, ткани, пуговицы и ремни.

Декоративно-прикладное искусство

Дымковская игрушка

Познакомить с особенностями росписи дымковской игрушки

Разносы из Жостово

Познакомить с особенностями жостовской росписи

Голубая Гжель

Познакомить с особенностями росписи посуды

Золотая хохлома.

Дать историческую справку возникновения данной росписи. Познакомить с ее особенностями

Иллюстрация к любимой сказке или рассказу

Знакомство с творчеством художника иллюстратора.

Аппликация из шерстяных нитей

Учить выполнению аппликаций из различных материалов

Аппликация на стекле из пластилина (наблюдаем за смешиванием цветов, переход от одного цвета к другому)

Чему я научился

Контрольный  урок.

Итоговый урок - праздник

Обобщение знаний учащихся.

Примечание: весь первый год идет обучение основам рисования. В основном работы выполняются мягкими материалами (карандаш, цветные карандаши, пастельные мелки, восковые мелки, цветные мелки и т.п.), кроме последних уроков декоративного рисования. Ознакомление с произведениями искусства: иллюстрациями и оформлением в детских книгах; произведениями  живописи и графики на темы жизни людей; произведениями, связанными с заданиями по рисованию и лепке; включены в часы практических занятий.

Распределение учебного материала

8 - 9 лет (второй год обучения)

Я рисую

      №

урока

Тема

Волшебный мир красок. Смешивание цветов. Холодные и теплые цвета.

Рисование с натуры овощей и фруктов (карандаш)

Рисование с натуры. Букет из осенних листьев (цвет).

Цветочные узоры Городца.

Рисование с натуры предметов быта: посуда, бытовой инвентарь.

Композиция на тему «Осень в лесу»

Окончание работы.

Граттаж на тему сельской жизни

Окончание работы.

Аппликация из цветной бумаги (способ обрывания)

Лепка из теста (глины) дымковских коней «Сказ о дымковском чуде»

Роспись готовых игрушек

Композиция на тему «Первый снег»

Рисование с натуры игрушек (мяч, медведь, пирамида и т.п.)

Окончание работы.

Анималистический жанр  в изобразительном искусстве. Зарисовки диких животных (медведь, лиса, обезьяна, и т.п.)

Зарисовки птиц (синица, ворона, снегирь, попугай, аист, страус, пингвин)

Композиция на тему «Зимушка - зима»

Иллюстрация к любимой сказке

Композиция на тему «На катке»

 Рисование с натуры овощей (перец, помидор, огурцы)

Городской пейзаж

 Лепка из теста (глины) композиция «Мой любимый мультик»

Бумажная пластика «Древний город»

Окончание работы

Композиция на тему «Весна идет»

Декоративный рисунок «Голубая гжель»

Рисование по представлению «Аквариумные рыбки»

Декоративный рисунок. «Мамин платок»

Аппликация из ткани «Сказочный город»

Композиция на тему «Ваш подвиг в наших сердцах» . Беседа о историческом и батальном жанрах.

Рисование с натуры цветов

Окончание работы

Итоговый урок - праздник

ИТОГО:

Композиция на темы - 10 часов

Рисование с натуры – 11 часов

Декоративно – прикладное искусство – 8 часов

Лепка – 3 часа

Ознакомление с произведениями искусства – произведения живописи и графики; произведения искусства в тематических подборках; образы сказок в произведениях искусства; произведения искусства в связи с заданиями по рисованию и лепке (проводятся в часы практических занятии)

Распределение учебного материала

 9 – 10  лет (третий год обучения)

Я - художник

      №

урока

Тема

Вступительная организационная беседа. Рисунок «Воспоминания о лете»

Композиция на тему «Осень в парке»

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Рисование предметов относительно сложной формы (настольная лампа, стопка книг и т.п.)

Декоративно – прикладное искусство. Работа с природным материалом (Корни, ветки, шишки, засушенные растения).

Композиция на бытовую тему .

Лепка. Декоративный композиционный рельеф «Золушка»

Композиция на историческую тему.

Продолжение темы

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Рисование предметов относительно сложной формы (самовар, чайный или кофейный сервиз)

Декоративно – прикладное искусство . Вологодское кружево (рисование восковой свечой с дальнейшим покрытием фона акварельной краской)

Композиция на тему «Игры детей»

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп Наброски фигуры человека в движении.

Лепка сосудов в виде животных по типу народных ковшей

Композиция на тему «Метель»

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Наброски животных  (слон, бегемот, жираф, лев, тигр и т.п.)

Композиция на тему «Былинные герои»

Декоративно – прикладное искусство. Роспись по ткани.

Композиция на тему «Пейзаж по самостоятельному выбору»

Продолжение темы

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Натюрморт из бытовых вещей.

Продолжение темы

Декоративно – прикладное искусство. Лепка народных игрушек - свистулек

Декоративно – прикладное искусство. Роспись готовых игрушек

Композиция на тему человеческой фигуры («Профессии моих родителей»)

Декоративно – прикладное искусство. Аппликация из различных круп.

Лепка игрушек по типу глиняных народных

Иллюстрация к литературному произведению в одной из графических техник.

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп. Натюрморт из бытовых предметов контрастных по цвету.

Продолжение темы

Декоративно – прикладное искусство. Аппликация из песка

Продолжение темы

Лепка декоративных сосудов и форм с орнаментом.

Композиция на тему «Литературный герой»

Итоговый урок .Праздник отчет о проделанной работе

ИТОГО:

Композиция на темы – 12 часов

Рисование и живопись отдельных предметов и их групп – 10 часов

Декоративно – прикладное искусство – 8 часов

Лепка – 4 часа

Знакомство с искусством - рассматривание произведений скульптуры, декоративного, прикладного, народного искусства, архитектурных ансамблей; произведений живописи по жанрам; тематических подборок произведений искусства, связанные с праздниками, памятными датами, временами года и т.п.; произведений художников детской книги, художников мультипликаторов включены в часы практических занятий.

Содержание программы

Задача первого года обучения: развивать детские представления, прежде всего путем наблюдений, и на их основе строить обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изображения.

Программа первого года обучения включает в себя 5 основных тем:

  1. Основы рисования (включает в себя 4 занятия, на которых дети знакомятся с картинной плоскостью и рамкой видоискателем. Цель этих занятий научить правильно оценивать пространственные отношения между объектами и правильно рисовать их на бумаге. Дается понятие о форме и пространстве, как взаимозаменяемых вещах. Дети учатся видеть и рисовать то, чего нет, т.е. пустое пространство.)
  2. Натюрморт (включает в себя 3 занятия, цель которых дать понятие натюрморт и композиция, учить составлять и рисовать композиции из нескольких предметов, наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение; отработка первоначальных навыков работы с акварелью.)
  3. Пейзаж ( На данную тему отводится 9 занятий, которые можно разделить на 2 подтемы – это картины девственной природы и пейзажи со следами деятельности человека (городской пейзаж). Цель этих занятий: учить детей пространственному расположению предметов в рисунке; умению выделять главное в натуре; определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов; учить рисовать здания и другие архитектурные постройки).
  4. Животные и люди (данная тема рассчитана на 7 занятий, которые можно разделить на 2 подтемы: изучаем и рисуем животных и изучаем и рисуем фигуру человека. Цель данных занятий познакомить с формами и пропорциями животных и человека. Учить делать зарисовки животных, человеческой фигуры с учетом возрастных особенностей)
  5. Декоративно-прикладное искусство (в тему входят 10  занятий, на которых дети познакомятся с основными видами народного творчества: дымковской игрушкой, Жостовской, Гжельской, Хохломской росписью; с творчеством художника - иллюстратора, аппликацией из различных материалов)

Особенность первого года обучения заключается в том, что весь год идет обучение основам рисования, т.е дети учатся переносить образ предмета на плоскость. В основном работы выполняются мягкими материалами (карандашом, цветными карандашами, пастельными, восковыми, цветными мелками, фломастерами).

Второй и третий год обучения виды занятий традиционны. Цель этих занятий отработка навыков рисования, способствовать развитию творческой мысли ученика, не принижая его самостоятельности. Ученик должен рисовать уверенно, сознательно, а не механически срисовывать натуру. Обучение осуществляется на натуральном материале, на изучении пространственного построения предмета.

 Самый распространенный вид работы композиция на темы. Это живописные работы акварелью и гуашью или в смешанной технике, темы которых связаны с изображением людей в быту и труде, городского и сельского пейзажа, природы в разных состояниях, животных и т.п. к ним примыкают рисунки графическими материалами и оттиски.  

     Композиция на темы охватывает: жизнь природы, городские и сельские темы, темы из жизни детей, зрелища и праздники, темы русских народных сказок и других литературных произведений.

Во второй год обучения на данный вид работы отводится 10 часов.

Темы: «Осень в лесу», «Первый снег», «Зимушка - зима», «На катке», «Весна идет», «Аквариум», «Ваш подвиг в наших сердцах», городской пейзаж, граттаж на тему сельской жизни, «В цирке», «Праздничное шествие», «В парке», «Дождик», «Игры во дворе».

В третий год обучения – 12 часов.

Темы: «Воспоминания о лете», «Осень в парке», композиция на историческую тему, «Игры детей», «Метель», «Былинные герои», «Профессия моих родителей», «Литературный герой», городской и сельский пейзаж, «Наша школа», «Весна идет», «На стройке», «На рыбалке», «Народное гулянье», «Пограничники», темы русских народных сказок и сказок других народов, темы по собстве6нному замыслу.

Вторым разделом работы является рисование и живопись отдельных предметов и их групп по памяти, по наблюдению и с натуры. Эта работа с одной стороны имеет творческий характер и примыкает к композициям на темы, с другой стороны, она может осуществляться в зарисовках, набросках, этюдах. Цель данных работ обучить детей основам элементарной изобразительной грамоты, накопить материал для композиционной работы. Предметы ставятся крупные и близко к детям; мелкие предметы лучше раздавать индивидуально; в групповых постановках акцентируется взаимное расположение предметов.

Во второй год обучения на данный вид работы отводится 11 часов.

Темы:

  1. Рисование человека по представлению.
  2. Рисование растений по наблюдению: дерево, ветка, букет цветов в вазе или кувшине.
  3. Рисование по памяти и по наблюдению разных предметов: посуда, игрушки, рыба, рисование, овощи, фрукты, предметы спорта, пищевые продукты; рисование натюрморта по представлению
  4. Рисование животных по представлению и в муляжах.
  5. Рисование построек и машин.

          В третий год обучения – 10 часов.

         Темы:

  1. Рисование человека по представлению и с натуры, автопортрет, наброски с товарищей.
  2. Рисование растений с натуры и по представлению: деревья, кусты, цветущее растение, букет в вазе или кувшине.
  3. Рисование с натуры различных предметов, отдельно и в группе: посуда, бытовой инвентарь, инструменты, музыкальные инструменты, школьные принадлежности, продукты питания.
  4. Рисование животных с натуры
  5. Рисование с натуры по памяти улицы в городе и в селе, элементы архитектурного пейзажа.

Третьим разделом работы в изостудии является декоративно-прикладное искусство. Эти занятия вырабатывают умения пользоваться материалами, применяемыми в живописи и графике.  Прикладные работы разнообразны. В некоторых случаях они близки к живописным, или к графическим; в других - представляют собой композиции. Здесь могут применяться различные материалы: цветная и фактурная бумага, папье-маше, фольга, обрезки ткани, проволока, нитки, различный материал для мозаики, краски, графические материалы.

Во второй год обучения на данный вид работы отводится 8 часов.

Темы: «Цветочные узоры Городца», «Мамин платок», «Голубая гжель»,  аппликации из бумаги методом обрывания, роспись дымковских игрушек, иллюстрация к любимой сказке, аппликация из ткани.

          В третий год обучения – 8 часов.

Темы: вологодское кружево, роспись по ткани, лепка народных игрушек- свистулек, аппликации из различных материалов (крупа, песок, семена растений и т.п.).

Четвертый раздел программы – лепка. Это способ изображения, овладевая которым дети должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, птиц, человека: применять материал (глина, пластилин), который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движение, позы, добиваясь желаемой выразительности. Эта работа облегчает понимание объемной формы предметов. Включает в себя работу с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином, мастикой.

Во второй год обучения на данный вид работы отводится  3 часа

Темы:

  1. Лепка человека в произвольном и заданном положении, в простейших движениях.
  2. Лепка животных в рельефном и объемном изображении
  3. Лепка по мотивам народных игрушек
  4. Бумажная пластика

В третий год обучения – 4 часа.

Темы:

  1. Лепка предметов простой формы: посуда, плоды, овощи.
  2. Лепка декоративных сосудов и форм с орнаментом.
  3. Лепка декоративно-композиционных рельефов с изображением человеческих фигур.

Пятый раздел программы – знакомство с искусством. Этот раздел имеет самостоятельное значение, но выполняет и вспомогательную роль при проработке различных заданий. Эти образцы даются в помощь в практической работе, на их примере показывают лишь общее, принципиальное в построении рисунка, в трактовке цвета, в воспроизведении пространства и т.п.

Первый год обучения:

  1. Иллюстрации и оформление детских книг
  2. Произведения на темы жизни детей.
  3. Произведения живописи и графики на темы жизни природы.
  4. Произведения, связанные с заданиями по рисованию и лепке.

Второй год обучения:

  1. Произведения живописи и графики; демонстрация различных видов искусства.
  2. Произведения искусства в тематических подборках
  3. Иллюстрации к детским книгам.
  4. Произведения, связанные с заданиями по рисованию и лепке.

         Третий год обучения:

  1. Произведения скульптуры, декоративного, прикладного, народного искусства, архитектурные ансамбли.
  2. Сюжетные картины, пейзажи, натюрморты, интерьеры, декоративное панно.
  3. Произведения художников детской книги, художников – мультипликаторов
  4. Тематические подборки произведений к занятиям.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

Краткая программа дополнительных занятий по русскому языку, 4 класс

Элементы содержания к занятиям по русскому языку, 4 класс...

Программа дополнительной дифференцированной работы с детьми 3 класса

В данной программе раскрываются цели, задачи, принципы  диффернцированных дополнительных занятий с детьми 3 класса по русскому языку. Дано календарно-тематическое планирование занятий...

Программа дополнительного образования. Кружок "Подвижные игры". 1 класс

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Подвижные игры". 1 класс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...

Образовательная программа дополнительного образования для детей ОФП

Образовательная программа дополнительного образования для детей начальной школы...

«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения

laquo;Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....