Факультативный курс "Развитие познавательных способностей"
элективный курс (2 класс) на тему

Выходцева Ольга Евгеньевна

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

«Юным умникам и умницам.

Развитие познавательных способностей»

(Информатика, логика, математика)

                                                                                                        О.Холодова

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Курс включает: 1 занятие в неделю, 34 занятия за учебный год с первого по четвёртый класс. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).

Каковы же особенности занятий по РПС и в чём их отличия от школьных уроков? Прежде всего, занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по  содержанию и по сложности  задач

Систематический курс, построенный  на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.        

И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предположенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с  заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны.

Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения  задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что…» Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слаборазвитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью происходит снижение завышенной самооценки.

В тетрадях предлагаются задания разной сложности, поэтому любой ребенок, решая логически-поисковые задачи, может почувствовать уверенность в своих силах. Ребёнка можно вначале заинтересовать заданиями, с которыми легко справить заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем.

При индивидуальных занятиях, по усмотрению взрослого, некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.

«Сильные» дети могут работать с заданиями, предложенными в рабочих тетрадях, индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а взрослый контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря  частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление гребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Для проведения занятий по РПС для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из:

а)        двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б)        методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;

в)        программы курса.

В рабочие тетради включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть составлена автором пособия.

Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать что-либо, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребёнку.

Остановимся подробнее на заданиях, включённых в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый, короткий путь, решая двух-трех ходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью

и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа

и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.        

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

системность: задания располагаются в определённом порядке;

принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;        

увеличение объёма материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

6)        смена разных видов деятельности.        

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

2 класс (34 занятия)

Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

На занятие по РПС во втором классе отводится 45 минут.

Рекомендуемая модель занятия такая:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2-3 минуты).

РАЗМИНКА (3-5 минут).

Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (10-15 минут).

Материал, включённый в раздел «Задания на развитие внимания», имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объёма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант.

В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ -(10-15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.

Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ -(5 минут).

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 3, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка.

     



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ  ВО 2 КЛАССЕ     (34 ЧАСА)

О.Холодова

(Информатика, логика, математика)

№ п/п

Дата

Развиваемые способности

План

Факт

РТ

1 ПОЛУГОДИЕ (16 недель – 16 уроков)

1

3.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

РТ. 1ч

1-3

2

10.09

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

4-6

3

17.09

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

7-10

4

24.09

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

10-12

5

1.10

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

13-15

6

8.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

16-18

7

15.10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

19-21

8

22.10

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

22-25

9

29.10

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

25-28

10

12.11

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

28-31

11

19.11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

31-34

12

26.11

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

34-37

13

3.12

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать.

37-39

14

10.12

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

40-42

15

17.12

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать

43-45

16

24.12

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать.

46-48

2 ПОЛУГОДИЕ (18 недель 5 дней -19 уроков)

17

14.01

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать.

49-51

18

21.01

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать

52-54

19

28.01

Тренировка  зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать

55-56

20

4.02

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать.

РТ. 2ч

1-3

21

11.02

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

7-9

22

18.02

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать.

10-13

23

25.02

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей и способности рассуждать.

13-16

24

4.03

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  способности рассуждать

16-19

25

11.03

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей

20-22

26

18.03

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  способности рассуждать.

23-25

27

1.04

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие  аналитических способностей.

26-28

28

8.04

Совершенствование воображения.  Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

29-31

29

15.04

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  способности рассуждать.

32-35

30

22.04

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей.

35-38

31

29.04

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  аналитических способностей. Развитие наглядно-образного мышления.

39-41

32

6.05

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие  способности рассуждать.  Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

42-44

33

13.05

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие  аналитических способностей. Совершенствование воображения.

45-47

34

20.05

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

48-51

35

27.05

Повторение



Предварительный просмотр:

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Задание

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Фамилич, имя учащегося

Колич. букв

за 2 мин.

Колич.

рисунков

изображенных

Зрит.

Слух.

Способн.

Сравнивать

(цифры)

Способн.

устанавливать

Связи

(аналогия)

Способн.

к анализу

(закон.)

Способн.

рассуждать

(задача)

Количество

количество

правильно

неправильно

точно

соответств.цветом

рисунков

слов

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

Показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении 4 лет занятий заносит в таблицы в начале и в конце года, тем самым, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».

Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Система работы с младшими школьниками по развитию познавательных способностей

Работа была представлена на Всероссийский конкурс "Педагогические инновации-2010". Награждена дипломом I степени....

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...