Школа будущего первоклассника. "Посчитай-ка"
рабочая программа по теме

Рабочая программа_Школа будущего первоклассника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._shkola_budushchego_pervoklassnika.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Программа

"Посчитай-ка"

Разработала:

учитель начальных классов

Выходцева Ольга Евгеньевна

г. Покачи

Пояснительная записка

Адаптивная программа "Посчитай-ка" направлена на развитие элементарных математических представлений у детей  преддошкольного возраста 6–7 лет.

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому главной целью занятий ставлю всестороннее развитие ребёнка: его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает его самостоятельность и познавательный мир.

Будущие первоклассники на занятиях курса «Посчитай-ка» знакомятся с «волшебными клеточками», изучают игры с математическими заданиями.

В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей. Освоение математического содержания направлено на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких, как умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Учебно – игровые задачи направлены на освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения.

Такие занятия способствуют развитию эмоционально-волевой сферы будущего первоклассника, высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического), мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, планирования).

Главным условием проведения занятий является:

создание ситуации успеха для ребёнка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса.

Цели и задачи программы

Цель:

Создать условия для оказания помощи детям в адаптации к условиям будущей учебной деятельности  и построение содержательного образа будущего школьника.

Обучать детей навыкам учебного сотрудничества, приёмам самооценивания и взаимооценивания выполняемой работы.

Задачи: 

1. Учить узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур (круг, треугольник, четырёхугольник).

2. Учить классифицировать геометрические фигуры.

3. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (слева, справа, вверху, внизу, в середине, от, до, над, под).

4. Учить воспроизводить предлагаемые графические диктанты, понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними.

5. Пробуждение у ребёнка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться.

6. Развивать логическое мышление, абстрактное воображение, образную память.

7. Развивать умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения, объяснять ход решения творческой или проблемной задачи.

8. Развивать коммуникативные умения, доброжелательность, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом

9. Развитие тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.

Основные методы и приёмы работы:

  1. Дидактические игры и упражнения.
  2. Занимательные задачки в стихах.
  3. Графические диктанты.

Учитывая психологические особенности 6-7 летнего возраста детей, на занятиях использую игровой материал с целью снятия напряжения, переключения внимания с одного вида деятельности на другой, занимательные физкультминутки.

Результаты обучения по программе подготовительного курса

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок знает: 

простейшие геометрические фигуры;

 умеет:

распознавать геометрические фигуры;

ориентироваться на странице тетради (вверху, внизу, перед, между, рядом, слева, справа);

воспроизводить предлагаемые графические диктанты, понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними;

правильно держать ручку, карандаш.

Программа рассчитана на 15 занятий с 15 января по 15 мая.  Продолжительность учебного занятия 25 минут.

№ п/п

Дата

Тема занятия

1

16.01

Ознакомление с тетрадью в клетку. Графический диктант «Узоры»

2

23.01

Различие предметов по размеру, форме, цвету. Игра «Узнай что это?» Графический диктант «Слоник»

3

30.01

Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Графический диктант «Слоник»

4

6.02

Логические квадраты. Графический диктант «Ключик»

5

13.02

Логические квадраты. Графический диктант «Ключик»

6

20.02

Графический диктант «Кораблик»

7

27.02

Графический диктант «Кораблик»

8

13.03

Графический диктант «Гуси»

9

20.03

Графический диктант «Гуси»

10

3.04

Игра- путешествие «Космонавты»

11

10.04

Игра- путешествие «Космонавты»

12

17.04

"В гости белочка пришла"

13

24.04

"В гости белочка пришла"

14

8.05

Графический диктант «Бабочка». Дорисуй вторую половину.

15

15.05

Графический диктант «Бабочка». Дорисуй вторую половину.

Список литературы, использованной при составлении программы, разработке конспектов занятий.

 

  1. Л.Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль «Академия развития». 1998г.
  2. Л.Ф. Тихомирова. А.В. Басов. Развитие логического мышления. Ярославль «Академия развития». 1998г.
  3. В.В.Волина. Праздник числа. М: 1993 г.
  4. С.И.Агеева. Обучение с увлечением. М: 1991 г.
  5. А. Дорофеева. Логическое мышление. М: 1997 г.
  6. Л.И.Ермолаева. Игры, задания и упражнения математического содержания. Иркутск: 2000 г.
  7. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М: 1990 г.
  8.  С.И.Гин,  И.Е.Прокопенко. Первые дни в школе. Издательство Вита-Пресс. Москва. 2002г.
  9. Е.В. Колесникова. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. Москва. «Акалис». 1996г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....

Школа будущего первоклассника. "Посчитай-ка"

Рабочая программа "Посчитай-ка" _Школа будущего первоклассника...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...