Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр юного актёра" для 1-4 классов
рабочая программа на тему

Носова Лилия Борисовна

Программа предназначена на 4 года. Включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_yunogo_aktera.docx410.79 КБ

Предварительный просмотр:

    C:\Users\user\Desktop\2.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа основана на разработке авторской программы учителем начальных классов высшей квалификационной категории НОУ гимназии «Школа бизнеса» Битковой Л.В. г. СОЧИ, 2011- 2012 учебный год (духовно-нравственное направление)


Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической литературы (см. список используемой литературы). 


Программа кружка рассчитана на детей ^ 6-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)


Продолжительность занятия – 40 минут.
Количество учащихся в группе –  10-15 человек.

Дети должны жить в мире красоты
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
                                                         
В.А.Сухомлинский

Актуальность программы.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.


Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.


Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь                                                     именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. 
В то же время театральное искусство (театрализация)

  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов. 

Предлагаемая программа имеет общий объём 135 часов (1 - 4 класс).

Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.

Задачи: 
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.

В основу проекта театральной деятельности были положены следующие  принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха  Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

 Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы

  1. Роль театра в культуре.
  2. Театрально-исполнительская деятельность.
  3. Занятия сценическим искусством.
  4. Основы терминов.
  5. Просмотр профессионального театрального представления.
  6. Основы пантомимы.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли
  • праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

     Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.        

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся научатся

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских  авторов.

Учащиеся будут уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

1.Личностные результаты:

1.1 потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

1.2   целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

1.3   этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

1.4  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

2 .Регулятивные УУД:

2.1  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

2.2  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

2.3  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

2.4  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

3.Познавательные УУД:

3.1  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

3.2  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 3.3  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

4. Коммуникативные УУД:

4.1 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

4.2работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

4.3обращаться за помощью;

4.4формулировать свои затруднения;

4.5предлагать помощь и сотрудничество;

4.6слушать собеседника;

4.7договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

4.8формулировать собственное мнение и позицию;

4.9осуществлять взаимный контроль;

4.10адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                                   Тематическое планирование

1 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

1

1

Знакомятся с учителем и одноклассниками.   Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»).  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.

2

Театрально- исполнительская деятельность

9

2

7

На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие  чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки «Теремок», «Колобок».

3.

Занятия сценическим искусством.

11

-

11

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем   сказок-миниатюр

Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов.

4.

Освоение терминов.

1

1

-

Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

5.

Просмотр профессионально-го театрального спектакля.

3

1

2

Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения  в  театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр.  Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах.

 

Итого

34

2 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

1

-

1

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)

2

Театрально-исполнительская деятельность.

8

3

5

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения».Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

3.

Занятия сценическим искусством.

15

3

12

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

4.

Работа над серией мини-спектаклями.

10

1

9

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

Итого

34

3 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

1

1

-

Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.

2

Занятия сценическим искусством.

10

3

7

На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

3.

Театрально-исполнительская деятельность.

8

3

5

Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя  характерность.

4.

Работа и показ театрализован-ного представления.

15

5

10

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов.

Итого

34

4 класс (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Теория

Практика

1.

Роль театра в культуре.

4

4

-

Участники знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург.  Театральными жанрами.

2

Театрально-исполнительская деятельность.

10

3

7

Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог.  

3.

Основы пантомимы.

15

3

12

Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.

4.

Работа и показ театрализован-ного представления.

5

1

4

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями.

Итого

34

Структура курса

Раздел программы

Содержание раздела

Коли-чество часов

1.

Роль театра в культуре.

Дети приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»). Знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург.  Театральными жанрами.

15

2.

Театрально-исполнительская деятельность.

Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Основы актёрского мастерства. Мимика.  Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

36

3.

Занятия сценическим искусством.

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Дети выполняют  этюды по картинкам. На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

35

4.

Освоение терминов.

Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

1

5.

Просмотр профессионального театрального спектакля

Посещение театра, беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование

3

6.

Работа и показ театрализованного представления.

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

30

7.

Основы пантомимы.

Дети  знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.

15

Итого

136 часов

                               

                        Содержание программы (136 часов)

     Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.

   1 раздел. ( 15 часов)  Роль театра в культуре.  

 На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.  В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Дети приобретают навыки ,необходимые для верного сценического общения ,участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции(«Немое кино» «Мультяшки - анимашки»)Знакомятся с древнегреческим ,современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами  .Знакомятся с создателями спектакля: писатель ,поэт, драматург.

   2 раздел. (  36часов)Театрально-исполнительская деятельность.

Упражнения ,направленные на  развитие у детей чувства ритма .Образно-игровые упражнения(поезд, мотылек ,бабочка.).Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы( огонь снег).Основы актерского мастерства. Мимика. Театральный этюд.Язык жестов .Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Импровизация. Диалог. Монолог.

 

    3 раздел. ( 35часов)Занятия сценическим искусством. Упражнения и игры: превращения предмета превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна .Игры одиночные Дети выполняют этюды по картинкам .На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации. Концентрации внимания, дыхания.

   4 раздел. ( 1час) Освоение терминов. Знакомятся с понятиями : драматический ,кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.

 5 раздел. (  3 часа)Просмотр профессионального театрального спектакля .Посещение театра ,беседа после просмотра спектакля .Иллюстрирование.

      6 раздел. ( 30 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

      Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

   7 раздел. ( 15часов) Основы пантомимы. Дети знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное  средство.

Жест, маска пантомимном действии.

Календарно-тематическое планирование.  1класс

№ урока

Дата

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Примечание

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

игра

Игры на знакомство, сплочение коллектива.

Понятие «экспромт»

2

Здравствуй,театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами Омска (презентация).

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

использование Интернет-ресурсов

3

 Театральная игра

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

1

Знакомство с правилами поведения на сцене

Понятие «рифма»

4-5

Репетиция  сказки «Теремок».

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

6

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Интернет-ресурсы

7

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

Интернет - ресурсы

8

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Правила диалога

9-11

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

3

Отработка дикции

12

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

13

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».  

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

14-16

Инсценирование мультсказок

По книге «Лучшие мультики малышам»

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

17

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

18

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

фонохрестоматия

19-21

Инсценирование  народных  сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.  

Знакомство с  содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки:            распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

23

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

Что такое пантомима

24-27

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Пых»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

30

Ритмопластика

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

30-33

Инсценирование сказок К.И.Чуковского

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ  

                       

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование. 2класс

№ урока

Дата

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Примечание

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

Беседа, игра

Решение организационных вопросов.

2

Здравствуй,театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Повторить  понятие «театр».

Знакомство с театрами Омска (презентация).

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

Возможно использование Интернет-ресурсов

3

 Роль театра в культуре.

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

1

Знакомство с правилами поведения на сцене

Понятие «рифма»

4-5

Репетиция  сказки «Репка».

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

6

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Интернет-ресурсы

7

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

Интернет - ресурсы

8

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Правила диалога

9-11

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

3

Отработка дикции

12

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

13

Театральная игра «Маски».  

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

14-16

Инсценирование сказки «Три медведя»

Знакомство с текстом,  распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

17

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

18

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

фонохрестоматия

19-21

Инсценирование  народных  сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.  

Знакомство с  содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки:            распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

23

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

Что такое пантомима

24-27

Постановка сказки «Три поросенка»

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Волк и семеро козлят»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

30

Ритмопластика

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

30-33

Инсценирование сказок С.Я.Маршака»

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ  

                       

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года

Итого:

34

 Календарно-тематическое планирование. 3класс

№ урока

Дата

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Примечание

1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

Беседа, игра, дискуссия

Решение организационных вопросов.

2

Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Повторить  понятие «театр».

Знакомство с театрами Омска (презентация).

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

Возможно использование Интернет-ресурсов

3

 Роль театра в культуре.

Знакомство с древнегреческим ,современным ,кукольным, музыкальным ,цирковым театрами.

1

дискуссия

Знакомство с различными видами театров. Делятся своим жизненным опытом.

4-5

Репетиция  сказки «Бременские музыканты»

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

6

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Интернет-ресурсы

7

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

 Инсценирование понравившихся диалогов.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

Интернет - ресурсы

8

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Правила диалога

9-11

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

3

Отработка дикции

12

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

13

Театральная игра «Маски».  

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

14-16

Инсценирование сказки «Три поросенка»

Знакомство с текстом,  распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

17

Театральная игра

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

1

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

18

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

фонохрестоматия

19-21

Инсценирование  народных  сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.  

Знакомство с  содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки:            распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22

Чтение в лицах стихов русских поэтов

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

23

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

Что такое пантомима

24-27

Постановка сказки «Три поросенка»

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

28-29

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Мороз Иванович»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

30

Ритмопластика

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

30-33

Инсценирование сказок К.Чуковского

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ  

                       

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течении года

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ урока

Дата

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Примечание

1

 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

Участники знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург.  Театральными жанрами

1

Беседа, игра

Решение организационных вопросов.

2

 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

Участники знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург.  

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

Возможно использование Интернет-ресурсов

3-4

 Театральные жанры

Знакомство с театральными жанрами. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

2

Знакомство с правилами поведения на сцене

Понятие «рифма»

5

Язык жестов.

Работа над темпом, громкостью, мимикой .

1

Индивидуальная работа

Распределение ролей

6-9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц.

4

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Интернет-ресурсы

10-11

Интонация

Упражнения на развитие интонации (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

2

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

Интернет - ресурсы

12-13

Темп речи. Рифма. Ритм.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы

2

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Правила диалога

14

Искусство декламации.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

1

Отработка дикции

15

Скороговорки. Считалки.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

16

Импровизация.

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

17-19

Инсценирование спектакля по басне И. Крылова «Зеркало и Обезьяна»

Знакомство с текстом,  распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

20-22

Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица»

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

3

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

23

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

фонохрестоматия

24

Посещение театра кукол «Сказка».

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки:            распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

25

Чтение в лицах стихов  русских поэтов.

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

1

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

26

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

Что такое пантомима

27-30

Работа над спектаклем по сказке А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

31-33

Работа над сказкой К. Чуковского «Телефон»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

34

Заключительное занятие.

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

Итого:

34

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Музыкальный центр;
  • музыкальная фонотека;
  • аудио и видео кассеты;
  • СД– диски;
  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  • элементы костюмов для создания образов;
  •  пальчиковые куклы;
  • сценический грим;
  • видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
  • Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»
  • Сценарии сказок,  пьес, детские книги

Список литературы для учителя:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического  

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2.Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3.  Похмельных А.А.  Образовательная программа  «Основы театрального

искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся  1 класса. НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество. ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана по требованиям ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной работе "Юный эколог" 1-4 класс

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы  Кузнецовой И.А.  «Юный Эколог», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный лингвист" для 3 класса

Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Юный лингвист».          Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволя...