Конспект урока русского языка "Приставка и её роль в слове". 2 класс. УМК "Перспектива".
план-конспект урока (2 класс) по теме

Васько Марина Евгеньевна

Урок по всем требованиям ФГОС НОО с использованием ЦОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                             

Пояснительная записка

ФИО учителя

Васько Марина Евгеньевна

Место работы

МОУ лицей №4 имени профессора Е.А. Котенко города Ейска МО Ейский район Краснодарского края

Должность, стаж

учитель начальных классов, 26 лет

Направление

начальная школа

Предмет, класс

русский язык, 2 класс

Тема и номер урока в теме

урок №2  «Приставка и её роль в слове. Правописание разделительного твёрдого знака»

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. «Русский язык» 2 класс, часть 2, стр.59-61/  Москва, «Просвещение», 2012

УМК, программа

УМК «Перспектива», Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. «Русский язык». - Москва, «Просвещение», 2011

Формы работы учащихся

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Методы обучения

словесный, наглядный, практический.

Тип урока 

ОНЗ  в технологии деятельностного  метода

Цель  урока: самостоятельно сформулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком.

Задачи: - обучающие

1. Создание условий для открытия детьми нового знания о правописании слов с разделительным Ъ знаком

2. Научиться писать слова с разделительным ъ, используя алгоритм

3. Образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком

-развивающие

1. Развитие фонематического слуха детей при восприятии слов с разделительным ь и ъ знаками

2. Развитие познавательной сферы учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы)

3. Развитие творческих способностей учащихся, речи и умения самостоятельно добывать знания.

-воспитательные

1. Воспитание активной жизненной позиции у школьников: умение быть решительным, отстаивать свою точку зрения.

2. Воспитание коммуникативной культуры общения и умение учащихся работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: 

-проявлять интерес к изучению темы;

-проявлять эмоционально – ценностное отношение к проблеме;

-осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

а) познавательные:

— определять функцию приставки в слове и обосновывать своё мнение;

— определять случаи написания в словах разделительных ъ или ь и обосновывать своё мнение;

б) регулятивные: 

— выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

в) коммуникативные:

- формулировать понятное для партнера высказывание, используя термины;

- согласовывать позиции и находить общее решение;  

- сотрудничать с учителем и соседом по парте в процессе выполнения заданий.

Предметные:

— образовывать однокоренные слова, используя приставку;  

— писать слова с разделительными ъ и ь.  

Необходимое техническое оборудование

- мультимедийная установка

- доступ в Интернет

- авторская презентация «Разделительный твёрдый знак»

- средства обратной связи (круги для самооценки)

Методики, применяемые на уроке

1) Методика развивающего обучения позволила на уроке создать проблемную ситуацию и поставить проблему.

2) Применение коммуникативной методики   позволяет развивать речь учащихся, ориентироваться в разных ситуациях,  развивать коммуникативные навыки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока, время

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

3 мин.

- Я рада приветствовать на уроке  вас, ребята.

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Чему были посвящены наши последние уроки?

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с приставками и откроем ещё одно новое знание.

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания?

− Пожелайте друг другу успеха.

− Девиз нашего урока: «Новое умение везде найдёт применение».

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

-Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание

-трудиться, работать самому

Личностные:

проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Цель:

- фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

5мин.

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 1

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

 - Послушайте стихотворение и скажите, о какой сказке идёт речь:

А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

- Какие два слова похожи по звучанию?

- В чём разница? Давайте сделаем транскрипцию этих слов.

 - Как напишем эти два слова?

-  Было сели, стало съели.

   Догадаться вы сумели,

   Почему случилось так?

   Кто виновник?

- Посмотрите внимательно на экран: на, над, по, под, раз, рас, с, у, от, вз, вы

- Подумайте, что означают эта слова? Обоснуйте свой ответ.

- Тогда, что означает эта запись?*Дети могут назвать, что это предлоги. Доказать.

- Что такое приставка?

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

Под руководством  учителя выявляют место затруднения и проговаривают причину затруднения.

- Маша и медведь.

- Сесть и съесть.

Выполняют транскрипцию

???

-Твёрдый знак.

-Это не слова, т.к. не имеют значения

-Это приставки

-Приставки. Разделительный ъ.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание).

Познавательные: умение проводить   сравнение по заданным критериям (логические)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

1 мин.

- Зачем нужен разделительный Ъ?

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Почему вы не смогли выполнить задание или сильно сомневались?

???

-записать слова: сесть и съесть, сели и съели

Уч-ся обосновывают свои ответы

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: осознание

 необходимости  самосовершенствования, выражение желания осваивать

новые знания.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- организовать составление совместного плана действий.

3-5 мин.

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 2

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

− Каким будет следующий этап?

- Сформулируйте точнее тему сегодняшнего урока.

 - Какие цели вы перед собой поставите?

- Сегодня мы с вами будем открывать одно из правил написания слов. Помогут нам ваши знания и дружная работа.

-Что нужно сделать, чтобы открыть новое знание?

- Что вы видите на экране?

- Отгадайте слово, загаданное в ребусе.

- Запишем транскрипцию этого слова.

- Справа от транскрипции сделаем буквенную запись этого слова.

-Далее работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.

Учебник, стр. 60, упр.79 -устно

- Наметим наш план действий:

- Что нам поможет?

-Будем искать новые знания

-Правописание разделительного ъ.

- Научиться правильно писать слова с разделительным ъ.

-постараться

-Ребус

-подъезд

-[п а д  й`э с т]

Подъезд (с комментированием)

-работать должны оба

-один говорит, другой слушает

-если не понял, переспроси

-своё несогласие высказывай  вежливо

1.Сами попробуем выполнить задание

2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

-Свой опыт, учебник, учитель

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. 

-общеучебные (орфограммы)

-знаково- символические (ребус);

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (учет разных мнений и стремление сотрудничать; формулирование собственного мнения).

5

Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках.

10-12 мин.

№2 Видеофрагмент «Что о себе рассказал твёрдый знак?» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b796acb6-d015-46d9-9a10-b1c5f9438b75/view/

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 5

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 6

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

- Какие орфограммы встретились в слове?

- Какую работу выполняет разделительный ъ?

- Разберём слово подъезд по составу.

- Обратите внимание, где мы написали ъ?

- Попробуйте в группе составить сигнальную карточку, когда нужно писать разделительный ъ после выполнения упр. 80 на стр.60 учебника.

-Давайте проверим ваши предположения, прочитав на стр. 60 «Узелки на память»

-Посмотрите на доску и скажите, после каких приставок вы напишете ъ?

-Приставка под, разделительный  ъ

- Ъ разделяет приставку, которая заканчивается на согласную, и корень, который начинается с буквы е, ё, ю, я.

-Между приставкой и корнем

Ученики работают в группах, а потом представляют свой продукт.

Алгоритм написания слов с разделительным ъ

Для того, чтобы написать слово с разделительным ъ, надо:

1. Определить в слове приставку и корень.

2. Если в слове приставка заканчивается на согласный звук, а корень начинается с гласного звука (е, ё, ю, я), то следует писать разделительный ъ.

3. Написать слово правильно.

Высказывают своё мнение.

Выбор и обоснование

Проверка по эталону.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (учет разных мнений и стремление сотрудничать; формулирование собственного мнения.).

Познавательные:

- общеучебные (орфограммы)

- информационные (историческая справка);

 - логические

6

Физминутка

1-2 мин.

Мы зарядку делать будем. Мы руками быстро крутим - то назад, то вперёд, а потом наоборот.

Наклоняемся пониже. Ну-ка, руки к полу ближе! Выпрямились, ноги шире.

Тянем спинку, три-четыре.

На площадке красный мячик выше всех сегодня скачет. Вместе с мячиком скачу, до небес достать хочу.   Стоп! Закончилась зарядка, вдох и выдох для порядка.

Личностные: установка на здоровый образ жизни

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

7 мин.

№3 Видеофрагмент «Где пишется разделительный Ъ?» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/view/ 

-Откройте рабочую тетрадь на с. 25, упр. 145 выполните  с взаимопроверкой.

-Напишите данные слова, вставляя ъ и выделяя приставки.

После проведения самопроверки проводится рефлексия деятельности детей:

− У кого возникли затруднения?

− На каком шаге алгоритма у вас возникло затруднение?

− Исправьте свои ошибки.

− У кого не возникло затруднений?

Работа с проверкой по эталону.

Самооценка по эталону:

- зелёный – всё понял,

-жёлтый - затрудняюсь,

-красный - не понял

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-тренировать способность к самоконтролю и самооценке

7 мин.

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 10

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

- Вы уже работали в группах, в парах, а хотите попробовать самостоятельно записать слова по изучаемой теме и оценить свои знания?

-А теперь спишите, заменив выделенные слова словами с разделительным твердым знаком и противоположным значением.

Соединить концы, приезд гостей, уехать от магазина, спуск с горы, выехать из города, въехать на гору.

Самооценка по эталону:

- зелёный – всё понял,

-жёлтый - затрудняюсь,

-красный - не понял

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

9

Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

-организовать повторение правила написания большой буквы;

-организовать повторение способов определения трудных мест в словах.

4 мин.

№1. Презентация «Разделительный Ъ»

Слайд 6

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

Чтение учителем стихотворения о разделительном ъ:  Знак твёрдый, разделительный,

Он – строгий, рассудительный.  Молчаливый твёрдый знак не произносится никак!

Но нужен многим он словам, хотя и очень скромный сам.

С приставкой на согласную он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные  стоят, как на подбор.

Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.

- Какое правило, мы с вами открыли?

− Что теперь необходимо выяснить?

− А для этого обратите внимание: выборочное письмо. Упражнение на углубление знаний о разделительном ъ. Выпишите в тетрадь слова, содержащие  разделительный ъ знак.

За_езд, об_езд, про_езд, под_ём, с_есть, об_явит, до_есть, под_юбник.

- Проверьте свою работу по образцу.

- Скажите, после каких букв пишется разделительный ъ знак? Перед какими буквами?

- Сколько звуков будут давать гласные после разделительного ь и ъ знака?

-Какие буквы звука не дают?

-Правило правописания разделительного твёрдого знака

-Надо выяснить, где наши новые знания пригодятся.

Проверка по эталону.

-2

-Ь и Ъ

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (целеполагание);

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: осознание

 необходимости  самосовершенствования, выражение желания осваивать

новые знания.

10

  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

4 мин.

№4 Видеофрагмент «Есть терпенье - будет и уменье»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/view/

− Итак, урок подходит к завершению. Что вы должны сделать?

− Каких, два основных шага вы выполнили?

− Какова была цель?

− Вы достигли цели?

  • У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
  • Кому не удалось, почему?

− Что пока не получилось? - У кого остались затруднения?

-Разгадайте ребусы и расскажите, какие правила примените?

− Какую задачу перед собой поставите?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

-Молодцы, те, кто не побоялся признать, что у него остались вопросы.

- А кто заметил разницу между разделительными ь и ъ знаками?

-Выполните задание и прочитайте народную мудрость.

  • Домашнее задание:

стр. 61, упр. 81 с графическим обозначением орфограммы

-Подвести итог нашей работы.

-Мы выяснили, что не знаем и сами нашли новые знания.

-Ответы учащихся

съели

семья

-Надо позаниматься ещё.

-Разделительный ъ знак не пишется перед буквой и.

-Есть терпенье – будет и уменье.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Приложение к плану-конспекту урока

 «Приставка и её роль в слове. Правописание разделительного твёрдого знака»

Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя и позволило сделать урок современным. Использование столь свойственных детским  играм элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, соревнования стимулировало умственную активность и волевую деятельность детей, способствовало  обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, развивало самостоятельность.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала;  закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

«Разделительный твёрдый знак» (11 слайдов)

Информационный источник сложной структуры

Презентация

F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt

2.

«Что о себе рассказал  твёрдый знак?»

Информационный источник сложной структуры

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b796acb6-d015-46d9-9a10-b1c5f9438b75/view/ 

3.

«Где пишется разделительный твёрдый знак?»

Информационный источник сложной структуры

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/view/ 

4.

«Есть терпенье – будет и уменье»

Информационный источник сложной структуры

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/view/

Отзыв на урок русского языка  на тему «Приставка и её роль в слове. Правописание разделительного твёрдого знака»,

разработанный и проведённый учителем начальных классов МОУ лицея №4 г. Ейска

Васько Мариной Евгеньевной

Урок проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми Министерством образования РФ к содержанию данного типа уроков.

Учителем был предложен урок типа «ОНЗ  в технологии деятельностного  метода», на котором учащиеся приобретали и совершенствовали знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Состав слова» с применением компьютерных технологий, методики развивающего обучения, что способствовало оптимизации процесса обучения. Цели - самостоятельно сформулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком – урок достиг.

           

          В ходе урока применены различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах  и группах. Осуществлялось совершенствование  навыков работы с текстом,  умений анализировать и делать обобщения, выводы.        

 Использовалась коммуникативная методика.  В течение всего урока прослеживалась четкая связь « учитель-ученик-учитель», что создавало на уроке атмосферу комфорта как для учащихся, так и для учителя. Учащиеся свободно высказывали свои суждения, не боялись ошибиться.

 

Предложенный план урока выполнен. Планируемые результаты  достигнуты. Учащиеся показали достаточно высокий уровень знаний и умений учебной деятельности.

Рефлексия и самооценка  учениками собственной учебной деятельности на уроке показала, что учащимися зафиксировано новое содержание урока.

Васько Марина Евгеньевна - творчески работающий учитель, активно применяющий современные обучающие технологии, которые позволяют достичь высоких результатов в обучении  учащихся.

Заместитель директора по УВР ______________Е.А.Пономарёва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."

Цель:  – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня; – мотивировать слитное или ...

Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс

Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА: «Глагол, его роль языке», 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: «Глагол, его роль языке»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол. Планируемые результаты:Предметны...