Конспект урока русского языка "Приставка и её роль в слове". 2 класс. УМК "Перспектива".
план-конспект урока (2 класс) по теме
Урок по всем требованиям ФГОС НОО с использованием ЦОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
ФИО учителя | Васько Марина Евгеньевна |
Место работы | МОУ лицей №4 имени профессора Е.А. Котенко города Ейска МО Ейский район Краснодарского края |
Должность, стаж | учитель начальных классов, 26 лет |
Направление | начальная школа |
Предмет, класс | русский язык, 2 класс |
Тема и номер урока в теме | урок №2 «Приставка и её роль в слове. Правописание разделительного твёрдого знака» |
Базовый учебник | Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. «Русский язык» 2 класс, часть 2, стр.59-61/ Москва, «Просвещение», 2012 |
УМК, программа | УМК «Перспектива», Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. «Русский язык». - Москва, «Просвещение», 2011 |
Формы работы учащихся | фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Методы обучения | словесный, наглядный, практический. |
Тип урока | ОНЗ в технологии деятельностного метода |
Цель урока: самостоятельно сформулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком.
Задачи: - обучающие
1. Создание условий для открытия детьми нового знания о правописании слов с разделительным Ъ знаком
2. Научиться писать слова с разделительным ъ, используя алгоритм
3. Образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком
-развивающие
1. Развитие фонематического слуха детей при восприятии слов с разделительным ь и ъ знаками
2. Развитие познавательной сферы учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы)
3. Развитие творческих способностей учащихся, речи и умения самостоятельно добывать знания.
-воспитательные
1. Воспитание активной жизненной позиции у школьников: умение быть решительным, отстаивать свою точку зрения.
2. Воспитание коммуникативной культуры общения и умение учащихся работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявлять интерес к изучению темы;
-проявлять эмоционально – ценностное отношение к проблеме;
-осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные:
а) познавательные:
— определять функцию приставки в слове и обосновывать своё мнение;
— определять случаи написания в словах разделительных ъ или ь и обосновывать своё мнение;
б) регулятивные:
— выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.
в) коммуникативные:
- формулировать понятное для партнера высказывание, используя термины;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- сотрудничать с учителем и соседом по парте в процессе выполнения заданий.
Предметные:
— образовывать однокоренные слова, используя приставку;
— писать слова с разделительными ъ и ь.
Необходимое техническое оборудование
- мультимедийная установка
- доступ в Интернет
- авторская презентация «Разделительный твёрдый знак»
- средства обратной связи (круги для самооценки)
Методики, применяемые на уроке
1) Методика развивающего обучения позволила на уроке создать проблемную ситуацию и поставить проблему.
2) Применение коммуникативной методики позволяет развивать речь учащихся, ориентироваться в разных ситуациях, развивать коммуникативные навыки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока, время | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | УУД |
1 | Самоопределение к учебной деятельности Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3 мин. | - Я рада приветствовать на уроке вас, ребята. -Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Чему были посвящены наши последние уроки? - Сегодня мы продолжим наше знакомство с приставками и откроем ещё одно новое знание. - Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. - Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? − Пожелайте друг другу успеха. − Девиз нашего урока: «Новое умение везде найдёт применение». | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. -Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание -трудиться, работать самому | Личностные: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание); Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2 | Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. Цель: - фиксирование учащимися индивидуального затруднения. 5мин. | №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 1 | - Послушайте стихотворение и скажите, о какой сказке идёт речь: А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок. - Какие два слова похожи по звучанию? - В чём разница? Давайте сделаем транскрипцию этих слов. - Как напишем эти два слова? - Было сели, стало съели. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? - Посмотрите внимательно на экран: на, над, по, под, раз, рас, с, у, от, вз, вы - Подумайте, что означают эта слова? Обоснуйте свой ответ. - Тогда, что означает эта запись?*Дети могут назвать, что это предлоги. Доказать. - Что такое приставка? - Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? | Под руководством учителя выявляют место затруднения и проговаривают причину затруднения. - Маша и медведь. - Сесть и съесть. Выполняют транскрипцию ??? -Твёрдый знак. -Это не слова, т.к. не имеют значения -Это приставки -Приставки. Разделительный ъ. | Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание). Познавательные: умение проводить сравнение по заданным критериям (логические) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3 | Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. 1 мин. | - Зачем нужен разделительный Ъ? − Какое задание вы должны были выполнить? − Почему вы не смогли выполнить задание или сильно сомневались? | ??? -записать слова: сесть и съесть, сели и съели Уч-ся обосновывают свои ответы | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения Цель: - организовать составление совместного плана действий. 3-5 мин. | №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 2 F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | − Каким будет следующий этап? - Сформулируйте точнее тему сегодняшнего урока. - Какие цели вы перед собой поставите? - Сегодня мы с вами будем открывать одно из правил написания слов. Помогут нам ваши знания и дружная работа. -Что нужно сделать, чтобы открыть новое знание? - Что вы видите на экране? - Отгадайте слово, загаданное в ребусе. - Запишем транскрипцию этого слова. - Справа от транскрипции сделаем буквенную запись этого слова. -Далее работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах. Учебник, стр. 60, упр.79 -устно - Наметим наш план действий: - Что нам поможет? | -Будем искать новые знания -Правописание разделительного ъ. - Научиться правильно писать слова с разделительным ъ. -постараться -Ребус -подъезд -[п а д й`э с т] Подъезд (с комментированием) -работать должны оба -один говорит, другой слушает -если не понял, переспроси -своё несогласие высказывай вежливо 1.Сами попробуем выполнить задание 2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3.Устраним затруднение. 4.Применим новое знание. -Свой опыт, учебник, учитель | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания. -общеучебные (орфограммы) -знаково- символические (ребус); Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (учет разных мнений и стремление сотрудничать; формулирование собственного мнения). |
5 | Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках. 10-12 мин. | №2 Видеофрагмент «Что о себе рассказал твёрдый знак?» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b796acb6-d015-46d9-9a10-b1c5f9438b75/view/ №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 5 F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 6 F:\Ъ\Правописание разделительного Ъ.ppt №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | - Какие орфограммы встретились в слове? - Какую работу выполняет разделительный ъ? - Разберём слово подъезд по составу. - Обратите внимание, где мы написали ъ? - Попробуйте в группе составить сигнальную карточку, когда нужно писать разделительный ъ после выполнения упр. 80 на стр.60 учебника. -Давайте проверим ваши предположения, прочитав на стр. 60 «Узелки на память» -Посмотрите на доску и скажите, после каких приставок вы напишете ъ? | -Приставка под, разделительный ъ - Ъ разделяет приставку, которая заканчивается на согласную, и корень, который начинается с буквы е, ё, ю, я. -Между приставкой и корнем Ученики работают в группах, а потом представляют свой продукт. Алгоритм написания слов с разделительным ъ Для того, чтобы написать слово с разделительным ъ, надо: 1. Определить в слове приставку и корень. 2. Если в слове приставка заканчивается на согласный звук, а корень начинается с гласного звука (е, ё, ю, я), то следует писать разделительный ъ. 3. Написать слово правильно. Высказывают своё мнение. Выбор и обоснование Проверка по эталону. | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (учет разных мнений и стремление сотрудничать; формулирование собственного мнения.). Познавательные: - общеучебные (орфограммы) - информационные (историческая справка); - логические |
6 | Физминутка 1-2 мин. | Мы зарядку делать будем. Мы руками быстро крутим - то назад, то вперёд, а потом наоборот. Наклоняемся пониже. Ну-ка, руки к полу ближе! Выпрямились, ноги шире. Тянем спинку, три-четыре. На площадке красный мячик выше всех сегодня скачет. Вместе с мячиком скачу, до небес достать хочу. Стоп! Закончилась зарядка, вдох и выдох для порядка. | Личностные: установка на здоровый образ жизни | ||
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. 7 мин. | №3 Видеофрагмент «Где пишется разделительный Ъ?» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/view/ | -Откройте рабочую тетрадь на с. 25, упр. 145 выполните с взаимопроверкой. -Напишите данные слова, вставляя ъ и выделяя приставки. После проведения самопроверки проводится рефлексия деятельности детей: − У кого возникли затруднения? − На каком шаге алгоритма у вас возникло затруднение? − Исправьте свои ошибки. − У кого не возникло затруднений? | Работа с проверкой по эталону. Самооценка по эталону: - зелёный – всё понял, -жёлтый - затрудняюсь, -красный - не понял | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: -тренировать способность к самоконтролю и самооценке 7 мин. | №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 10 | - Вы уже работали в группах, в парах, а хотите попробовать самостоятельно записать слова по изучаемой теме и оценить свои знания? -А теперь спишите, заменив выделенные слова словами с разделительным твердым знаком и противоположным значением. Соединить концы, приезд гостей, уехать от магазина, спуск с горы, выехать из города, въехать на гору. | Самооценка по эталону: - зелёный – всё понял, -жёлтый - затрудняюсь, -красный - не понял Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
9 | Включение в систему знаний и повторение. Цели: -организовать повторение правила написания большой буквы; -организовать повторение способов определения трудных мест в словах. 4 мин. | №1. Презентация «Разделительный Ъ» Слайд 6 | Чтение учителем стихотворения о разделительном ъ: Знак твёрдый, разделительный, Он – строгий, рассудительный. Молчаливый твёрдый знак не произносится никак! Но нужен многим он словам, хотя и очень скромный сам. С приставкой на согласную он дружит с давних пор, И перед ним лишь гласные стоят, как на подбор. Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я. - Какое правило, мы с вами открыли? − Что теперь необходимо выяснить? − А для этого обратите внимание: выборочное письмо. Упражнение на углубление знаний о разделительном ъ. Выпишите в тетрадь слова, содержащие разделительный ъ знак. За_езд, об_езд, про_езд, под_ём, с_есть, об_явит, до_есть, под_юбник. - Проверьте свою работу по образцу. - Скажите, после каких букв пишется разделительный ъ знак? Перед какими буквами? - Сколько звуков будут давать гласные после разделительного ь и ъ знака? -Какие буквы звука не дают? | -Правило правописания разделительного твёрдого знака -Надо выяснить, где наши новые знания пригодятся. Проверка по эталону. -2 -Ь и Ъ | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (целеполагание); Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 4 мин. | №4 Видеофрагмент «Есть терпенье - будет и уменье» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/view/ | − Итак, урок подходит к завершению. Что вы должны сделать? − Каких, два основных шага вы выполнили? − Какова была цель? − Вы достигли цели?
− Что пока не получилось? - У кого остались затруднения? -Разгадайте ребусы и расскажите, какие правила примените? − Какую задачу перед собой поставите? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. -Молодцы, те, кто не побоялся признать, что у него остались вопросы. - А кто заметил разницу между разделительными ь и ъ знаками? -Выполните задание и прочитайте народную мудрость.
стр. 61, упр. 81 с графическим обозначением орфограммы | -Подвести итог нашей работы. -Мы выяснили, что не знаем и сами нашли новые знания. -Ответы учащихся съели семья -Надо позаниматься ещё. -Разделительный ъ знак не пишется перед буквой и. -Есть терпенье – будет и уменье. | Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Приложение к плану-конспекту урока
«Приставка и её роль в слове. Правописание разделительного твёрдого знака»
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя и позволило сделать урок современным. Использование столь свойственных детским играм элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, соревнования стимулировало умственную активность и волевую деятельность детей, способствовало обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, развивало самостоятельность.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | «Разделительный твёрдый знак» (11 слайдов) | Информационный источник сложной структуры | Презентация | |
2. | «Что о себе рассказал твёрдый знак?» | Информационный источник сложной структуры | Видеофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b796acb6-d015-46d9-9a10-b1c5f9438b75/view/ |
3. | «Где пишется разделительный твёрдый знак?» | Информационный источник сложной структуры | Видеофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec30bba4-7de5-4a6b-a8e7-4dd761c210ca/view/ |
4. | «Есть терпенье – будет и уменье» | Информационный источник сложной структуры | Видеофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6691fc36-6c09-4ae1-baa3-9237700d87e2/view/ |
Отзыв на урок русского языка на тему «Приставка и её роль в слове. Правописание разделительного твёрдого знака»,
разработанный и проведённый учителем начальных классов МОУ лицея №4 г. Ейска
Васько Мариной Евгеньевной
Урок проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предъявляемыми Министерством образования РФ к содержанию данного типа уроков.
Учителем был предложен урок типа «ОНЗ в технологии деятельностного метода», на котором учащиеся приобретали и совершенствовали знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Состав слова» с применением компьютерных технологий, методики развивающего обучения, что способствовало оптимизации процесса обучения. Цели - самостоятельно сформулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком – урок достиг.
В ходе урока применены различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах. Осуществлялось совершенствование навыков работы с текстом, умений анализировать и делать обобщения, выводы.
Использовалась коммуникативная методика. В течение всего урока прослеживалась четкая связь « учитель-ученик-учитель», что создавало на уроке атмосферу комфорта как для учащихся, так и для учителя. Учащиеся свободно высказывали свои суждения, не боялись ошибиться.
Предложенный план урока выполнен. Планируемые результаты достигнуты. Учащиеся показали достаточно высокий уровень знаний и умений учебной деятельности.
Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке показала, что учащимися зафиксировано новое содержание урока.
Васько Марина Евгеньевна - творчески работающий учитель, активно применяющий современные обучающие технологии, которые позволяют достичь высоких результатов в обучении учащихся.
Заместитель директора по УВР ______________Е.А.Пономарёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс
На уроке систематизируюся знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется умение выполнять алгоритм действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".
Конспект урока русского языка по теме "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....
Урок русского языка "Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов."
Цель: – развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня; – мотивировать слитное или ...
Конспект урока русского языка по теме: Роль прилагательных в предложении 3 класс
Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 3аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цели урока: познакомить детей с ролью прилагательных в тексте; дать представление о тексте-описании.П...
Конспект урока русского языка на тему: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
Урок закрепления по УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА: «Глагол, его роль языке», 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: «Глагол, его роль языке»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол. Планируемые результаты:Предметны...