Связь урочной и внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов.
статья на тему

В статье я рассказываю о том, какую внеурочную деятельность лучше выбрать для достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.  Для того, чтобы учащимся легче было выполнять задания по окружающему миру, математике, которые требуют от ребёнка знания проектной деятельности, необходимо вести занятия внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". Чтобы научиться оформлять проекты, необходима внеурочная деятельности "Мой компьютер"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связь урочной и внеурочной деятельности в достижении планируемых результатов.

Андриановская Людмила Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская СОШ»

Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в урочное время направлена на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных). Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно, нет. С 1 класса по окружающему миру предлагаются  проекты: «Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», во 2 классе - «Моя страна» и «Всемирная выставка», в 3 и 4 классах их количество увеличивается. По математике в 1 классе проект «Математика вокруг нас». На уроке невозможно выполнить всю работу,  только часть, например, составили план работы и инструкцию, распределили роли в группе, если это групповой проект. А остальная работа перешла во внеурочную деятельность. В 1 классе дети ещё не все умеют читать, а проект уже выполнять надо в конце сентября. Если этому не уделить время во внеурочной деятельности, задание будет носить формальный характер. Если мама помогла, ребёнок в тетради выполнит задание по проекту, а большинство не выполнят и не поймут, что от них хотели. Во время выполнения проектов и исследовательских работ у детей формируются все виды универсальных учебных действий. Поэтому с 1 класса я стала вести занятия внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». На протяжении 4 лет дети будут знакомиться с проектной деятельностью, в 1 классе в игровой форме. Например, чтобы объяснить детям, что такое проблема, предлагается ситуация: «У Пети сломались все игрушки, ему не с чем играть. Возникла проблема. Как помочь ему её решить». Дети предлагают свои варианты, один из них наладить, отремонтировать игрушки. Наладим игрушки – решим проблему.  Для развития интереса к проектной деятельности необходимо применять системно - деятельностный подход. Проводить экскурсии, эксперименты, исследования. Так работая над проектом «Моя малая Родина», мы пошли на экскурсию по своему селу. Вроде родное село, все должны его знать. Но первоклассники с такой радостью ходили по знакомым улицам, показывали свои улицы, знакомились с достопримечательностями села. Конечно, оформить проект, когда дети не умеют писать и читать очень трудно. Поэтому на занятиях внеурочной деятельности «Мой компьютер» я показала детям, которые научились уже читать, как делать презентацию. Вставили фотографии с экскурсии. Девочки под моим руководством подписали слайды. Конечно, пока участие детей крошечное, но главное заложен интерес к проектной деятельности. И к 4 классу они сами научатся делать презентации по проекту. Ведь в 4 классе они должны уже будут защитить свой проект перед зрителями. На занятиях ребята учатся работать в парах, группах. Здесь  формируются коммуникативные УУД при взаимодействии в парах, во время запроса информации у взрослых, регулятивные – в ходе работы над проектами, а также личностные – при совместной работе по сбору информации для проектов. В целом дети выполняют творческую работу.  

В 1 классе занятия по 35 минут. Пока мы с учениками познакомимся с буквами, цифрами, пока научимся их писать, времени на развитие познавательных способностей не остаётся. В классе 20 учеников. Пока я пройдусь по классу, держа за ручку, с каждым попишу букву или цифру, урок уже подходит к концу. Поэтому я посчитала необходимым вести курс внеурочной деятельности «Умники», а в 1 классе я назвала его «Умка». Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательного интереса, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Кроме того на занятиях формируются и все виды УУД. Учащиеся на этих занятиях работают над  формированием не только познавательных УУД, когда устанавливают логические связи, анализируют и делают выводы, но и коммуникативных при тренировке  алгоритма доказательной речи, а также личностных - при обсуждении различных вопросов и тем предмета.

Подготовка и проведения интеллектуальных марафонов, олимпиад, викторин,  все проводится во время этих занятий.

Занятия внеурочной деятельности «Маленькие звёзды» по художественно-эстетическое направлению способствуют формированию регулятивных, а также личностных УУД, позволяющих детям проявить себя в танце. Т.к. в начальной школе один урок технологии, на помощь учителю приходят занятия внеурочной деятельности «Мастерская чудес», «Очумелые ручки». Занимаясь  в этих кружках, дети учатся работать с бумагой (складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.) и другими нетрадиционными материалами. На занятиях формируются регулятивные УУД, ребята выполняют действия в определенной последовательности, занятия носят деятельностный характер и развивают познавательные и коммуникативные УУД.

           Спортивно- оздоровительная деятельность проходит в спортивном зале, на игровой площадке. Я провожу занятия «Волшебный мяч». На занятиях мы отрабатываем навыки спортивных игр с мячом, с которыми дети знакомятся на уроках физической культуры. Эти занятия способствуют в  области регулятивных действий - развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия, в области коммуникативных действий - развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и т. д. Кроме того, они способствуют сохранению и укреплению здоровья ученика, что так важно в наше время. И конечно игровая деятельность – это доминирующий вид деятельности в начальной школе. Как показала практика,  все ученики ходят с удовольствием на эти занятия. В основе всех занятий лежит системно-деятельностный подход.

Определено, что УУД - это формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности  тоже. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности для достижения необходимых образовательных результатов. Для 8 вида.

Цель: сформировать социальный опыт обучающихся на выходе в среднее звено.Задачи: ·        Организация кружковой работы.·        Вз...

Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов ФГОС НОО(МО взято с сайта Занков.рф)

С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работ...

выступление на педсовете " Связь урочной и внеурочной деятельности"

Урочная и внеурочная деятельность в образовательном учреждении...

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...

Значение внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы

В своей статье хотелось сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы, которая активно используется...

«Приемы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, способствующие достижению планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Достижение  планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС можно добиться  через вовлечение обучающихся в исследовательские проекты, творческие задания и занятия, спортивные меро...