Развитие творческих способностей учащихся .
материал на тему

Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности. Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовать в своей деятельности одну из важнейших целей – формирование творческой личности ребёнка. Работая над этой проблемой несколько лет, я, как классный руководитель, выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе – искусство. Как часто можно слышать сетования школьных учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, отсутствие желания читать и т.д. К этому можно добавить ещё целый ряд социальных и психологических проблем современных школьников. Давно было замечено, что красота, лежащая в основе познания мира, пробуждает умственные и психические силы человека. Надо только увидеть, почувствовать эту красоту, порадоваться ей от всей души. А может быть, прежде чем требовать от ребёнка прилежания к разнообразным дисциплинам, надо потрудиться самим и научить его видеть красоту? Таким вопросом однажды задалась я. Так и родилась идея развития ребёнка средствами искусства. Главная цель моей работы – это ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека-личность, развитого всесторонне и гармонично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обощение опытом119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся.

  1. Введение.

                                         «Дети должны жить в мире красоты,

                                          игры, сказки, музыки, рисунка,

                                          фантазии, творчества»

                                                                 (В.А. Сухомлинский)

        Этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.

Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовать в своей деятельности одну из важнейших целей – формирование творческой личности ребёнка.

        Работая над этой проблемой несколько лет, я, как классный руководитель, выбрала себе прекрасного помощника  в воспитательном процессе – искусство.

        Как часто можно слышать сетования школьных учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, отсутствие желания читать и т.д. К этому можно добавить ещё целый ряд социальных и психологических проблем современных школьников.

 Давно было замечено, что красота, лежащая в основе познания мира, пробуждает умственные и психические силы человека. Надо только увидеть, почувствовать эту красоту, порадоваться ей от всей души. А может быть, прежде чем требовать от ребёнка прилежания к разнообразным дисциплинам, надо потрудиться самим и научить его видеть красоту? Таким вопросом однажды задалась я. Так и родилась идея развития ребёнка средствами искусства. Главная цель моей работы – это ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека-личность, развитого всесторонне и гармонично.

        Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают, что нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Человек так создан, что он должен постоянно познавать новое, думать, фантазировать, развиваться, идти вперёд. Этого можно добиться только в творческом самовыражении. Тем самым воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе. Следовательно, необходимо развитие творческих способностей – создание условий для формирования личности в целом.

        Актуальность темы. Причины её выбора.

        Актуальность данного направления в работе с детьми мне видится с нескольких позиций.

Во–первых, сегодня одной из проблем современной педагогики является развитие творческих способностей учащихся. В педагогической практике в разных областях деятельности идёт активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развивать творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей своё место в жизни, свой путь, своё направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Во–вторых, творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике. Деятельность человека осуществляется не по образцу. Он способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное за пределами требуемого, за пределами задачи, которая ставится перед ним.

        В–третьих, одной из задач, поставленных перед педагогическим коллективом нашей школы – это развитие творческих способностей школьников, связанных с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способностей ставить проблемы и находить пути их решения.  

II. Теоретическая интерпретация опыта.

Мой опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др. Это педагогика здравого смысла, педагогика сотрудничества, гуманно – личностная педагогика, педагогика творчества.

В основе технологии следующие принципы:

  • «Все дети талантливы».
  • «Плох не ребёнок, плох его поступок».
  • «В каждом ребёнке чудо, ожидай его».

На становление моего опыта также повлияли следующие работы:

  • В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям.
  • Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.
  • В.И. Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества.
  • С.М. Соловейчик. Воспитание творчеством.
  • М.Г. Яновская. Творческая игра в воспитании младших школьников.
  • А.М. Матюшкин. Развитие творческой активности школьников.
  • А.П. Волков. Приобщение школьников к творчеству.
  • Н.В. Иванова. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.

Мне очень близки следующие высказывания:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

                                                               (В.А.Сухомлинский)

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

(В.А.Сухомлинский)

«Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке».

(Ш.М. Амонашвили)

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

(Л.С. Выготский)

«Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности творчества».

(Л.С. Выготский)

«От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относиться к замыслам, которыми делятся с ним дети».

(В.А. Левин)

«Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».

(Б.М. Теплов)

«У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых».

(Н.Т Винокурова)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

(К.Д. Ушинский)

  1. Описание применяемого новшества.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в моём классе является развитие творческих  способностей учащихся. Мною была поставлена цель: через урочную и внеурочную деятельность развивать творческие способности ребят.

         Для достижения данной цели я  определила следующие задачи:

  • изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей, способностей);
  • создание  условий, для развития творческих способностей, инициативы, лидерских качеств;
  • сплочение детского коллектива и коллектива взрослых.

Приоритетными направлениями  деятельности являются:

  • взаимодействие с семьями учащихся, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, учителями – предметниками;
  • развитие ученического самоуправления в классе;
  •  патриотическое воспитание через формирование сопричастности к судьбам Отечества и родного города;
  • нравственное и эстетическое развитие детей;
  • обучение культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться, дисциплина);
  • привитие основ здорового образа жизни.

Мной была выстроена воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся. В своей воспитательной работе я опираюсь на следующие принципы:

  • принцип системности;
  • принцип развития;
  • принцип творчества;
  • принцип нравственности;
  • принцип выбора;
  • принцип доверия и поддержки.

Отличительным признаком воспитательной системы является личностно-ориентированный подход, интегрирование урочной и внеурочной деятельности. Данная воспитательная система предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования. Форма воспитательной работы –  коллективная и групповая. Использование групповой работы убеждает в том, что:

-  возрастает глубина понимания, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

-    учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свои отношения с учётом позиции других людей.

Для реализации целей  воспитания использую методы:

  • диагностический (изучение, наблюдение, беседа);
  • побудительный (поощрение, убеждение);
  • коммуникативный (доверие, сотрудничество, согласие);
  • игровой;
  • исследовательский;
  • поисковый;
  • метод проектов;
  • метод совершенствования (изучения, обобщения).

Этапы организации работы по развитию

творческих способностей учащихся.

  1. Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе по развитию творческих способностей учащихся.
  2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
  3. Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностик, позволяющих изучить личность каждого ребёнка.
  4. Создание условий, способствующих развитию творческих способностей  учащихся.

Работа с коллективом учащихся по развитию  творческих способностей состоит из нескольких этапов:

- подготовительный;

- творческий;

- развивающий;

- обобщающий.

Подготовительный этап (1 класс) направлен на:

  • изучение личности каждого ребёнка (индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей, способностей и др.);
  • вовлечение в активные формы творческой и познавательной деятельности;
  • формирование познавательного интереса.

Виды деятельности: педагогическая диагностика, урочная и внеурочная деятельность, участие  в делах класса и школы, портфель достижений учащихся, летопись класса, работа над созданием коллектива, создание родительского актива класса и т.д.

Творческий этап (2 класс) направлен на:

  • творческое развитие учащихся;
  • формирование познавательного интереса;
  • развитие ученического самоуправления.

Виды деятельности: вовлечение в школьные и городские секции и кружки; урочная и внеурочная деятельность; привитие любви к чтению; участие в делах школы и класса; участие в городских мероприятиях; совместная работа с библиотекой, музеем, педагогами дополнительного образования и т.д.

Развивающий этап (3, 4 класс) направлен на:

  • развитие и расширение творческой активности и познавательных интересов учащихся;
  • формирование исследовательских навыков.

Виды деятельности: продолжается работа по всем видам деятельности, начатая во втором классе; исследовательская и проектная деятельность.

Обобщающий этап (II полугодие четвёртого класса) направлен на изучение и анализ результатов работы, подведение итогов.

Психолого – педагогическая диагностика.

Прежде, чем выстроить систему  воспитательной работы с учащимся, я совместно с психологом изучила индивидуальные и личностные особенности ребят, их интересы и склонности. Был выявлен уровень развития психических процессов учащихся; определён тип темперамента посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, выявлены их личностные особенности. Были исследованы интересы учащихся, их склонности к какому - либо виду деятельности; определён статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, предпочитаемые, принимаемые, изолированные); выявлена роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель).

В первый класс ко мне пришло 21 человек. Из них 11 мальчиков и 10 девочек. При проверке подготовленности выявлено, что 35% учеников моего класса – школьно-зрелых, 45% - средний уровень, 20% - совершенно слабые, не готовые к обучению.  Анкета «выявление интересов учащихся» показала, что рисовать нравится 50% учащимся, танцевать – 50%, заниматься спортом – 30%, читать книги – 20%, узнавать о природе и животных – 20%, разгадывать загадки и ребусы – 15%, делать аппликации – 15%, сочинять сказки, стихи – 10%.  На вопрос «Какой ты?» были даны ответы: добрый, болтун, придумщик, со мной всегда весело, фантазёр, любопытный (видимо в смысле любознательности). Только один человек написал, что он спокойный и один – стеснительный.  Я сразу определила основное направление воспитательной работы в классе  – развитие творческих способностей детей.

Дополнительное образование.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому я включила в свою воспитательную систему работу по дополнительному образованию.

После получения результатов диагностик я помогла определиться  ребятам с выбором кружков дополнительного образования. Один ребёнок посещает детскую музыкальную школу, трое посещают бадминтон, четверо занимаются в кружке дзюдо, шесть человек в танцевальном кружке, четыре человека в художественном кружке.

Мой собственный опыт привёл меня к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать комплексный подход, когда один педагог обучает разным видам творчества. Поэтому для реализации целей и задач воспитания мной были составлены и апробированы четыре  программы: «Изонить», «Тестопластика, «Развитие творческого мышления младших школьников». Для меня и моих ребят это было ново. Использование такого подхода на протяжении четырёх лет оказалось результативным.

Занятия волшебная кисточка можно рассматривать как один из видов ознакомления с народным художественным творчеством. Эти занятия открывают для многих школьников новые пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять утренники и праздники. Приобщение школьников к народной кистевой росписи Гжели помогает им оценить сложность и поэтичность народной живописи, поднять общую культуру. В Татарстане, удалённом от Гжели, нет возможности увидеть технологический процесс изготовления художественной посуды и мелкой пластики. Этого и не требуется. Цель кружка – подарить радость творчества, познакомить с историей  народного художественного промысла, раскрыть способности учеников.

Занятия ведутся на протяжении нескольких  лет. Сочетая таким образом урочную и внеурочную формы работы, удалось добиться того, что учащиеся стали лучше писать. После каждого занятия организовывались общие просмотры с активным обсуждением выполненных работ всеми без исключения ребятами. Дети любят высказываться по качеству выполнения работ. Если ученик затрудняется оценить работу товарища, то задаются вспомогательные вопросы: «Что нравится в работе? Что сделано более удачно?».  Отвечая на вопросы, ученик учится мыслить и анализировать, а это расковывает его. Через два-три обсуждения он уже свободно определяет ошибки других и стремиться сам не повторять их.

Но на этом я не остановилась. Творческий учитель всегда находится в поиске. Так и я увлеклась тестопластикой. А детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию? Да и отмыть от него руки так сложно! Так возникла идея о создании кружка «Тестопластика» на базе своего класса.

Это удивительное занятие заряжает тех, кто приобщился к нему, познанием бесконечного творчества и радостью полноценного отдыха.

На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи. В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому мной была создана программа Курса «Развитие творческого мышления». Основная цель программы - развитие творческого мышления младших школьников.

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений образования: развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками  литературного чтения, изо, технологии, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром, математикой, музыкой.

Все задания данного Курса предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке.

Программа реализуется с  2011-2016 учебные года.

Работа с родителями.

Вместе с коллективом ребят я получила и коллектив взрослых – 21 человек. 20% из них имеют высшее образование, 55% имеют среднее специальное, профессионально – техническое – 25%. В классе 7 неполных семьи, 4 многодетных семьи и 2 семья относится к категории малообеспеченных, 2 родителя не имеют постоянной работы. Установление контакта с родителями было первостепенной задачей - ведь это начало всех начал.

В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Я провожу индивидуальные беседы с родителями, лектории,  тренинги, практикумы, консультативные часы, творческие мастерские, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Были проведены такие тематические родительские собрания: «Первые школьные отметки», «Как помочь ребёнку стать внимательным», «Игры наших детей», «Искусство общения» и др.

Стали традицией совместные классные огоньки и семейные праздники: «Новогодний огонек», «День 8 Марта», «Вот и окончен учебный год», «Чудесный мир творчества». У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к разнообразным мероприятиям, готовить костюмы к выступлениям. Родители помогают организовывать и проводить праздники (Новогодний огонёк, День именинника), экскурсии (краеведческий музей, пожарная часть), классные часы («Азбука пешехода», «Магадану 70 лет», «Профессии наших родителей»), родительские собрания. Такое участие родителей помогает заложить фундамент для творческой личности и развивать её. Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым их дети занимаются.

В классе создан родительский комитет и созданы группы: «Творчество», «Наш дом», «Услуги».

«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, организации и проведении разнообразных мероприятий, обеспечении культурной программы  в каникулярное время и т.д.

 «Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

«Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото- и видеосъёмки.

Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет совместная деятельность учителя, родителей и детей, направленная на формирование творческого портфеля учащегося.

Привитие любви к чтению.

Вспоминаю слова Сухомлинского о том, что можно жить счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа. (Имеется в виду самый широкий спектр понятия «уметь читать»). В классе силами родителей и ребят создана классная библиотечка из книг художественной литературы, энциклопедий, разнообразных детских журналов и газет. Ребята с удовольствием читают, подыскивают литературу, обмениваются мнениями.

На уроках по литературному чтению и классных часах проводятся литературные викторины (ребята их очень любят, сами подбирают материал, делают кроссворды), инсценировки по отрывкам из сказок и рассказов, по басням, конкурсы чтецов (многие из учащихся сочиняют стихи и представляют их на конкурсы различного уровня). Всё это способствует познавательной и творческой активности ребёнка, у ребят повысился интерес к чтению, улучшилась техника чтения.

Классный уголок.

Работу с классным уголком считаю одной из основных форм организации воспитательного процесса для решения поставленных задач, в частности: развитие творческих способностей учащихся, создание условий для сплочения коллектива, развития духовно – нравственных качеств личности.

В классном уголке находят своё отражение и учёба, и внеклассная деятельность, и результативность учебно – воспитательного процесса. Чтобы классный уголок всегда вызывал интерес у ребят, я с ними советуюсь, вместе мы обсуждаем те материалы, которые хотим поместить в уголке.

Ученическое самоуправление.

Одна из особенностей моей работы – через воспитательную работу и дополнительное образование посредством ученического самоуправления развивать инициативу, научить ребят быть лидерами, видеть перспективу своего собственного дела,   оставаясь при этом нравственным человеком. Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать им готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.

Ребята в классе поделены на четыре группы, в которых есть ответственные. Каждая группа выполняет определённое поручение всю неделю, затем поручение меняется.

Санитары – каждый день проверяют чистоту ребят, помогают проветривать класс, помогают дежурным поддерживать порядок в классе.

Цветоводы – ухаживают за цветами в классе.

Дежурные – следят за чистотой в классе.

Физкультурники – учат и показывают ребятам комплекс утренней зарядки, организуют игры на переменах, проводят физминутки на уроках.

Здоровье.

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей её благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Одно из направлений в моей воспитательной деятельности – создание ценности здоровья, как основы всех дальнейших успехов в формировании творческой личности ребёнка. В основе работы по валеологическому воспитанию лежит разработанный мною алгоритм:

- первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья;

-  обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы;

-  уточнение и закрепление знаний детей в дидактической игре,  опытно– экспериментальной и проектной деятельности;

-   диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в самостоятельной оздоровительной деятельности.

Работа по такому алгоритму даёт положительные результаты, т.к. имеющиеся у ребёнка знания, благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению в игре, опытной деятельности, приобретают более прочный и более осознанный характер; в процессе такой деятельности развиваются и творческие способности ребят.

Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий.

Описывая систему воспитательной работы в классе нельзя умолчать о внедрении мной новых образовательных и воспитательных технологий, имеющих комплексный результат в обучении и воспитании. Это игровая и  информационно – коммуникативные технологии, научно – исследовательская и так полюбившаяся детям проектная деятельность.

Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, развития у них творческих способностей и  воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры. Поэтому особое  внимание я уделяю воспитанию и  обучению на основе этого метода. Ведь основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте. В проекте участвует весь класс.

IV. Педагогические условия и особенности применения.

Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы  предусмотрены смотры, конкурсы,  творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.

В своей работе я нахожу поддержку в лице директора и администрации школы.  Я имею возможность на базе своего класса вести внеурочную деятельность по необходимым мне в работе направлениям.

V. Анализ результатов изучения опыта и возможность использования его в других условиях.

Сейчас у меня 4  класс. Какова же результативность работы на данном этапе?

нестандартно.

Завершить свою работу хочу словами

 В.А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество

                    –                  верная дорога к сердцу ребёнка».

Литература

  1. Анчуков, С.В. Художественное творчество и индивидуальность школьников / С.В. Анчуков, М.Г. Романцов. - СПб., 1999. – 163 с.
  2. Аронов, А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004. - № 2 . – С. 54-69.
  3. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей. /М.Н. Баринова. - Л, 1961 – 102 с.
  4. Березина, В.Г.,  Детство творческой личности. /В.Г. Березина. - СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.
  5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.
  6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2000.
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
  8. Дружинин, В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин.// Психологический журнал. - 2005.- Том № 26.- № 5. - С.101-109.
  9. Ермолаева – Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева – Томина. – М., 2003. – 173 с.
  10. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 2001. – 362 с.
  11. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп./ А.Д. Жарков. -  М.: Изд-во МГУК, ИПО Профиздат, 2002. – 473 с.
  12. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Изд-во Московского гос. университета культуры, 1995. -  487 с.
  13. Левин, В.А. Воспитание творчества. / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. - 156 с.
  14. Лук, А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.
  15. Мелик – Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик – Пашаев. – М.: Знание, 1981. – 239 с.
  16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 282 с.
  17. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества / Н.Н. Поддъяков. - М., 1990. - 108 с.
  18. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М., 1976. – 328 с.
  19. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина; Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
  20. Рубинштейн, С.Л. Вопросы общей психологии. Изд. 2-е. / С.Л. Рубинштейн. – М., 1953. – 683 с.
  21. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2004. – 510 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"

Модульное обобщение опыта.  Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....