Доклад "ИКТ в практике работы учителя начальных классов"
статья по теме

Симонова Любовь Владимировна

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ikt_2012-2013.doc81 КБ
Файл ssylka_na_prezentatsiyu.docx12.66 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная)

школа – интернат VIII вида №7

2012/2013у.г.

Симонова Л. В.

ИКТ 

 в практике работы учителя начальных классов

Слайд 1. ИКТ в практике работы учителя начальных классов.

Слайд 2.

2. Таким образом  применение ИКТ способствует повышению качества образования.

 Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

1. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Современный урок невозможно представить без применения мультимедийных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. В практике информационными технологиями обучения, кроме использования компьютера называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-).

Слайд 3.

2. Использование ИКТ в начальной школе позволяет проводить уроки:

На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).

Обеспечивает наглядность.

 Привлекает большое количество дидактического материала.

  Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.

  Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

1. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика. Позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность ученику  дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. А учителю возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Слайд 4. 

2. Конечно есть некоторые требования , предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ.

 Владеть основами работы на компьютере.

Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

 Владеть основами работы в Интернет.

 1.Учителя начальной школы  стали активно применять ИКТ в своей практике. Мы начали   освоение текстового редактора Ворд (Word из 2003 Офиса).  Мы  учились отбору, систематизации информации, редактированию текстов, далее перешли в прошлом учебном году  к  оформлению поурочного планирования и подготовке рабочих материалов для индивидуальной работы с детьми.  Мы начали готовить  разноуровневые индивидуальные задания  и контрольные работы. Надо сказать, что учителя принимают достаточно активное участие в обмене необходимой информацией, т.е. передача знаний идет не только по направлению учитель-ученик, но и учитель-учитель  таким образом, «все обучают всех». Помимо имеющихся готовых электронных учебных пособий, учитель все чаще пробует себя в качестве «творца». Готовятся авторские уроки – мультимедийные презентации.

  Слайд 5.  Приведенная на слайде схема отражает направления нашей работы в рамках  информационно-коммуникативной компетентности учителя. 

-  это как я уже говорила  подготовка дидактических материалов

- создание презентаций на определённую тему по учебному материалу

- использование готовых программных продуктов;  - поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока,    внеклассного мероприятия, самообразования;  - создание тестовых работ; - обобщение методического опыта в электронном виде (портфолио учителя и портфолио ученика) для взаимодействия с коллегами и родителями учеников .Но нельзя забывать, что информационно коммуникативные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работ с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.

Слайд 6. 7.  Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения

В своем сообщении я остановлюсь на некоторых моментах и приведу примеры использования ИКТ в качестве дидактического средства обучения.  И немного расскажу о том, как происходит поиск учебных материалов в сети  Интернет.

Как сделать урок более интересным и насыщенным? Этот вопрос задавал себе каждый учитель. Существует много способов и методик, чтобы воплотить эту идею в жизнь. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Представляю вам интерактивный материал для дополнительной работы на уроках развития речи по теме «Овощи» и «Комнатные растения».   Занятие рассчитано на фронтальную,  индивидуальную и  самостоятельную работу ученика.

 При этом учитель легко дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Возможны варианты заданий. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником. Как показали результаты работы, степень интереса младших школьников к познанию, зависит от их отношения к достигнутому результату. Если всё получается, дети любят предмет. Эти упражнения и задания помогают учителям избавляться от формалистики и скуки  на своих уроках. 

Слайды 8 и 9. Использование ИКТ  для создания  авторских компьютерных презентаций.

Одним из основных направлений использования ИКТ в моей практике являются уроки на основе авторских компьютерных презентаций. На двух слайдах представлены образцы этих  презентаций. Первая подготовлена для урока чтения по сказке В. Сутеева «Три котенка», две  другие использовались на общешкольном празднике  «Здравствуй, осень золотая» и классном часе «До свидания, первый класс».

Презентации – это превосходное средство передачи знаний. Они гораздо более эффективны, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. В английской пословице говорится – «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил» и русская  ей вторит «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся  вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося.

Слайды 10 и 11

Находить в Интернете необходимую для работы информацию

Неистощимым источником идей для создания мультимедийных уроков является Интернет. Иногда совсем не обязательно «изобретать колесо», а можно воспользоваться опытом других педагогов (соблюдая авторские права). На сегодняшний день я частенько заглядываю на сайт детских презентаций и клипов http://viki.rdf.ru/ или пользуюсь уже готовыми тренажерами.  Представляю вашему вниманию данный опыт.  Тренажер для изучения темы «Словарные слова».  Алгоритм работы: вставить пропущенную букву, в конце работы  посчитать количество правильных и неправильных ответов. И тренажер «Видеоазимут» по методике В. А. Ковалева для профилактики утомления глаз.

Должно быть несколько вариантов тренажера. Один, небольшой, для работы на столе или парте. Это тогда, когда мы много работаем в классе или в группе глазами, т.е. читаем или пишем. Другой вывешивается на доске посередине. Он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его рабочего постоянного места в классе. Помогает  снять зрительное утомление

 

Схема упражнений

1. Оббежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник. Дозировка для школьников - 4 движения полного цикла. В первом классе - 7, затем добавляется по одному на каждый возраст. Взрослым даем 25 раз.

2. Оббежать взором зеленый прямоугольник.

3. Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

4. Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

Слайд 14.  К познанию нет короткой дороги.
Древняя мудрость

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа — часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. 

Как говорили древние «К познанию нет короткой дороги». Я думаю, что нам ещё не раз придется обсуждать на наших педсоветах использование новейших технологий в педагогическом процессе.

Материал создан из различных источников в интернете.



Предварительный просмотр:

Для открытия презентации необходимо скопировать ссылку и открыть ее в интернет-браузере: https://yadi.sk/i/sJz5HFQnkLJzn


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АН...

Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов.

Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов....