6. Здоровьесберегающие технологии
материал на тему

Козлова Светлана Минивалиева

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

    За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.

    По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей (51).

    Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.

    Чтобы достичь эффекта  в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования.             Это позволит в значительной степени повысить ответственность учащихся за сохранение своего собственного здоровья.

    Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

    Работая в школе, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Прежде всего  на родительских собраниях провела курс бесед “здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.

Проводились тесты по таким темам:

“В хорошей ли вы форме?”

“Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”

“Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”

“Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

    Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом…

    Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

    Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

    Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».

    Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

     Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

    Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарную  работу в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

    Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.

    Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.

Очень любят дети физкультминутки   с музыкальным компьютерным сопровождением,   помогающими восстановить оперативную работоспособность

 

.

         Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

         Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении.  

Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова»  предлагаю во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

    «Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.

    Довольно часто в школе проводятся дни здоровья, где проводятся спортивные командные соревнования. Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице.  Зимой 2015 года мы с родителями решили организовать поездки в плавательный бассейн с. Новая Брянь. Почти всю зиму дети купались, закалялись и укрепляли свое здоровье.

       

    Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, которые проходят не только в спортивном зале, но и на улице.  Игры на переменах «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», «Топотушки»,  « День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает», подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы, работа с родителями.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью я посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки на природу. Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия :«Мама, папа, я – спортивная семья», Неделя спорта; беседы, классные часы «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».

H:\ФОТО ШКОЛЬНЫЕ\2014\14.05.2014 бег\DSC01719.JPGH:\ФОТО ШКОЛЬНЫЕ\2014\14.05.2014 бег\DSC01714.JPG

H:\внеклассные мероприятия\2014\ОСЕНЬ\DSC02801.JPG

Работа, направленная на оздоровление детей, проводится не только в учебное время, но и во время летних каникул.

Летний оздоровительный лагерь «Солнышко» при Ново-Курбинской школе существует уже несколько лет. В течение нескольких лет я была начальником лагеря. Задача лагеря такова: подарить детям яркие радостные воспоминания о летних днях, проведённых в компании друзей, без пап и мам, в окружении чистого воздуха, щедрой земли с цветами, деревьями, травами, воспитать у них санитарно-гигиенические навыки. Чтобы осуществить эти задачи, мы планировали дни смены буквально по минутам. Одной из основных задач лагеря является  создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни. На протяжении всей смены большое внимание уделялось здоровому времяпрепровождению детей. В начале смены  проводился медицинский осмотр. Каждое утро дети выполняли оздоровительную физическую зарядку, чередуя ее со спортивными упражнениями. Постоянно осуществлялся контроль над соблюдением личной гигиены детьми до и после приема пищи.

    Летний лагерь проводился в соответствии с режимом дня и программой работы. Систематически поддерживалось в помещении санитарно-гигиеническое состояние. Ежедневно проводились «Минутки здоровья»

    Также проводились спортивные мероприятия с оздоровительной направленностью, в которых были задействованы все дети. Проводились «Веселые старты», «Игровая эстафета».

Помимо оздоровительных игр и мероприятий проводились викторины на тему «Здоровье» как в традиционной форме, так и с применением мультимедийной установки.

Не осталась  без внимания и охрана здоровья. Воспитатели провели тематическую игру на знание  правил пожарной безопасности и поведения в ситуациях пожара. Данная игра была подкреплена соответствующими инструктажами по охране личного здоровья детей.

    Все выше изложенное  показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению  здоровья их детей. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...