Программа по ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) на тему

Дрозд Татьяна Николаевна

Программа для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx57.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение»,2013г.(Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С.Савинов).—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». (Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования,  Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом Министерства Образования от 31января 2012 года    № 69   в списке  учебников, используемых в 2014 – 2015 учебном году:  «Основы светской этики»,4-5 класс,  пособие для учащихся М. Просвещение 2012.  

В  ряду  общих  задач  образования  задачи воспитания  гражданственности,  трудолюбия, уважения  к  правам  человека,  любви  к  Родине,  природе,  семейным  ценностям  сегодня выступают  как  первоочередные.  Приобщение  обучающихся  к  духовно-нравственным ценностям  и  культуре  традиционной  (национальной)  религии  как  неотъемлемой  части национальной  культуры  является  формой  реализации  прав  детей  и  их  родителей  на получение  образования  в  соответствии    с  ценностями  своей  национальной  культуры,  что обеспечивается как российским законодательством,  так и нормами международного права. Данный курс  -  просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.  

           Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Школьный  курс  «Основы  светской  этики»  в  соответствии  с  Федеральным

государственным  образовательным  стандартом  адресован    младшим  школьникам  и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к  нравственному  самосовершенствованию,  духовному  саморазвитию;  ознакомление  с основными  нормами  светской  морали,  понимание  их  значения  в  выстраивании конструктивных  отношений  в  семье  и  обществе;  становление  внутренней  установки личности  поступать  согласно  своей  совести;  воспитание  нравственности,  основанной  на свободе  совести,  духовных  традициях  народов  России;  осознание  ценности  человеческой жизни.

Планируемые результаты освоения предмета

                                           Личностные  результы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

                                    Метапредметные результаты:  

- овладение  способностью  принимать  и  сохранять  цели  и  задачи  учебной       деятельности; поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий(далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора . обработки. Анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интнресов сторон и сотрудничества.

                                           Предметные результаты:

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, ее роли в культуре России;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности. Основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни.

                 Содержание тем учебного курса

                                           Наименование раздела

Часы

1

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

2

Этика общения

4

3

Этикет

4

4

Этика человеческих отношений

4

5

Этика отношений в коллективе

4

6

Введение

1

7

Простые нравственные истины

4

8

Душа обязана трудиться

4

9

Посеешь поступок – пожнёшь характер

4

  10

Судьба и Родина едины

3+1

                                                                                                             Итого:

34

     В связи с тем, что учебный год согласно годовому учебному графику заканчивается 31 мая, и программа по ОРКСЭ  рассчитана на 34 часа увеличиваю тему «.Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение.» на 1 час.


Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике в 4 В классе

Количество недельных часов – 1, годовых  часов  -  34.

№ урока

Дата

Тема раздела, урока

Перечень учебно-методического обеспечения

Примечания

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. (1ч.)

Предметные УУД: Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) России; развитие этических чувств и норм. Знакомство с общественными нормами нравственности и морали; формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности .

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД:Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).составлять план решения задачи.

Познавательные УУД:Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД:Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения.

Личностные УУД:Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

04.09

Этика – наука о нравственной жизни человека.

ИКТ

                                                                         Этика общения (4ч.)

Предметные УУД: Знакомствосо взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Добро и зло как основные этические понятия.

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД:Проговаривать последовательность действий на уроке.Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД: Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

Коммуникативные УУД:Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Личностные УУД: Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

11.09

Добрым жить на свете веселей.

ИКТ

18.09

Правила общения для всех.

25.09

От добрых правил – добрые слова и поступки.

ИКТ

02.10

Каждый интересен.

ИКТ

                                                                                                   Этикет (4ч.)

Предметные УУД: Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей .Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения.

Личностные УУД:Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России

09.10

Премудрости этикета.

16.10

Красота этикета

23.10

Простые школьные и домашние правила этикета.

ИКТ

30.10

Чистый ручеёк нашей речи.

ИКТ

                                                                           Этика человеческих отношений (4ч.)

Предметные УУД: Знакомствосо взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.), толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Знакомить с основными нормами светской морали, понимание их  значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД:Уметь  пользоваться языковыми средствами:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

Личностные УУД:Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

13.11

В развитие добрых  чувств – творение души

ИКТ

20.11

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

27.11

Чувство Родины.

ИКТ

04.12

Жизнь протекает среди людей.

ИКТ

                                                                                           Этика отношений в коллективе (4ч.)

Предметные УУД: Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Коммуникативные УУД:Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные УУД: Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

11.12

Чтобы быть коллективом.

18.12

Коллектив начинается с меня.

25.12

Мой класс – мои друзья.

Творческие работы

15.01

Скажи себе сам . Итоговое творческое сочинение 

                                                                          Введение. (1 ч)

Предметные УУД: Знакомство с понятиями жизнь, человек, общечеловеческие ценности.

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках и следовать им. Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Личностные УУД: Осознание ценности человеческой жизни.  

22.01

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

        ИКТ

                                                                 Простые нравственные истины (4ч.)

Предметные УУД: Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей .Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Коммуникативные УУД:Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках и следовать им. Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Личностные УУД:Осознание ценности человеческой жизни.Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов.

29.01

Жизнь священна.

05.02

Человек рождён для добра.

12.02

Милосердие – закон жизни.

       ИКТ

19.02

Жить во благо себе и другим.

       ИКТ

                                                                                              Душа обязана трудиться (4ч.)

Предметные УУД: Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

Коммуникативные УУД:Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу  в группе;б) учиться распределять работу  между участниками проекта;в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполните- ля, критика).

Личностные УУД:Формирование целостного, социально ориентированного  взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур  и религий; формирование  уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

26.02

Следовать нравственной установке.

04.03

Достойно жить среди людей.

        ИКТ

11.03

Уметь понять и простить.

18.03

Простая этика поступков.

         ИКТ

                                                                            Посеешь поступок – пожнёшь характер (4ч.)

Предметные УУД: Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД:Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные УУД:Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; духовных и эстетических потребностей.

25.03

Общение и источники преодоления обид.

08.04

Ростки нравственного опыта поведения.

        ИКТ

15.04

Доброте сопутствует терпение.

22.04

Действия с приставкой «СО».

                                                                                 Судьба и Родина едины (3ч. + 1ч. Итоговое занятие)

Предметные УУД: Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм.Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

Коммуникативные УУД: Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

Личностные УУД:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

29.04

С чего начинается Родина.

ТСО

06.05

В тебе рождается патриот и гражданин.

13.05

Человек – чело века.

20.05

Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение.

Творческие работы

27.05

Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение.

Творческие работы

В связи с тем, что учебный год согласно годовому учебному графику заканчивается 31 мая, и программа по ОРКСЭ  рассчитана на 34 часа увеличиваю тему «.Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение.» на 1 час.


              Система оценки достижения планируемых результатов освоения  предмета.   Критерии оценивания по ОРКСЭ.

          Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Критерии оценивания предметных умений

Оценка "5" ставится, если у обучающегося наблюдается:

  •  активность и творческое отношение к выполнению заданий;
  •  умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, живой природой;
  • самостоятельный поиск информации по пройденной теме;
  • умение оперировать понятиями и терминами;
  • умение рассуждать по определенной теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее до аудитории;
  • имеет место отличный уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса.

Оценка "4" ставится, если у обучающегося наблюдается:

- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) с  помощью учителя или одноклассников;

- знание терминов и понятий в неполном объеме;

- нечеткое обоснование своей точки зрения;

- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;

- нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления)         в тех случаях, когда она является существенной;

- нечеткое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- неточности  в сравнении объектов по существенным признакам;

- отдельные нарушения в последовательности описания события (объекта);

- имеет место хороший уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса.

Оценка "3" ставится, если у обучающегося наблюдается:

- ответ недостаточно логически выстроен;

- план ответа соблюдается непоследовательно;

- учащийся обнаруживает слабость в развёрнутом раскрытии понятий, терминов, категорий;

- ответ учащегося недостаточно аргументирован;

- ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют;

- имеет место низкий уровень выполнения проектных, самостоятельных работ в течение учебного процесса.  

Оценка "2" не ставится.

Оценивание по результатам творческих работ

Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций и т.д.

Проводится взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ.

Результаты подготовки и защиты творческих работ (проектов) могут  учитываться при формировании портфолио учеников.

Оценивание успеваемости по курсу предлагаем осуществлять в виде анализа каждой творческой работы по составленным критериям.

Критерии, показатели

Баллы

1

Цели задания приняты обучающимся, конкретны.

2

Замысел работы реализован.

3

Содержание оптимально (научно, грамотно,  доступно)

4

Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося.

5

Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала).

6

Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии.

7

Работа способствовала формированию следующих качеств обучающегося:

а

Любознательность и активность

б

Эмоциональность, отзывчивость

в

Общение с учителем  и сверстниками

г

Соблюдение общепринятых норм и правил поведения

д

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

е

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

ж

Владение необходимыми умениями и навыками

8

Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников.

Всего баллов:

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени            3 балла
  2. Достигнуто частично                                2 балла
  3. Достигнуто в малой степени                        1 баллов
  4. Не достигнуто (или не входило в цели)          0 баллов

Вывод:- от 42 до 35 баллов – отметка «5»

             - от 34 до 21 балла – отметка «4»

             - ниже 21 балла результат не подлежит интерпретации

Выставляются только «5» или «4» бальные отметки. Работы, набравшие менее 21 балла, не оцениваются.

                                            Критерии оценивания презентаций:

Одним из видов творческой работы  может быть презентация, составленная в программе  PowerPoint.

Оценка "5" - ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка "4" - ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

 Оценка не ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем    корректное оформление презентации.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают.

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы.

Средняя оценка по защите

Итоговая оценка

Учебно-методическое обеспечение

                                    Методические и учебные пособия:

-  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - Шемшурина А.И. М.: Просвещение, 2013.

                              Оборудование и приборы:

- компьютер

- магнитофон

-проектор

                       Литература, использованная при подготовке программы:

- Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение»,2013г.(Стандарты второго поколения).

                           Литература, рекомендованная для учащихся:

- А. И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений – М.: Просвещение, 2014

- Ресурсы школьной библиотеки.

                                          Образовательные диски:

- Электронное приложение к курсу  «Основы  светской этики»,М. Просвещение.2012.

                                 

              Лист корректировки программы

Тема урока

Дата

Причина

Способ корректировки

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс

Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...