Технология оценки учебных успехов Разработка Образовательной системы «Школа 2100» и РАОСлайд 2
КАК ИЗМЕНИТЬ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ? ТРАДИЦИИ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления ФГОС: Общеучебные умения учеников начальной школы Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); О пределение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление
Слайд 3
Из заключения Российской академии образования по «Школе 2100» (18.11.05) Пункт 10 . Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.
Слайд 4
Зачем мы создавали новую технологию? Наши цели: «Главное не знания, а умения ими пользоваться» Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы) Минимакс Обучение деятельности и др. 1) Отразить на этапе контроля развивающие принципы «Школы 2100»: 2) Создать личностно-ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания
Слайд 5
Как мы создавали новую технологию оценивания Из Заключения РАО от 16 ноября 2005 года : « разработана … новая технология оценки учебных успехов » 2002-2004 гг. Модель оценивания Обобщение опыта, формулирование правил 2004-2007 гг. Эксперимент РАО Проверка правил, их уточнение, отработка алгоритмом использования 2008-2011 гг. Технологический пакет Создание набора средств, поддерживающих данную технологию
Слайд 6
Правила технологии отвечают на основные вопросы оценивания: ЧТО? Решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) ГДЕ? В таблице требований КАК? По уровням успешности мини макс
Слайд 7
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Слайд 8
Правило 2. «САМООЦЕНКА» « Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку. » Алгоритм самооценки (вопросы к ученику) : 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Слайд 9
Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК» «За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка» ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.
Слайд 10
Правило 4. «ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ» умения из требований программы Ученики Объяснять значение круговорота веществ в природе Приводить примеры живых организмов разных профессий Окружающий мир 3 класс. Тема _____________ Приводить примеры взаимосвязи живой и неживой природы Катя П. Павел В. Антон Б. 4. 5. 3. 3. 4. 4. 3 5 4 Правило 7. Итоговая оценка (характеристика) и итоговая отметка – среднеарифметическое за учебный модуль (блок тем четверти )
Слайд 11
Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ» За задачи, решенные при изучении новой темы , отметка ставится только по желанию ученика , так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам , так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Слайд 12
Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ» Необходимый уровень – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично». Программный уровень – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - « отлично». Максимальный уровень ( !!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».
Слайд 13
Вопрос: «А отметки-то нам как ставить?» Необходимый уровень «хорошо, но не отлично». Программный уровень « отлично». Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ПЯТИБАЛЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО - 3 ПОЛНОСТЬЮ - 4 ЧАСТИЧНО – 4+ ПОЛНОСТЬЮ - 5 ЧАСТИЧНО – 5+ ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5
Слайд 14
Что меняет использование новых правил оценивания? Из анкет: «Теперь понятно зачем мы учимся» (ученики), «Наконец понял разницу между оценкой и отметкой» (родитель) Доля учеников с адекватной САМООЦЕНКОЙ на 15-20% Школьная ТРЕВОЖНОСТЬ на 14-26% С новыми правилами «легко и хочется работать дальше» - более 80% учеников, учителей и родителей.
Слайд 15
Как внедрять новую технологию оценивания? 1-й класс = САМООЦЕНКА 2-й класс +ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ 3-й класс +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ 4-й класс + ВЕСЬ КОМПЛЕКС «Класс» соответствует этапу внедрения на любой учебной ступени МИНИ МАКС
Слайд 16
Если заинтересовались, то как с нами связаться? УМЦ «Школа 2100» (курсы, консультации, выезды в регионы) – Тел. 8 – 495 – 368-42-86 Сайт: www.school2100.ru Издательство «БАЛАС C » (заказы, статьи в журнал «Начальная школа + до и после» ) Тел. 8 – 495 – 672-00-60 Эл.почта balass.izd@mtu-net.ru Эл.почта Данилова: danilovod@mail.ru