Образовательный экологический проект «В гармонии с природой» 2класс
проект (2 класс) на тему

Новохацких Татьяна Павловна

Образовательный экологический  проект

 

 

 «В гармонии с природой»

2класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz.ekolog.proekt.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Образовательный экологический  проект

 «В гармонии с природой»

2класс

Адрес: 658620 Алтайский край  

Завьяловский район, с. Завьялово

ул. Школьная, 7

Телефон: 8(38562)22180, 22296

Электронный адрес:

scoolzvl1@rambler.ru

выполнила:

Новохацких Татьяна Павловна

учитель начальных классов

Завьялово, 2015г


Пояснительная записка

Программа:  «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Предмет: окружающий мир

Класс: 1-4

С 2014 года я работаю в творческой группе учителей начальных классов по методическому сопровождению уроков окружающего мира.   Представляю краеведческий экологический  проект «В гармонии с природой»для учащихся 2 класса.

Актуальность: сложностью современной жизни являются всё углубляющие противоречия между обществом и природой. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная деятельность начальной школы по открытию младшим школьникам на конкретном местном материале эстетического, практического, оздоровительного, познавательного значения природы для человека и проблем разумного взаимодействия человека и природы.

Основополагающее направление проекта:

расширение и обогащение содержательной линии «Человек и мир природы» в  курсе  «Окружающий мир» для формирования экологического мировоззрения обучающихся на местном материале.

Новизной  проекта является

  • интеграция следующих видов деятельности:  познавательной, игровой, физкультурно-оздоровительной, туристко-краеведческой
  • создание обучающимися продукта собственной творческой  деятельности по итогам наблюдений.

Цель проекта: создать условия для становления духовно-нравственной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе и Обществе

Данная цель направлена на решение следующих задач:

  • формировать  у учащихся основы экологических знаний на краеведческом материале;
  • привлечь внимание учащихся к экологическим и социально-нравственным проблемам, существующим в родном селе;
  • научить учащихся проводить экологический мониторинг конкретного участка территории своего населенного пункта, обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;
  • способствовать развитию знаний биологического разнообразия родного края;
  • продолжить развитие умения работать с различными источниками информаций , умения наблюдать, анализировать, рассуждать, решать творческие задачи
  • воспитывать чувство патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию своего родного края.

Принципы построения образовательного процесса основан на идеях развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом; расширение его экологических представлений, углублении теоретических знаний и их применении на практике.

Основные направления предметной деятельности

просматриваются через образовательные области. Целью каждого вида  деятельности  выступает формирование духовно-нравственной культуры личности.

Образовательная область

Основное содержание и возможные виды деятельности

 Образовательная область «Познание» 

Формирование  мировоззрения на основе  общения с природой, работы с разными источниками информации, включение в проектную и исследовательскую деятельность.

Занятия проводятся в парке, на берегу водоёма, в лесу, на лугу, на болоте. на улицах села, в  краеведческом музее . Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребёнок овладевает теми взаимосвязями, которые создают  целостность и логическую завершённость в системе «природа - человек -общество - природа».

Образовательная область

«Физическая культура».

Двигательная деятельность общеразвивающей направленности способствует  укреплению здоровья, развитию  мышления, творчества и самостоятельности. В процессе познавательных и подвижных игр формируются  у детей первоначальные знания и представления о природе, основы экологической культуры. Подбор упражнений  обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями.

Образовательная область  «Здоровье»

Позитивное  отношение к своему здоровью.

Применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Владеть элементами психологической грамотности, иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. 

 

Социокультурная образовательная область

Формирование у детей моральных норм и правил поведения в природе. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребёнок приобретает полезный личный опыт, формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе, обществе.  Ученик должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, понимать другие позиции своих одноклассников. Договариваться с ними, согласуя свои интересы и взгляды для совместного учебного взаимодействия.  Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде.  

Образовательная область «Безопасность».

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.). Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными растениями, животными, насекомыми.

Образовательная область «Художественное творчество».

Воспитание  интереса к природному миру- источнику творческой радости. Уметь  выражать свои впечатления, мысли и настроения, показывать красоту каждого мгновения, каждого состояния природы. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус.

Образовательная область «Краеведение»

  Формирует представления о  нормах, убеждениях, ценностей  сохранности  природы своей местности – части огромной страны. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к родному краю,  к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Формы организации деятельности: практическая работа, эксперименты, экологические проекты, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков, защита проектов. Методические занятия являются комплексными - на них используются различные виды деятельности: аналитические и эвристические беседы, сценки, экологические сказки, игры, викторины, творческие проекты.  

Практическая значимость:  возможность использования данного проекта в рамках  экологического образования  в урочное  и внеурочное время.

Учебный план

2 класс

                        Содержание

Всего

Теория

практика

Вводное занятие. Цели и задачи курса «В гармонии с природой».  Климатические особенности природной зоны своей местности–лесостепи.

1

1

Солнце, воздух, вода… и растения. Установление природных взаимосвязей. Защита проектов «Солнце и свет – источник жизни на Земле»

2

1

1

 Основные группы растений. Работа с определителями растений.  Игра «Узнай растение» Исчезающие, охраняемые растения нашей местности.

2

1

1

В гостях у бабушки Загадушки. «По грибы, по ягоды»  Правила сбора.  Проект «Грибы-лекари».

1

1

Художественная галерея «Портрет сосны обыкновенной» . Целевая прогулка в Кулундинский ленточный бор. Экологические проблемы соснового леса.

2

1

1

Берёзово- осиновые колки нашей местности.  Роль берёзы в охране полей. Природный фильтр. Творческий проект «Берёза – символ России» Фотозарисовки.

2

1

1

Зелёная аптека нашей местности.

1

1

Птицы кочующие, оседлые, перелётные Викторина «Кто на дереве живёт? Кто под деревом живёт?»  Наблюдения в парке.

1

1

Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания) Игра «Птичий час». Охрана и привлечение птиц. Сооружение кормушек, скворечников. 

3

1

2

Звери, обитающие на террирории своего района.  Игра «Зверьё получите своё жильё». Определение и описание жилищ различных животных, проживающих в ленточном бору и колках. Электронный фотоальбом.

2

1

1

 Охраняемые животные нашей местности. Особенности их внешнего вида, поведения. Причины сокращения численности и меры охраны. Экскурсия в краеведческий музей.

2

2

Обитатели водоёмов нашей местности. Промысловые рыбы наших озёр. Источники загрязнения водоёмов. Защита проектов «Жизнь на дне озера».

3

1

2

Есть ли жизнь в почве? Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни. Роль в поддержании почвенного плодородия. 

3

1

2

Виды почв нашей местности. Исследовательский проект « «Что вырастет из семечки?»

3

1

2

«Все друг другу мы нужны». Бережное отношение человека к домашним животным.

Праздник домашних животных.

2

1

1

Враги моего жилья(крысы. мыши) Борьба с грызунами. 

1

1

«Кто важнее?» -викторина-игра «спор насекомых». Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. Ядохимикаты на огородах –польза или вред? 

1

1

Раннецветущие растения на территории села.

1

1

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

1

1

34

17

17

     Для реализации целей и задач курса «В гармонии с природой» разработана тетрадь.  Все задания предлагает детям Завьялыч - старейший домовой села. Задания основываются на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника. Во 2 классе  работа на «Страницах юного исследователя». Задания  способствуют воспитанию инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, формируют  познавательный интерес. Вместе с Завьялычем  ребята совершают путешествия по селу и изучают природу, историю, культуру, экологию своей малой родины,  приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Осваивают  начальные формы познавательной и личностной рефлексии : «Оцени свою работу», «Вопросы для самоанализа». Выполняют итоговые тесты по курсу.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В сфере формирования личностных УУД

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в природе и обществе;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
  • уважения к родной природе, истории малой Родины, гордости за неё;
  • развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края;

Метапредметными результатами освоения учащимися  программы курса являются:

  • овладение  составляющими исследовательской и проектной деятельности :  умение  видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками эколого-краеведческой информации: находить информацию в различных источниках (в учебнике, научно-популярной литературе, определителях, словарях и справочниках, ресурсах Интернет и др.), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, рисунков и т.д.)
  •  развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Диагностическими материалами для оценки планируемых результатов освоения  программы курса являются:

  • педагогическое наблюдение;
  • лист наблюдений (который может заполнять ученик совместно с учителем)
  • вопросы для самоанализа
  • тестирование
  • анкета
  • творческие задания (проекты, исследования)

Листы наблюдения

1-я ступень

Ставит цель с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и осуществляет деятельность

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы её получения

Заполнять такой лист может как учитель, так и сам обучающийся (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки школьники и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определённую клеточку – полностью или частично.

Результаты  прослеживаются  по уровням

Уровни

Ожидаемые результаты

Первый уровень

Представление

Узнавание, описание, различение объектов природы и правил поведения в природе.

Второй уровень

Воспроизведение

Воспроизведение, повтор информации и операций. Решение типовых заданий. Позитивное отношение к базовым ценностям реальности, разумное отношение к  природе

Третий уровень

Уровень умений, навыков

Применение полученных знаний экологической направленности на экскурсиях и прогулках  в других ситуациях

Четвёртый уровень

Творческий

Реализация мотивационных знаний экологической направленности. Творческие задачи исследовательской, проектной деятельности.

Динамика личностного развития ребенка в процессе освоения курса оценивается по следующим показателям:

Критерии

Методы отслеживания

1. Организационно – волевые качества:

1.1.Терпение (, преодолевание

трудности)

1.2. Самоконтроль (уменье контролировать свои

поступки)

Наблюдение

Наблюдение

2. Ориентационные качества:

2.1. Интерес к занятиям (осознанное участие в освоении программы)

2.2. Самооценка (способность оценивать себя адекватно)

Тестирование

анкетирование

3. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность (способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации)

3.2. Тип сотрудничества (отношение к общим делам

 (уменье воспринимать общие дела

как свои собственные)

Тестирование

наблюдение

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир». «Вентана-Граф», 2010 г.
  2. Корабельников В. «Краски природы». «Москва», 1985 г.
  3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. «Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх». «Москва», 2005 г.
  4. Солдатов А.В. Завьяловский район. История.События.Люди.., «Барнаул», 2000 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "В гармонии с природой и с собой"

Совместное мероприятие с родителями и детьми, целью которого стало формирование экологической культуры....

Презентация к игре "В гармонии с природой"

Материал может быть использован на классных часах, посвященных природоохранной деятельности....

Тест по окружающему миру. Тема "Явления природы". 2класс УМК Школа России

Тест  «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся  соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы...

Презентация на классный час: «В гармонии с природой»

Классный час «В гармонии с природой»...