Нормативно-правовая база.Оснащение кабинетов начальных классов
статья по теме

Саблина Светлана Валентиновна

Требования к оснащению кабинетов начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_osnashcheniyu_kabinetov_nach.klassov.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

 ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Пояснительная записка

Основания и цели разработки требований.

Цель настоящих требований – обеспечить материально-технические условия введения Федерального компонента государственного стандарта начального образования.. Они разработаны по всем предметам начальной школы с учетом этого документа и определяют общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды, благоприятной для успешного образования младших школьников.

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);

– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);

– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной  деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов. В перечне представлено также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса начальной школы, а также специфики конкретного учебного предмета.

Новизна требований.

Требования составлены на основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе: имеющееся в распоряжении учителя оборудование и средства обучения, созданные 20-30 лет назад, устарели (прежде всего по содержанию), потеряли эстетический вид, а многое пришло в негодность. Вместе с тем, учитель вынужден пользоваться имеющимся оснащением, т.к. современные средства либо отсутствуют, либо по разным причинам недоступны массовой школе. Поэтому создание перечня средств обучения, которые должны быть представлены в современной школе, имеет принципиально важное значение для модернизации начальной школы.

Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию развития первой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии начального обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность необходим специальный отбор средств обучения, включающих как печатные материалы, так и натуральные объекты, модели и т.п. Доля разных видов средств представлена с учетом специфики каждого предмета. Например, для уроков музыки наиболее значимы технические средства обучения, а для уроков окружающего мира – натуральные объекты.

Требования составлены с учетом ориентации на использование как традиционных, проверенных временем, и привычных для учителя массовой школы средств обучения (таблицы, плакаты, оборудование класса), так и новые, отражающие современные средства информатизации процесса обучения. Перечень включает номенклатуру, выпускаемую в настоящее время, и перспективные средства, которые в ближайшие годы  обеспечат методическую поддержку введения государственного стандарта.

Принципиальной особенностью данного документа, отличающей его от существующих, является то, что предлагаемый перечень не включает конкретные (авторские) объекты материально-технического обеспечения, а определяет только общую номенклатуру всех технико-методических средств обучения. Это объясняется тем, что в настоящее время существует различная печатная продукция, дидактические материалы, оборудование и др., различающиеся по конкретному содержанию, материалу, внешнему оформлению и пр. Например, в настоящее время промышленность выпускает традиционные классные доски, на которых пишут мелом, а также магнитные, со специальным покрытием для фломастеров и др. С учетом условий школа может приобретать любой объект, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным нормам. Отдельные объекты могут быть выполнены самодеятельным способом (учителем, учащимися, родителями). К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, фотоальбомы, макеты и др.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.

Представленные в перечне виды средств обучения дают возможность школе (учителю) составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.

Для облегчения пользования документом, он составлен по предметам, которые изучаются в соответствии с Базисным учебным планом в современной начальной школе. Некоторое дублирование отдельных печатных материалов, технических средств обучения, которое наблюдается при анализе предметных требований, подтверждает наличие преемственных связей в обучении разным учебным предметам: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и на разных уроках. К примеру, наглядные материалы (картины, репродукции, фото) с успехом применяются на уроках русского, иностранного языков, литературного чтения, окружающего мира, искусства, а, например, такие объекты как мячи, обручи, ленты используются как учебное оборудование на уроках физической культуры и как игрушки на уроках окружающего мира или иностранного языка. Для представления различных аудиозаписей (звучащей речи на русском и иностранном языках, музыкальных произведений, звуков природы и др.) и видеозаписей (классическая детская литература, живая природа, социальные явления и др.) необходима современная аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон и др.).

Вместе с тем, требования к оборудованию и средствам обучения по предметам отражают и специфические объекты, которые используются только на данном предмете. Например, специфика подхода к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения уроков музыки, физкультуры, изобразительного искусства, труда определяется особенностями этих предметов. Поэтому в требованиях представлены музыкальные инструменты (для уроков музыки), физкультурное оборудование (для уроков физической культуры), средства живописи, лепки (для уроков изобразительного искусства) и пр.

Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т.п.); возможности применения одного и того средства обучения для решения различных

дидактических задач; легкости (удобности) пользования и хранения. Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);
  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Характеристика учебного кабинета.

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении (класс, как правило на 4 года закрепляется за одним учителем). Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя. Это, однако, не отрицает возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Например, занятия музыкой проходят в музыкальном кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей. Здесь создан специальный интерьер, кабинет полифункционален и обеспечивает атмосферу концертного зала, как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: есть мини-сцена (подиума), подставки (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и др. Рабочее место учителя укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, имеется стационарно смонтированный пульт дистанционного управления, предусмотрено зашторивание окон. То же самое можно сказать и о кабинете изобразительного искусства: он оборудован специальными мольбертами, шкафами для хранения художественных материалов и пр. Занятия трудом могут проходить в общешкольном кабинете технологии, а физкультурой – в спортивном зале школы. Их расположение и оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам технике безопасности.

РУССКИЙ ЯЗЫК  

(С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по русскому языку.

Примерная программа начального образования по русскому языку.

К

Д

Д

Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.

 

Печатные пособия

2.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности)

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Словари всех типов по русскому языку.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Д

Ф

Д

Д

Ф/Д

Д

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/ магнитофон.

Диапроектор

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности)

Компьютер (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

С диаметром экрана не менее 72 см

Размер не менее 150х150 см

В школах с родным (нерусским) языком обучения.

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

Д

Д

Д

Для изучения русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Игры и игрушки

8.

Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др.

Д

П

Ф

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К

Д

Д

Д

Д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

(С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

К

Д

Д

УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения.  

В библиотечный  фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.

С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения.

Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения

Печатные пособия

2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

Д

Ф

Д

Д/К

Д

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/ магнитофон.

Диапроектор

Мультимедийный проектор (по возможности).

Компьютер (по возможности)

Экспозиционный экран (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Диаметр экрана не менее 72 см

Размер не менее 150 х 150 см

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения  (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Игры и игрушки

8.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Полки для Уголка книг

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Ф

Д

Д

Д

Д

Д

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1

2

3

4

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты (УМК) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для 2-4 классов

Стандарт начального образования по иностранному языку Примерная программа начального образования по иностранному языку

Авторская программа к УМК,  который используется для изучения иностранного языка

К

                                                         

Д

Д

В библиотечный  фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.

Печатные пособия

2.

 Алфавит (настенная таблица)

Касса букв и буквосочетаний (по возможности)

Транскрипционные знаки ( таблица)

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по иностранному языку

Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку

Ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам: Классная комната, Квартира, Детская комната, Магазин и т.п.

Д

Ф

Д

Д

Д

Д

Карты на иностранном языке:

Географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка

Географическая карта Европы

   

Д

Д

Технические средства обучения и оборудование кабинета

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности)

Аудиоцентр/ магнитофон

Диапроектор

Мультимедийный проектор (по возможности)

Компьютер (по возможности)

Экспозиционный экран (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Диаметр экрана не менее  72 см

Размер не менее 150 х 150 см

Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности).

Стол учительский с тумбой

Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

К

Д

Д

Ф

При наличии условий

Экранно-звуковые пособия

4.

Аудиозаписи к УМК,  используемым  для изучения иностранного языка

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам (по возможности)

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Игры и игрушки

5.

Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей стран изучаемого языка

Лото (домино), развивающие игры на иностранном языке.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по  темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Мячи

Д

П

Ф

Д

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

й

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Методические пособия для учителя

К

П

П

Д

Д

Д

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру".

Печатные пособия

2

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

Д

Д

Д

К

Ф

Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф

Технические средства обучения (ТСО)

4.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Экспозиционный экран

Телевизор

Видеоплейер (видеомагнитофон)

Аудио-проигрыватель

Персональный компьютер

Диапроектор (эпидиаскоп)

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Размер экрана не менее  150 х 150 см

Телевизор с диагональю не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

5

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

Термометр медицинский

Лупа

Компас

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп (цифровой по возможности)

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Модель "Торс человека" с внутренними органами

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф/

ДД

Д

Д/П

  Д/Ф

  Д

П

Например, макет Кремля, славянского поселения и пр.

Натуральные объекты

7.

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции плодов и семян растений

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Ф/П

Ф/П

Ф/П

Д

С учетом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

8.

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по  темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

МАТЕМАТИКА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

2.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

Табель-календарь на текущий год

Д

П

К

Д/К

Например, с прозрачным клапаном для письма фломастером поверх условия задачи

3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики)

 П

При наличии необходимых технических условий.

4.

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон

Телевизор с универсальной подставкой

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Шкаф для хранения таблиц

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Д

     Д /П

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Размер не менее 150 х 150 см

Диагональ экрана не менее 72 см

Демонстрационные пособия

          Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

         

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20

         

   

 Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске

     

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 100

       Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100 (магнитная или иная); карточки с целыми десятками и пустые

       

       Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата

       Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них

       

Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Размер объектов не менее 5 см

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревкуазмер объектов не менее 5 см

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например, магнитное поле с комплектом карточек от 1 до 20

и 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая- другого)

Например, 100 бусин двух цветов ( по 10 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

Размером не менее 1м х 1м; с возможностью крепления карточек и полосок

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

5.

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения.

Д

При наличие технических средств

Занимательные задания по математике для 1-4 класса.

Д

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

       Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20

Комплект для изучения состава числа

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

Счетный материал от 0 до 100

Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

Счетный материал от 0 до 1000  

Числовая доска от 0 до 1000 для выкладывания счетного материала

Весы настольные школьные и разновесы

Линейка

Циркуль

Метры демонстрационные

Наборы мерных кружек

Рулетки

Угольники классные

Циркули классные

Комплекты цифр и знаков

Комплекты цифр и знаков («математический веер»)

Модель циферблата часов с синхронизированными стрелками

Набор геометрических фигур

Модели объёмных фигур (шар, куб)

Модель квадратного дециметра ( палетка)

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Д

К

К

Д

Д

П

Д

Д

Д

К

Д/Ф

Д/К

Д

Д/К

К

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например,  20 двусторонних фишек (одна сторона- одного цвета, другая- другого) с возможностью фиксации фишек в линейном порядке по пятеркам и десяткам

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например, линейные блоки от 1 до 10 двух цветов

Например, линейные блоки длиной от 1 до 10 двух цветов, 10 квадратных блоков по 100  двух цветов, куб 1000

8.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

 Набор ролевых конструкторов (например, Больница, Дом, Ферма, Зоопарк, Аэропорт, Строители, Рабочие и служащие и т.п)

Ф

Ф

9.

Оборудование класса

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

1

2

3

4

Музыкальные инструменты

11..

6.

Фортепиано (пианино, рояль)

Баян /аккордеон; скрипка; гитара

Клавишный синтезатор

Детские клавишные
синтезаторы

Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль /колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны /ксилофоны и д.р.;

народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки;

дирижерские палочки

Д

Д

Д

Ф П

П

П

Для кабинета и зала

для учителя

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента. Комплектация инструментов  производится учителем.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов

Программно-методические материалы: Программы по музыке; Нотные хрестоматии, Фонохрестоматии .

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки)

Методические журналы по искусству

Музыкальная  энциклопедия (в том числе в цифровой форме)

Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме)

Стандарт начального общего образования по образовательной области «Искусство»

К

Д

Д

Д

Д

П

Д

Д

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ

Печатные пособия

23

2

Портреты русских и зарубежных композиторов

Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен,
музыкальные инструменты

Музыкальный календарь

Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе

Хрестоматии музыкального материала к учебникам

Сборники песен и хоров

Д

Д/П

Д

К

Д

Д

Комплекты

Для совместной работы учителя и учащихся

Для учителя

Для учителя

Информационно-коммуникационные средства

3.4.

Методические пособия по электронному музыкальному творчеству

Д

В перспективе

Технические средства обучения (ТСО)

35.

3

3

Музыкальный центр

 Видеомагнитофон/видеоплер

CD / DVD-проигрыватели

Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением

Телевизор

Проектор для демонстрации слайдов

Магнитная доска с набором нотных знаков

Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Д

Д

Д

К/Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).В классе информатики для индивидуальной работы учащихся (по возможности)

Диагональ не менее 72 см

Размер экрана не менее  150 х 150 см

Экранно-звуковые пособия

46.

4

Аудиозаписи и
Фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы

Слайды (диапозитивы)

Д

Д

Д

Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса

Оперы, балеты, творчество отдельных композиторов, ведущих исполнителей и исполнительских коллективов

Произведения пластических искусств, иллюстрации к литературным произведениям

Игры и игрушки

4

47.

4

Театральные куклы

Атрибуты народных костюмов народов России и народов мира

Звучащие игрушки

П

П

П

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

1

2

3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

2.

7.

8.

9.

1

Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,  рабочие тетради, дидактические материалы)

Учебно-наглядные пособия

Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства).

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Предметные журналы

Энциклопедии по искусству

Альбомы по искусству

Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Стандарт начального общего образования по образовательной области «Искусство»

К

К

Ф

Д

Д

Д

Д

Д

Д

В первую очередь утвержденные МОН РФ

1

Печатные пособия

1

1

12.

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д

Д

Д

Д

Д

К

Комплекты

Комплекты

В перспективе

Информационно-коммуникационные средства

2

23..

Мультимедийные обучающие художественные программы

Игровые художественные компьютерные программы

Д

Д

В перспективе

Технические средства обучения (ТСО)

2

24.

.

Аудио / видеомагнитофон

CD / DVD-проигрыватели

Компьютер с художественным программным обеспечением

Телевизор

Проектор для демонстрации слайдов

Мультимедийный проектор

Магнитная доска

Экран

Фотокамера цифровая

Видеокамера цифровая со штативом

Д

Д

К

Д

Д

Д

Д

Д

П

П

В классе информатики

 для индивидуальной

 работы учащихся

Экранно-звуковые пособия

3

35.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения

Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

Д

Д

Д

Комплекты аудиокассет и

 CD-R по темам и разделам

курса для каждого класса

Учебно-практическое оборудование

36.

Мольберты

Настольные скульптурные станки

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

К

К

Ф

К

Для оформления выставок

Натурный фонд

6

67.

7

Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Гипсовые геометрические тела

Модуль фигуры человека

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Подставки для натуры

Д

Д

Ф

Д

Д

Д

П

П

П

П

комплекты

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Дидактические карточки

Образовательные программы

Учебно-методические пособия и рекомендации

Журнал «Физическая культура в школе»

К

Д

Д

Д

Печатные пособия

2.

Таблицы (в соответствии с программой обучения)

Схемы(в соответствии с программой обучения)

Д

Д

Технические средства обучения (ТСО)

4.

Музыкальный центр

Мегафон

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи

Д

Учебно-практическое оборудование

6.

Бревно напольное (3 м)

Козел гимнастический

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

Стенка гимнастическая

Скамейка гимнастическая жесткая (4 м; 2 м)

Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

Мячи: набивной 1 кг и 2 кг; мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий); мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи футбольные

Палка гимнастическая

Скакалка детская

Мат гимнастический

Акробатическая дорожка

Коврики: гимнастические, массажные

Кегли

Обруч пластиковый детский

Планка для прыжков в высоту

Стойка для прыжков в высоту

Флажки: разметочные с опорой; стартовые

Лента финишная

Дорожка разметочная резиновая для прыжков

Рулетка измерительная

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

Лыжи детские (с креплениями и палками)

Щит баскетбольный тренировочный

Сетка для переноса и хранения мячей

Жилетки игровые с номерами

Волейбольная стойка универсальная

Сетка волейбольная

Аптечка

П

П

П

П

П

П

К

К

К

П

П

К

П

К

Д

Д

Д

Д

Д

К

П

Д

П

К

Д

Д

П

Игры и игрушки

8.

Стол для игры в настольный теннис

Сетка и ракетки для игры в настольный теннис

Футбол

Шахматы ( с доской)

Шашки (с доской)

Контейнер с комплектом игрового инвентаря

П

П

П

П

П

П

Оборудование класса 

9.

Станок хореографический

Д

ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция

1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)

Примерная программа по технологии (труду)

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)

Методические пособия и книги для учителя

Предметные журналы

Д

Д

К

Д

Д

Печатные пособия

2.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Д

Д/П

Информационно-коммуникативные средства

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности)

Д

Экранно-звуковые пособия

4.

Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса

Д

Д

Технические средства обучения

5.

Аудио / видеомагнитофон

CD / DVD-проигрыватели

Компьютер с программным обеспечением

Телевизор

Проектор для демонстрации слайдов

Мультимедийный проектор

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Фотокамера цифровая

Видеокамера цифровая со штативом

Д

Д

П

Диагональ не менее 72 см

Размер не менее  150 х 150 см

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов Действующие модели механизмов

Объемные модели геометрических фигур.

К

Ф/П

К

Оборудование класса

7.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала

К

1

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт кабинета начальных классов (2 класс)

           Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС начального общего образования, о...

Паспорт учебного кабинета начальных классов. Зав. кабинетом Захарина Нина Леонидовна

Паспорт кабинета начальных классов. Пояснительная записка, режим работы, чель и задачи паспортизации кабинета....

Уголок класса. Оформление кабинета начальных классов.

Готовые плакаты для оформления классного уголка....

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"

Представленный материал содержит эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"....

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...