рабочая программа по этике (27,11,15)
рабочая программа на тему

Галкина Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Нивенское.

                                                                      « Утверждаю»

                                                                                            Директор школы

                                                                               Г. Г. Гроховская

                                                                    «     »_____________         2015 года

Рабочая программа

по этике 9 а класс

(для детей с ОВЗ - уо)

  на 2015-2016 учебный год ( 34 часов)

Составлена на основе авторской  адаптационной  примерной программы по этике  Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.

Учитель изо 1 категории

Галкина Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                                                                        Согласовано

Рук. МО____________ /_________________/.                                                    Зам. Директора __________ / _________________/

«____ »___________________________                                                               « ___ » __________________________

2015 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ЭТИКА

для 9 класса общеобразовательной школы

           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа представляет собой авторскую адаптацию  примерной программы по этике  Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО.

 Курс этики проводится в рамках школьного компонента учебного плана школы

 Рабочая программа по этике для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе:  

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; •        Закон Российской Федерации "Об  образовании" (в  ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897  (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644 ).
  • Учебного плана МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;
  • Годового календарного графика МБОУСОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.
  • Основной образовательной программа МБОУ СОШ п. Нивенское на 2015/2016 учебный год;.

Актуальность программы

1.Быстрые темпы наращивания информации, кризис ценностей, неоднозначность  морального выбора, растущая напряжённость межэтнических, межконфессиональных и межгосударственных отношений, искажение процессов моральной самоидентификации в современном обществе обусловливают необходимость введения специальных курсов этической направленности.

  1. В условиях современного общества, в целях его выживания и поступательного развития, ведущими ценностями становятся толерантность, коммуникация, диалог. Именно эти идеи являются ключевыми в предлагаемом курсе.
  2. Моральная компетенция учащихся требует  наполнить программу персоналиями и тематическими блоками, которые раскрывали бы вопросы морального выбора и моральной ответственности, столь значимые в современной социальной ситуации.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса, требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации

Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Цель курса создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Осуществление цели способствует:

  • развитию личности в ответственный  период формирования нравственного   «Я»,   ее   познавательных   интересов,   критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нравственной культуры, способности к самоопределению, самопостижению и, как конечный итог, - самореализации;
  • воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

 освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоиден-1ификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми и м1лни человека в обществе, о нравственном регулировании общественных отношений;

  • овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;
  • формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.

Задачи курса «Этика»:

  1. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
  2. Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
  3. Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.
  4. Сформировать потребность понимать Другого и уважать его позицию, точку зрения.
  5. Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
  6. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
  7. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
    предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
  8. Помочь школьнику встать на путь духовных исканий без поучительной назидательности, а с опорой на знания.

Пути и методы достижения поставленных задач:

  1. Концентрическая система преподавания, основанная в соответствии с возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний к более сложным, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.

Обучение этическим нормам через практическую деятельность: экскурсии, игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, собеседования, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).

  1. Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
  2. Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;
  3. Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.

Материалом курса являются:

Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей, а также показать, как этика и — шире — духовная культура разрабатывали разные области знаний и различные модели поведения.

Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.

Круг персоналий, представляющих культуру и этические искания разных народов, различных конфессий (включая атеизм).

Структура программы:

Программа включает общие для каждого класса циклы: «Культура общения», «Самовоспитание», «Общечеловеческие нормы нравственности», заключительный цикл меняется в зависимости от возраста учащихся: «Этика и искусство», «Самоидентификация и коммуникация с Другим», «Смысл жизни и проблема счастья». Все разделы начинаются и заканчиваются повторением ранее изученного материала. Программа составлена с учетом принципов системности, тучности и доступности.

     

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Этика» являются:

  • сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);
  • определение индивидуально значимого ценностного ряда, соотнесение его с системой нравственных общечеловеческих ценностей;
  • владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнение познавательных и практических заданий:

-на использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

                                                               Результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Требования к уровню подготовки учащихся представлены рубриками:

  1. «Знание/понимание» (требования к учебному материалу, который усваивается, и осознанно воспроизводятся учащимися).
  2. «Умение» (требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой).
  3. «Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни» (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных
    жизненных задач).

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Этика» ученик должен:

Знать/понимать:

  • социальные  свойства  человека,    основу  его взаимодействия с другими людьми;
  • содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
  • источники нравственных знаний;
  • нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.

Уметь:

  • описывать человека как морально-нравственное существо;
  • сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
  • оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
  • осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
  • самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
  • осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для:

 •   осуществления постоянной работы по самовоспитанию;

 •   реализации этических познаний в повседневной жизни,
•   претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;

  • нравственной оценки конкретных поступков людей;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 9 КЛАСС -35 часов

Общечеловеческие нормы нравственности. Этические учения христианства, ислама, буддизма, конфуцианства. Освоение правил вежливости, приемов самоконтроля и самовоспитания. Представление об имидже. Основы этики насилия. Добро и зло. Представление о милосердии и справедливости. Жизненный путь и нравственные принципы Д.С.Лихачева. Представление о необходимости и возможности осуществления понимания Другого человека как представителя иной культуры.

  • Этикет. Правила хорошего тона. Понятие субординации в формах вежливости и доброжелательности. Соблюдение субординации в формах вежливости и доброжелательности. Общение со старшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с младшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с лицами противоположного пола. Тональное построение речи как проявление уровня
    воспитанности человека.
  • Понятие имиджа. Понятие имиджа. Положительный имидж как результата самовоспитания и самоконтроля. Отрицательный имидж. Неуместность и адекватность проявлений имиджа в различных средовых культурах. Культура речевого общения - важнейший элемент имиджа.
  • Этикет делового человека. Понятие этикета делового человека. Самопрезентация - неотъемлемый признак делового человека. Способы самопрезентации. Изучение технологии самопрезентации.
  • Практикум. Ваш имидж. В чем сущность вашего послания окружающим? Способы выражения этого послания. Выработка навыков по определению особенностей собственного имиджа. Создание собственного имиджа (проект).
  • Культура выражения чувств. Проблема запретных для обсуждения с посторонними тем. Выражение личных чувств на публике (русская, японская, английская традиции). «Лишнее говорить - себе вредить», «Язык мой - враг мой». Обращение к тексту (И.С.Тургенев, произведения по выбору учителя).
  • Понятия «жизненная позиция», «моральный выбор». Знакомство с понятиями «жизненная позиция», «моральный выбор». Надо ли совершать свой моральный выбор? Составление сравнительной таблицы: активная и пассивная жизненная позиция.
  • Этика ненасилия. Противоположные аспекты в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насилия: пассивность, ответное насилие, ненасильственное сопротивление. Толстой Л.Н. и Ганди М.К. о не сопротивлении злу насилием. Работа в группе по выработке возможной линии поведения перед лицом насилия.
  • Повторительно - обощающий урок. Диспут «Добро должно быть с кулаками?».
  • Особенности воспитания характера. Способы внутренней саморегуляции.  Способность самоуправления.  Умение подчинить свои эмоции законам нравственности, дисциплинировать свои ум и чувства. Темперамент и его типы.
  • Этическая характеристика современного лидера. Лидер и как им стать? Этические качества лидера. Понятие свободы волеизъявления. Проблема выбора в современном обществе. Нравственное значение личности лидера. Понятие «совесть нации». Роль совести нации. Исторический образ совести нации: монарх, поэт, философ, историк   (на    примерах   Александра    II,    В.Высоцкого,    Сократа,
    Н.М.Карамзина). Д.С.Лихачев - совесть нации. Причины несовпадения фигуры лидера и совести нации в современном обществе.
  • Милосердие и справедливость. Милосердие - «поповское слово»? Неоднозначность справедливости как идеала.  Ролевая игра «Поступок, который можно назвать справедливым».
  • Добро как категория этики. Понятие сознательных, бескорыстных, продиктованных внутренним побуждением поступков, направленных на благо людей. Неоднозначность добра. Диспут «Хотел как
    лучше, получилось как всегда».
  • Зло как этическая категория. Понятия: физическое зло, моральное зло и социальное зло (И. А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»). Камуфлирование зла в современном мире.
  • Повторительно-обощающий урок. «Добро и зло поменялись лицами».
  • 94. Предназначение этических учений. Понятия: «этика», «мораль»,«нравственность». Предмет и задачи этики. Мораль как специфическая  характеристика человеческого существования.   Противоречие
    между моралью и стремлением к выгоде, родовыми обязанностями и индивидуальными целями, голосом совести и логикой успеха – двумя важнейшими измерениями человеческой деятельности. Философско- зтичские и религиозно-нравственные нормативные программы как различные попытки разрешения этого противоречия.
  • Этико-философские воззрения Д.С.Лихачева по произведениям: «Какими должны стать мы, русские, сегодня?» и «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт».
  • Повторительно-обощающий урок. Защита проекта, исследовательской работы и т.п.

                     Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение информации из разнообразных источников, осмыслении
  • представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на этические и культурологические знания;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности и морали;
  • участие в обучающих играх (ролевых и ситуативных), тренингах, моделирующих ситуациях из реальной жизни; выполнение творческих работ;
  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; участие в обсуждениях и диспутах;
  • написание творческих самостоятельных работ (сочинений-рассуждений).

Контрольно- оценочная деятельность.

Изучение результативности освоения курса этики (ввиду его специфичности) должно быть комбинированным и включать несколько процедур:

1. Оценка знаний, умений, навыков учащихся как ощутимый, зримый результат, поддающийся измерению.

2.        Оценка достижений учащихся как процесса развития.

Оценка результата развития как процесса учения и как способности решать этические проблемы (личностные качества, сформированные модели поведения...), а именно:

  1. Оценка "процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая материал", в т.ч. развитие способности понимания Другого (в т.ч. способности к диалогу).
  2. Оценка "интегральной способности решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетенция изначально
    возникла".

Таким образом, указанные процедуры позволяют оценить 1) личностное развитие, 2) знания, 3) умения-навыки, 4) компетенции, что в полной мере соответствует как требованиям современного образования, так и специфике предмета «Этика».

1. Оценка знаний, умений, навыков учащихся как ощутимый, зримый результат, поддающийся измерению.

Способы оценивания традиционно принятые в системе образования: устный опрос на каждом уроке по изученному материалу (фронтальный и индивидуальный), письменный опрос по карточкам, составление кроссвордов, выявляющих знание терминологии (дифференцированные задания). Возможным способом оценивания является тестирование

В любом случае, необходимым и важным является то, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЭТИКА» В 9 класс                                      

№ п/п

Наименование разделов и тем

ч

I

Виды и формы деятельности учащихся

1 четверть

 Раздел Культура общения

1

Этикет.   Правила хорошего тона.

1

Ролевая игра: субординация в формах вежливости и доброжелательности.

2

3

Понятие имиджа.

2

Ролевая игра: положительный имидж как результат самовоспитания и самоконтроля. Работа по анализу текста. Имидж литературных героев.

4

Этикет   делового человека.

1

Практикум - самопрезентация.

5

Практикум. Ваш имидж.

1

Работа в группе по выработке определенного имиджа.

6

Культура выражения чувств.

1

Дискуссия «Лишнее говорить - себе вредить?..». Работа по анализу текста.

7

8

Понятия «жизненная позиция», «моральный выбор».

2

Практикум: составление сравнительной таблицы: активная и пассивная жизненная позиция.

9

Этика    ненасилия.

1

Работа по анализу текста. Тренинг по выработке возможной линии поведения перед лицом насилия.

10

Повторительно-обощающий урок.

1

Диспут «Добро должно быть с кулаками?».

11

12

Особенности воспитания характера.

2

Тренинг по выработке умений подчинить свои эмоции законам нравственности. Психологическая диагностика по определению собственного типа темперамента.

13

Этическая характеристика   современного    лидера.

1

Работа по анализу текста. Работа в группах по определению этических качеств лидера.

14

Милосердие и справедливость.

1

Ролевая игра: «Поступок, который можно назвать справедливым».

15

Добро       как категория этики.

1

Диспут: «Хотел как лучше, получилось как всегда».

16

Зло как этическая   категория.

1

Работа по анализу текста. Фронтальная работа по составлению таблицы: «Физическое зло, моральное зло и социальное зло».

17

Повторитель-но-обобщающий урок.

1

Эссе «Добро и зло поменялись лицами».

18

19

Предназначение  этических учений.

2

Работа по анализу текста. Фронтальная работа с глоссарием.

20

Этические учения великих учителей человечества: Моисей.

1

Работа по анализу текста. Работа в группах по изучению десяти заповедей человечества.

21

Этические учения... Конфуций.

1

Работа по анализу текста. Работа с глоссарием.

22

Этические учения... Будда.

1

Работа по анализу текста. Работа в парах: «Четыре благородные истины буддизма».

23

Этические учения...   Иисус Христос.

1

Работа по анализу текста. Виртуальная экскурсия:  «Назарет».  Виртуальная экскурсия «Образ Христа в мировом изобразительном искусстве».

24

25

Моральные принципы христианства.

2

Практикум    «Сравнительный    анализ принципов  католической,  протестантской и православной этики».

26

Повтори-тельно-обощающий урок.

1

Тестирование.

27

Этические учения великих учителей

1

Работа по анализу текста. Виртуальная экскурсия.

28

Особенности этики.

1

Работа по анализу текста. Групповая работа: современны ли религиозные ценности?

29

30

Общественные     нормы нравственно-

сти  

Три мировые религии.

2

Практикум   по   составлению   сравнительной таблицы: моральные ценности в буддизме, исламе, христианстве.

31

32

4

Толерантность        как способ    разрешения  мировоззренческих        конфликтов.

2

Работа с глоссарием. Работа по анализу текста: закон «О свободе совести и религиозных организациях».

33

5

Этико-философские воззрения Д.С.Лихачева.

1

Семинар по произведениям Д.С.Лихачева.

34

6

Повтори-тельно-обощающий урок.

1

Тестирование. Презентация портфо-лио (V - VIII кп.), защита проекта, исследовательской работы и другое (по выбору учителя и учащихся).

ИТОГО

34

                       

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология кинизма: философия неприятия и протеста. - М., 1996.
  2. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. - М., 1998.
  3. Апресян Р.Г. Постижение добра. - М., 1986.
  4. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - М.,1998.
  1. Аристотель. Никомахова этика. Кн. V // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4.-М., 1984. С. 145-171.
  2. Афанасьев А. Формула любви. // Педагогический факультет. - 1993. - №2 -3.
  3. Бальзак О. Полковник Шабер. // Сочинения. В 15 т. - Т.З. - М.: Художественная литература, 1981.
  4. Барабаш Т. Бетховен. - М.: Гослитиздат, 1958.
  5. БарацА. Лики Торы.-М., 1995.
  6. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.
  7. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. //Антология мировой философии в 4-х т. Т. 3. - М., 1971.
  8. Библия. Издание московской патриархии.
  9. Бодина Е. Как вести себя на улице и в общественных местах. Этикет в гостях. // Воспитание школьников. - 1996. - №1.
  10. Бондарев Ю.Я. У истоков современной морали. - М.: Знание, 1991 (серия «Этика», №10).

16.        Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнейшего мира. - Саранск, 1996.

  1. Брюсов В. Ассаргадон. Избранные стихотворения. - М.: Художественная литература, 1945.
  2. Буддизм. Словарь. - М., 1992.
  3. Быховский Б.Э. Кьеркегор. - М.: Мысль, 1972.
  4. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 2-е. - М.: Педагогика,1989.
  5. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 3-е. - М.: Педагогика,1989.
  6. Вольтер. Философские повести. - М.: Художественная литература, 1988.
  7. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий завет). Гл. X.-Милан-Москва, 1992.
  8. Генри О. Дороги, которые мы выбираем. // Литература XX века. 1871 -1917: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1981.
  9. Гомперц Г. Жизнеописания греческих философов и идеал нравственной свободы. - СПб., 1912.
  10. Гомперц Г. Греческие мыслители. - СПб., 1999. Т.1-2.
  11. Гончарова Т.В. Эпикур. - М., 1988.
  12. Гроссман Л. Достоевский. - М.: Молодая гвардия, 1962 (Серия «ЖЗЛ»).
  13. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М., 1995.
  14. Гусейнов А.А. Любите врагов ваших. А кто враг? // Наука и религия. 1992.№2.
  15. Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. 1992. № 3.
  16. Державин К.Н. Сервантес. Жизнь и творчество.
  17. Десять заповедей. // Словарь по этике. Изд. 6-е. - М., 1989.
  18. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М., 1979.
  19. Домострой. - М.:Советская Россия, 1990.
  20. Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. - М., 1972.
  21. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. - М.: Экономика, 1990.
  22. Дурова Н.А. Записки кавалер-девицы. - М.: Московский рабочий, 1983.
  23. Дхаммапада / Пер. с пали В.Н. Топорова. - М., 1960.
  24. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышление. - М., 1990.
  25. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение,1991.
  26. Закон Божий. Книга 2. - М.: ТЕРРА, 1991.
  27. Закон Божий. Книга 5. - М.: ТЕРРА, 1991.
  28. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и Практикум. - М.:Тетрасистемс, 1997.
  29. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М.: Просвещение, 1992.
  30. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.:Прогресс - Пракситель, 1989.
  31. Карсавин Л.П. Добро и зло. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. - М.,1994.
  32. Кессиди Ф.Х. Сократ. - Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1988.
  33. Коран. Перевод Крачковского И.Ю. - Ростов н/Д: Феникс, 2006..
  34. Леви В. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.
  35. Леви В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.
  36. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература,1985.
  37. Лихачева Л.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Средне - Уральское издательство, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы с учётом  нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина

       Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:Федерального   государственного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Этика: Азбука добра»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА«Этика: Азбука добра»...

рабочая программа по "Этике"

Хорошая программа по внеурочноу деятельности в начальной школе...

Рабочая программа по этике, 1-4 классы

В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Этика: ...

Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс

Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс...