Закономерность в числах и фигурах.
план-конспект занятия (2 класс) на тему

технологическая карта к занятию по внеурочной деятельности по направлению "Логика". 

Занятие развивает логическое мышление; учит выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы; грамотно излагать свои мысли; учить слушать и слышать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta14_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – Орехова Ирина Владимировна. МБОУ СОШ № 5.

Внеурочное занятие. Логика. Тема: «Закономерность в числах и фигурах». 2 класс.

Технологическая карта занятия.

Тема

Закономерность в числах и фигурах.

Решаемая проблема

Как выявить закономерность в данном ряду чисел (фигур) и продолжить ряд?

Цель

Развивать логическое мышление; учить выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умозаключения, рассуждать, делать выводы; грамотно излагать свои мысли; учить слушать и слышать друг друга.

Планируемые результаты

Личностные: иметь заинтересованность в приобретении и расширении знаний; использовать полученные знания на учебных предметах.

Предметные: : уметь выделять закономерность, сравнивать, классифицировать.

Метапредметные: определять свои знания и незнания, видеть и исправлять ошибки, устанавливать закономерность, обосновывать выводы (познавательные УУД); умение работать в паре, группе (коммуникативные УУД); осуществлять самоконтроль и самооценку (регулятивные УУД).

Основные понятия

Числа, фигуры, закономерность.

Ресурсы

Компьютер, проектор, раздаточный материал, карточки, игровые коврики, геометрические фигуры.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация учебной деятельности.

Проводит беседу:

  • (Слайд 1)Начнём с загадок. Отгадки помогут вам определить тему нашего занятия.

      -     А братишка мой, Сережа,

            Математик и чертежник -

            На столе у бабы Шуры

            Чертит всякие...

      -     Проживают в трудной книжке

             Хитроумные братишки.

             Много их, но братья эти

             Сосчитают все на свете.  

  • Если поставить числа или фигуры в ряд в определённом порядке то, что можно выявить?
  • Как можно иначе назвать «правило»?
  • Как выдумаете, какова тема занятия?
  • Верно. (Слайд 2) Мы сегодня будем учиться выявлять закономерности в рядах чисел (фигур) и самостоятельно составлять ряды с определённой закономерностью.

       -   Итак, запомним, что закономерность – это       последовательность по определённому правилу, порядку. (Слайд 3) 

Отвечают на вопросы:

- Фигуры.

- Числа.

- Правило, по которому выстроены числа или фигуры.

- Закономерность.

- Закономерности в числах и фигурах.

II. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальная работа.

 

Организует  поэтапную работу:

  • Потренируемся на весёлых жучках. (Слайд 4)
  • Как вы думаете, какой жучок должен находиться в пустой клетке?
  • Докажите правильность ответа.

- Переходим к работе с фигурами и числами.

(Слайд 5)

- Определите для каждой таблицы, какую картинку надо поставить в пустую клетку.

- Обоснуйте свой выбор.

- Найдите закономерность, продолжите каждый ряд на два числа. (Слайд 6)

- Найдите закономерность расположения фигур в каждом ряду, дополни каждый ряд подходящей фигурой. (Слайд 7)

- Найдите закономерность и продолжите ряд на три числа. (Слайд 8)

- Определите закономерность и назови пропущенную фигуру. (Слайд 9)

- Объясните.

- Проследите, как получается каждое следующее число, и назови в каждый ряд ещё по одному числу. (Слайд 10)

- Найдите связь между числами, заполните свободные кружки. (Слайд 11)

- Найдите закономерности. На какие две фигуры можно продолжить каждый ряд.

- Попробуем сделать вывод и составить алгоритм, как продолжить ряд чисел и фигур.

- Как вы думаете, что для этого надо сделать?

- Итак, чтобы продолжить определённый ряд чисел или фигур нужно… (Слайд 12)

Выполняют поэтапно задания учителя, отвечают на вопросы учителя, задают свои вопросы по необходимости.

- Маленький жёлтый.

- В каждой строке есть жучки красного, зелёного синего и жёлтого цвета, а в последней строке нет жучка жёлтого цвета.

- Зелёную машину, зелёный треугольник.

- В каждом ряду фигуры чередуются по форме и по цвету.

- В первом ряду каждое следующее число увеличивается на 2, во втором ряду – на 3, в третьем – на 4.

- 2, 4, 6, 8, 10, 12.

- 1, 4, 7, 10, 13, 17.

- 2, 6, 10, 14, 18.

- В рядах фигуры чередуются по форме, размеру и цвету.

- Первый ряд дополняем маленьким красным восьмиугольником.

- Второй ряд дополняем большим жёлтым восьмиугольником.

- Каждое последующее двузначное число увеличивается на два.

- 24, 26, 28, 30, 32, 34.

- В первом ряду пропущен прямоугольник с синим кружком в правом верхнем ряду, т. к. синий кружок перемещается по часовой стрелке.

- Во втором ряду пропущена ёлочка, состоящая из трёх треугольников, т. к. в каждой следующей ёлочке количество треугольников увеличивается на один.

- В первом ряду числа увеличиваются на два. (12)

- Во втором ряду числа увеличиваются на три. (16)

- В третьем ряду числа последовательно увеличиваются на 1, 2, 3, 4, 5 и на 6. (22)

- В четвёртом ряду числа увеличиваются на четыре. (20)

- В нижнем ряду числа увеличиваются на два. (15)

- В верхнем ряду указан состав нижнего числа с увеличением предыдущего состава на один. (6 и 9)

А) По размеру: большой красный треугольник, маленький красный треугольник.

Б) По размеру и по цвету: большой синий квадрат, маленький зелёный квадрат.

В) По форме, по размеру и по цвету: большой жёлтый круг, маленький красный треугольник.

Г) По размеру и по цвету: маленький красный треугольник, большой синий треугольник.

Д) По размеру и по цвету: маленький жёлтый круг, большой жёлтый круг.  

- Определить разницу между двумя рядом стоящими числами.

- Сформулировать правило построения ряда.

-  Проверить это правило на других числах.

-  Подобрать по правилу следующее число в ряду.

Физминутка.

Групповая работа.

Организует и проводит физминутку:

- А теперь немного отдохнём. Я предлагаю вам расположиться на ковриках по группам и выполнить следующее задание.

- Составить ряд фигур в определённой последовательности и объясните закономерность.

Располагаются на ковриках по группам.

Составляют ряды фигур.

Объясняют закономерность.

III. Обобщение и систематизация изученного материала.

Практическая работа в парах. 

Организует и проводит работу по карточкам.

- Разделитесь по парам и займите места для выполнения заданий по карточкам.

- Используя полученные на занятии знания, определите закономерности и восстановите (или продолжите) ряды фигур.

- Посовещайтесь в парах и выберите карточку. Если вы считаете, что справитесь со сложным заданием, то возьмите чёрно-белую карточку, если хотите задание средней сложности, то зелёную, а если думаете, что вам надо начать с более лёгкого задания, то возьмите разноцветную карточку.

- Перед выполнением заданий давайте вспомним, какие действия необходимо совершить, чтобы дополнить (или восстановить) ряд фигур.    

  • Проверяем выполнение заданий на карточках.
  • Как вы продолжили (восстановили) ряд.
  • Сверьте свои  варианты с правильными. (Таблицы на доске.)

Рассаживаются по парам.

Выбирают карточки.

Повторяют алгоритм.

Выполняют задания в парах.

Объясняют выполнение заданий на карточках.

IV.  Рефлексия.

Организует подведение итога занятия.

- Что мы учились делать на занятии?

- Что у вас хорошо получилось?

- Что ещё не удалось?

- Дополните ответы: «Я сегодня узнал (запомнил, научился, удивился, повторил) ….»

-  Отразите своё настроение от занятия в смайликах.

Подводят итог занятия.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою деятельность.

Высказывают своё мнение.

Отражают своё настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математика 2 класс "Числа и фигуры"

Этот урок предназначен для учащихся 2 класса по программе "Планета знаний"....

Контрольная работа "Числа и фигуры" 3 класс

Контрольная работа по математике для 3 класса "Числа и фигуры". УМК Планета знаний...

закономерности в числах, фигурах, словах

Конспект внеурочного занятия в ТРИЗ технологии. Формирует у школьников умение видеть закономерности, учит составлять закономерности и формирует алгоритм решения закономерностей....

Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп» Тема: «Закономерности в числах и фигурах» 4 специальный (коррекционный) класс.

Цель: Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.Развивающая: развить внимание, мышление...

Закономерность в числах и фигурах

Занятие направлено на   развитие логического  мышления у детей, умение выделять закономерности в ряде чисел и фигурах, сравнивать, квалифицировать, строить умозаключения, рассуждать и делать...

Тема: "Закономерности в числах и фигурах"

Внеурочная деятельность ТРИЗ  "Мир логики" 4 класс....

Тема; «Закономерности в числах и фигурах»

Внеурочная деятельность ТРИЗ "Мир логики" 4 класс...