Тема; «Закономерности в числах и фигурах»
план-конспект занятия (4 класс)

Олина Валентина Петровна

Внеурочная деятельность ТРИЗ "Мир логики" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_logiki.docx564.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мир логики 4в  класс.

Подготовила и провела Олина В.П.

Занятие на тему: «Закономерности в числах и фигурах»

Цель занятия: отработать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы.

Задачи занятия:

-развивать умение находить закономерности в цепочках и таблицах, обобщать и делать выводы;

-рассмотреть примеры составления закономерностей аналогичных заданной и отработать навыки их составления;

-уметь применять теоретические знания для решения практических задач: самостоятельное придумывание закономерностей,

- способствовать развитию логического мышления и навыков решения нетиповых задач;

- развивать у учащихся исследовательские умения на основе изученного материала, тренируя мышление по аналогии;

- воспитывать умение общаться, делать выводы и аргументировано отстаивать свои взгляды;

- формировать интерес к занятиям математикой, информатикой.

Оборудование: презентация по ходу занятия, дидактический материал, карточки, таблицы.

Планируемые результаты:

личностные: иметь заинтересованность в приобретении и расширении знаний; использовать полученные знания на учебных предметах;

метапредметные: определять свои знания и незнания; видеть и исправлять ошибки; устанавливать закономерность; обосновывать выводы; умение работать в паре, группе, осуществлять самоконтроль и самооценку;

предметные: уметь выделять закономерность, сравнивать, классифицировать.

Ход занятия:

I Организационный этап.

1.Мотивация к обучению.

Я рада Вас видеть и, надеюсь, что Вы рады видеть меня. Хочу напомнить основное правило нашего занятия.

Правильный ответ — хорошо!.Неправильный ответ—тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

2. «Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

 «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

- Кто готов внимательно работать, делиться своими мыслями и суждениями —присаживайтесь пожалуйста.

II  Подготовка к сознательному и активному усвоению нового материала.

  1. Интеллектуальная разминка

А). -  Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? Может ли это быть? (Страусы не летают.)

-  Что находится между городом и селом? (Союз «и».)

- Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской.)

- Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука.)

-  Рыба с усами. (Сом.)

-  Птица - лесной доктор. (Дятел.)

-  Всем, кто придёт и уйдёт, руку подаёт. (Дверь.)

-  Лесная плутовка. (Лиса.)

-  Металлическая денежка. (Монетка.)

-  Птичка с красной грудкой, прилетающая в город зимой. (Снегирь.)

          Б). “Найди общее”:

  • Между числами 7 и 17, 24и 54, 20 и 40

( 7 и 17—есть в записи цифра 7, нечётные

24и 54—двузначные, в записи цифра 4, делятся на 6, чётные

20 и 40—двузначные, круглые, чётные, делятся на 2, на 5, на 4, на 10)

       Г). Игра на внимание. “ Посчитай, не ошибись”.

Стоя в кругу

  По цепочке называют числа по порядку: 1. 2, 3, …. 30.Если число делится на 3  или содержит в себе цифру 3, то его не называют, а хлопают в ладоши и называют следующее число.

Игра проводится на выбывание.

  1. Сообщение темы и задач урока.

             Учитель прикрепляет на доску табличку с названием темы урока.

( согласные написаны зелёным цветом, а гласные—красным)

          Б) Лексическое значение слова закономерности.

- Слово «закономерность» мы употребляем часто.

- Что оно означает?

-  Где мы можем это узнать? (в словаре)

Есть слово «закономерный» - соответствующий, отвечающий законам.

Закономерность – это последовательность по определённому правилу, порядку.

     В) Формулировка учащимися задач занятия.

-Сформулируйте задачи сегодняшнего занятия.

-учиться выделять закономерности в числах и фигурах;

   - сравнивать, рассуждать, делать выводы.

     Г) Определение закономерности в записи темы.

- Посмотрите внимательно на запись темы и, определите, по какому закону или говоря по другому, в какой закономерности записана тема урока.

( гласные и согласные выделены разным цветом).

-Запишите число и тему занятия.

III   Этап усвоения новых знаний и способов действий.

  1. Закономерности в числах.

- Числовые ряды с закономерностями—это такие ряды, в которых числа связаны между собой по определённому правилу.

А) “ Продолжи числовой ряд”

  ( фронтальный опрос)

3, 6, 9, …, ….

Проанализируем эту последовательность:

6-3=3,  9-6= 3

Получается, что закономерность состоит в том, что каждое следующее число получается путём увеличения предыдущего числа на 5.

Значит, следующее число 12.

- Найди закономерность расположения чисел в цепочке и заполните пустые карточки:

- 2,4,6,8,10,…,…,…

- 6, 8,7,9,8,10, 9,…,…,12.

- Придумайте и запишите себе в тетрадь закономерность, начиная с числа 2.

2, …, …, … , … 

Проверка результатов.

Как  получается каждое следующее число?

Вывод: каждое следующее число получается при выполнении какого-то   арифметического действия.

 Б) Алгоритм.

- Для выполнения любого задания нужно использовать алгоритм.

Что такое алгоритм?         ( инструкция выполнения работы)

Предлагаю Вам в группах составить алгоритм нахождения закономерностей в числовом ряду. Используйте опорные предложения, расставив их в нужном порядке.

( на полосках бумаги написаны пункты плана алгоритма, которые нужно расположить в определённой последовательности)

 Проверка работы.

 Алгоритм  нахождения  закономерности  между  числами

  1. Зафиксировать разницу между двумя рядом стоящими числами.
  2. Определить правило построения ряда.
  3. Проверить правило на другой паре чисел.
  4. Используя это правило определить следующее число.

   В) Закономерности чисел в фигурах и предметах.

-. Посмотрите на карточки и, определив закономерность, назовите число.

      12        4          34      5        ( 39)

            16                     ?

                                                                               

Д) Творческое задание.

     -- Составьте закономерность по любому принципу для урока математики.

 ( выполняют самостоятельно в тетради. Кто выполнит—встаёт)

Учитель подходит, проверяет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Закономерности в фигурах.

    Закономерность в фигурах  (в группах)

На  рисунке с числами, необходимо узнать  закономерность и вместо вопроса поставить нужное число.

Анализ правильности выполнения задания:

в «домике» сумма чисел в окнах равна сумме чисел в крыше и в двери;

 в «паровозе» произведение чисел в колесах равно числу в трубе;

в «ступеньках» верхний кубик - утроенная сумма нижних

и составление краткого алгоритма решения подобных заданий.

Закономерность в фигурах  (Работа в группах)

Упражнение на нахождение закономерности в серии фигур.

А). Карточка с шарами, листочками и веточками.

Б).Конверт с геометрическими фигурами( треугольник, квадрат, 5-угольник):

-Какая фигура должна стоять следующей? Почему?

В). Планирование: как нужно выполнять задание.

1. Определить, из каких частей состоят фигуры.

2. Определить по каждой строчке, какие элементы изменяются.

3. Установить, какой фигуры не достаёт и каких элементов к ней.

- Дорисуйте кота.                        – Дорисуйте фигуру.

- Для выполнения этой работы вам понадобится алгоритм. (на доске)

                               

Г). Составление алгоритма «Нахождение закономерности в рядах с фигурами»

1. Определить, из каких частей состоят фигуры.

2. Определить по каждой строчке, какие элементы изменяются.

3. Установить, какой фигуры не достаёт и каких элементов к ней.

Д). Выбери нужную фигуру. Слайды.

Е). По алгоритму составьте свою закономерность: перед вами домик.

- В нашем доме на каждом этаже окошки разного цвета, какое количество карандашей вам понадобилось, чтобы раскрасить окошки?   (4).  

- Придумайте свою закономерность и раскрасьте окна дома.

V Этап подведения итогов и рефлексии   .

  1. Методика “ Солнышко”

-Кто испытал удовлетворение от своего труда и считает, что с пользой присутствовал на занятии, подойдите к улыбающемуся солнышку и прикрепите свои домики. А те, кто не получил удовлетворения от своей работы, подойдите к грустному солнышку.

( если найдутся дети, которые подойдут к грустному солнышку, то учитель подбадривает их ).

  1. - Что нового сегодня вы узнали? (Сегодня мы  учились находить аналогичные правила и составлять по ним новые, свои цепочки и таблицы закономерностей с числами и фигурами).

- Всё ли у вас получилось?

- У кого возникли трудности?

- Благодарю за работу. Вы были активны, внимательны. Мне было приятно с Вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

закономерности в числах, фигурах, словах

Конспект внеурочного занятия в ТРИЗ технологии. Формирует у школьников умение видеть закономерности, учит составлять закономерности и формирует алгоритм решения закономерностей....

Внеклассное занятие «Математический калейдоскоп» Тема: «Закономерности в числах и фигурах» 4 специальный (коррекционный) класс.

Цель: Образовательная: повторить знания числовых рядов с закономерностями, сформировать умения и навыки в решений заданий по алгоритму, решения логических задач.Развивающая: развить внимание, мышление...

Закономерность в числах и фигурах.

технологическая карта к занятию по внеурочной деятельности по направлению "Логика". Занятие развивает логическое мышление; учит выделять закономерности; сравнивать, классифицировать, строить умоз...

Урок по теме "Числа и фигуры"

Урок в игровой форме. Классификация фигур. Построение фигур. Вычисление периметра различных фигур....

.Технологическая карта изучения темы "Закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 6"

Как  построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ученик должен стать живым участником образовательного процесс...

Закономерность в числах и фигурах

Занятие направлено на   развитие логического  мышления у детей, умение выделять закономерности в ряде чисел и фигурах, сравнивать, квалифицировать, строить умозаключения, рассуждать и делать...

Тема: "Закономерности в числах и фигурах"

Внеурочная деятельность ТРИЗ  "Мир логики" 4 класс....