Занятие "Умники и умницы"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

Технологическая карта занятия

Занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Класс: 2 «А»

Тема занятия: Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Цель занятия: создать условия для успешного развития познавательных способностей учащихся

(внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления) на основе системы развивающих заданий

Задачи:

Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

Развивать навыки контроля и самоконтроля;

Развивать  у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

Планируемые результаты: 

Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;

Формирование УУД

 Личностные результаты:

- оценивать   ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
  • В предложенных ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  своей деятельности и  товарищей.

Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить  свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  форме.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения,  следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами 

  • Выделять существенные признаки предметов;
  • Сравнивать между собой предметы,
  • Обобщать, делать несложные выводы;
  • Определять последовательность событий;
  • Выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Элементы содержания: упражнения для развития творческого воображения, памяти, внимания; знакомство с изографами, задания со спичками.

Технологии, применяемые на уроке: работа в группах, парами, технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, информационные и здоровьесберегающие технологии, технология интерактивного обучения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку,  карточки, для самооценки-флажки, карточки для индивидуальной работы.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный  момент

Обеспечить мотивацию обучающихся на совместную   деятельность.

Просмотр видеофрагмента.

Конечно, вы узнали наших героев. Сегодня на уроке литературного чтения мы были у них в гостях. Кто же это? А кто автор, подаривший всем ребятам сказки про Ежика и Медвежонка.

О какой стране говорят герои?

Может кто-то уже догадался, куда мы отправимся сегодня?  А какую цель мы поставим на занятии? (Что мы будем развивать сегодня?)

Все этой стране умные, веселые, любят придумывать интересные игры.

Это путешествие будет не простое, а познавательное. Отправляясь, мы возьмем с собой знания, умения, способности, воображение и  смекалку. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.

 Ответы детей:

Ёжик и Медвежонок.

Сергей Григорьевич Козлов.

Придуманной или воображаемой.

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

II.Мозговая гимнастика

Здоровьесберегающая технология

Улучшить мозговую деятельность и профилактика нарушений зрения

Чтобы подготовиться к работе, выполняем упражнения «мозговой гимнастики»:

«Качания головой» (стимулирует мыслительные процессы)

- дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

«Ленивые восьмёрки»

(обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)

-по 3 раза каждой рукой и вместе рисуем восьмёрки в горизонтальной плоскости. «Вижу палец!» (для улучшения зрения)

-указательный палец правой руки держим перед носом на расстоянии 25-30 см, смотрим на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, затем правый глаз, а потом смотреть на палец двумя глазами.

Итак, перенесемся в воображаемую страну. Мы на легком, белоснежном облаке, Закроем глаза, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет.

Выполняют упражнения под руководством учителя.

Регулятивные (действия под руководством учителя):

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выполнять упражнения для развития психических процессов.  

III.Деление на группы

Предлагаю распределиться на команды.

Вспомним правила работы в команде.

Распределяются по группам

Личностные:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных ситуациях делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

IV.Разминка

Информационные технологии

Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности

  Наше путешествие мы начнем с разминки.

Воображаемая страна – это место, где оживают сказки.

Каждая команда должна разгадать 3 сказочных слова (отвечать нужно дружно, всей командой):

  1. Цветик -, Баба-, Спящая-
  2. Меч -, Кот-,  Василиса-
  3. Ковёр -, Кощей-, Красная_
  4. Сапоги -, Змей -, Почтальон
  5. Шапка –, Курочка-, Мальчик –с
  6. Скатерть –, Гуси-…, Домовенок ...

Выполняют задание  коллективно по группам, называют подходящие слова-отгадки.

Личностные:

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы Познавательные:

-уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

V.Совершенствование воображения

Игра  «Изобрази без предмета».

   - В выдуманной стране каждый становится волшебником. И может выполнять действия без предметов. Не верите? А давайте попробуем.  

Я буду вам проговаривать действия, а вы  попробуйте их изобразить.

-Встаньте около своих мест.  

 Вденьте нитку в иголку; Пришейте пуговицу; подбросьте и поймайте мяч; попрыгайте  через скакалку; остригите ногти ножницами; наколите дрова; перенесите предмет с одного места на другое; перелистайте книгу, разверните и сверните газету.

Изображают действия.

Познавательные

VI. Тренировка концентрации внимания,  совершенствование воображения 

  -Ребята, в путешествии по новой стране  нам необходимо многое узнать, многое запомнить и, как настоящие путешественники, мы будем делать зарисовки.

Игра «Внимание».

 -Запомните изображения и зарисуйте как можно точнее. Поменяйтесь с соседом  листочками и проверьте его работу.

  -А теперь дорисуйте  до какого-либо целого изображения любые две фигуры (индивидуальная работа).

Игра «Фантазер».

   - На улицах  страны можно увидеть разные изображения. Вот одно из них. Внимательно рассмотрите изображение и напишите, на что оно похоже.

Суть игры заключается в том, чтобы уметь находить аналогии с реальными предметами во внешних очертаниях разных объектов. То есть ребятам предлагаются сложные по форме и цвету фигуры. Их задача - найти как можно больше аналогий с реальными предметами («на что похоже»). 

Учащиеся под руководством учителя выполняют задания:

- рассматривают, запоминают, зарисовывают и дорисовывают до целого изображения.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Работа в группе.

Записывают на листок на что похоже изображение.

Регулятивные:

- выполнять действия, оценка результатов работы.

Познавательные: 

-анализ, сравнение.

Коммуникативные:

-сотрудничать с товарищами;

- осуществлять взаимопроверку.

Личностные:

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества;

 - делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Познавательные: 

-анализ, сравнение.

Коммуникативные:

-сотрудничать с товарищами;

- осуществлять взаимопроверку;

- участвовать в диалоге;

- высказывать  свою точку

зрения;

- оформлять  свои мысли в устной речи.

 VII.Физкультминутка

Здоровьесберегающая

технология

    - Молодцы, мы справились с важными заданиями.   Чтобы дальше быть внимательными в пути следования, сделаем гимнастику для глаз: «Зоркие глазки», «Стрельба глазами», «Письмо носом».

Выполняют упражнения.

Регулятивные.

VIII. Работа с изографами

Технология применения нового материала.

 - Отправимся дальше. Что это? Жители воображаемой страны любят зашифровывать слова в картинках. Нам предстоит разгадать их.

 -Рассмотрите  картинку и угадайте зашифрованные слова.

А какие ещё слова спрятались в этих словах?

- А кто знает, как называют такие картинки?

- Это изографы (слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь).

Работа в группах.

Ответы детей

(часы-час, сыч; утюг-юг, уют; гусь-ус)

 

Познавательные:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

 - делать выводы в результате совместной работы.

Регулятивные:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

IX.Совершенствование воображения (продолжение)

 -А где же наши герои? Тише. Сейчас Ёжик с Медвежонком  сидят на своём любимом месте на горке под сосной и думают, что

 общего между изображением мальчика и другими предметами. Давайте поможем им.  Возьмите карточки, соедините стрелками общее между мальчиком и предметами. Объясните свой выбор.

 А теперь послушайте рассказ Ф. Кривина, и я думаю, вам всё станет понятно.

У нашей двери две ручки, а ножки ни одной. У стола четыре ножки, но нет спинки. У стула есть и ножки, и спинка, но у него нет носика. Носик есть у чайника, но у него нет ни одного ушка. Ушко есть у иголки, но у неё нет язычка. Язычок есть у ботинка, но у него нет горлышка. Горлышко есть у графина, но у него нет плечиков. Плечики есть у плечиков, на которые мы вешаем одежду, но у плечиков, кроме плечиков, вообще ничего нет.

А у нас с тобой - чего только нет! И ручки, и ножки, и носик, и плечики, и спинка, и горлышко, и язычок... Вот какие мы богатые!

Используя информацию, дополните свои ответы.

Выполняют задание в группах:  анализируя и сравнивая изображения, находят общие признаки, соединяют стрелками.

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, обобщать;

- извлекать  из текста необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, доказательство; 

- перерабатывать полученную информацию;

-  делать выводы в результате  совместной  работы.

Регулятивные :

- выполнять  учебное действие;

-  составлять последовательность действий;

-  оценивать  результаты работы.

Коммуникативные:

-  осуществлять самопроверку;

- объединять полученные результаты;

- формировать  и аргументировать своё мнение и позицию.

X. Весёлая переменка

Здоровьесберегающая

технология

Физкультминутка

 

Выполняют упражнения

XI. Ребусы

- А вот к нашим друзьям присоединился и Заяц. Он принёс Ёжику с Медвежонком

Какие-то картинки. Что же это за картинки? Как они называются?

Давайте подойдем поближе и разгадаем их.

Групповая работа по два ребуса на группу.

Вера, Оля, Вова и др.

Познавательные:

-перерабатывать,  систематизировать полученную информацию:

 - делать выводы в результате  совместной  работы.

Регулятивные:

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью.

XII. Развитие пространственного воображения.

Задания со спичками.

- Хоть страна у нас и воображаемая, но здесь соблюдают  все правила  пожарной безопасности и  знают самую безопасную игру со спичками. Это игра по перекладыванию спичек.

Составьте из спичек такую же фигуру. Уберите в ней 2 спички, чтобы осталось  два неравных квадрата.

- Кто покажет это на доске?

 Постройте из спичек такой домик. Переверните его к нам другой стороной, передвинув только две спички.

- Кто покажет это на доске?

Задание на преобразование фигуры по заданным свойствам выполняется практически: дети отсчитывают 12  спичек и по данному образцу выкладывают фигуру.

Проверка на интерактивной доске

(1 и16 задание)

По образцу дети выкладывают на партах из спичек домик, выполняют задание,

 

Познавательные:

- выполнять  логические

операции: сравнивать,

классифицировать;

- уметь добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Регулятивные:

- уметь преодолевать  

Препятствия, оценивать

результаты своей и чужой

деятельности;

- осуществлять самоконтроль.

Дополнительные задания

Возьмите 10 палочек. Затем отпустите их так, чтобы они упали на стол. Задание: осторожно собрать палочки по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если сдвигается хотя бы одна, задание не выполнено.

Игра  «Что? Где? Когда? Почему?»

Выполняют задания.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания.

Личностные:

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы

XIII. Итог.

Рефлексия 

- Молодцы, ребята. Вы настоящие путешественники: дружные, смелые, находчивые, сообразительные.

- Удалось ли нам  выполнить поставленную цель?

- Какое задание показалось вам наиболее сложным?  

 - Какое задание было самым легким?

- А сейчас предлагаю вам оценить свою работу. Как обычно, нужно раскрасить флажок.

Красный- все получилось отлично

Желтый – все хорошо.

Зекленый – только часть заданий выполнено так, как хотелось.

Синий – не получилось так, как хотелось

- Вы работали очень хорошо, мы много сделали . Даже если у кого-то не получилось, это не беда. На следующем занятии всё получится!  

Высказывают своё мнение.

Высказывают свои впечатления от работы

Оценивают себя

Регулятивные:

- уметь  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" по теме: "Здоровый образ жизни"

Игра "Умники и умницы" в рамках Недели начальной школы по теме: "Здоровый образ жизни"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"

Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса.  Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...

Сценарий праздника "Умники и умницы."

Данное мероприятие проведено на городском уровне для отличников учёбы и победителей городской олимпиады. Задания, предлагаемые участникам мероприятия, раширяют кругозор предметных знаний, развивают по...

Конкурс " Умники и умницы" (презентация)

Познавательный конкурс для учащихся 3-4 классов....

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Математический КВН "Умники и Умницы" для младших школьников. Презентация к познавательной игре "Умники и Умницы"

Математический КВН "Умники и Умницы", проведен в форме познавательной игры. Цель мероприятия, показать внеклассную работу по ФГОС - системно-деятельностный подход в нчальной школе....

Внеклассное мероприятие по математике "Умницы и умницы"

Цели мероприятия: развитие математических способностей учащихся,...