Статья "Способы решения проблем при организации работы с одарёнными детьми".
статья на тему

О проблемах работы с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_resheniya_problem_pri_organizatsii_raboty_s.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

            Способы решения проблем при организации работы с
                                   одаренными детьми.

 Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Условно можно выделить три категории одаренных детей:
-Дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
-Дети с признаками специальной умственной одаренности- в определенной области науки ( подростковый возраст)
- Учащиеся, не достигающие по каким- либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Многие взрослые люди думают, что одаренный ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта  обладает хорошими умственными способностями, не имеет проблем в образовательном учреждении в ходе учебного процесса. Всем кажется, что такому ребенку уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же у одаренных детей существуют определенные сложности и проблемы.
Мир ребенка - это великая загадка природы. Одаренные дети такие разные, непохожие друг на друга, но одинаково встречающиеся с проблемами в своей жизни. В настоящее время многие ученые и педагоги пытаются решить проблемы одаренных детей и вносят большой вклад в понимание проблем, стоящих перед одаренными детьми. Благодаря этому в педагогике сложилась классификация проблем одаренных детей:
1. Наличие специфических стратегий деятельности.
У одаренных детей наблюдается своеобразный индивидуальный стиль деятельности, который выражается в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку системой контроля и регуляции своих действий.
2.Особый тип обучаемости одаренных детей.
Может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
3. Протестное поведение. Одаренный ребенок иногда выражает протест, если происходит длительное подавление его важных потребностей в активности, в демонстрации своих возможностей, лидировании. Протесты могут принимать в поведении формы демонстративной защитной агрессии. Такой ребенок ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих.
4. Увлеченность и одержимость одаренных детей.
У одаренных детей прослеживается ярко выраженный интерес к определенной сфере деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность этой деятельностью. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности не позволяет ребенку быть успешным в других областях деятельности. Например, математически одаренный ребенок, не уделяет внимание другим школьным предметам, создавая тем самым проблему с успеваемостью.
5. Негативное отношение к школе.
Такое отношение часто появляется от того , что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не их способностям, а изучаемый на уроках материал давно знаком.
6. Проблемы общения.
Одаренным детям нравятся сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.  Вследствие этого одаренный ребенок не находит друзей среди сверстников, а дружба и общение с более взрослыми людьми не позволяет им быть лидерами, и вследствие этого наблюдается нежелание ребенка быть в компании, с друзьями, иногда такие дети оказываются в изоляции,  в себя.
7.Стандартные правила и требования.
Одаренные дети отвергают стандартные требования, не склонны к конформизму, не готовы соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Особенно сильно это проявляется,  если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
8. Философские проблемы.
Одаренные дети часто погружаются в философские проблемы.  Для них характерно задуматься над такими явлениями как жизнь, любовь, совесть, вселенная,  космос, о вопросах мироздания, о мире духовных ценностей. Они ищут ответы на вопросы "Кто я? И зачем я на этой Земле?". поиски ответов на эти вопросы становятся главными. и одаренные дети уделяют много времени размышлениям, у них возникает свое видение мира и это не всегда находит понимание окружающих.
9. Познавательная потребность. У большинства одаренных детей наблюдается повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. данная потребность может вызывать проблемы в урочной деятельности.
10. Целеполагание.
Одаренные дети часто вырабатывают свои собственные цели. составляют план действий. Цели и программы действий, которые задаются извне, часто не воспринимаются одаренными детьми. В тоже время данная категория детей часто ставит нереальные цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать, это угнетает их, негативно сказывается на настроении, здоровье, а следовательно и на обучении.
11. Мышление и моторика.
Мыслительные процессы у одаренных детей протекают быстро, в связи с этим они думают значительно быстрее, чем пишут, что приводит к плохому неаккуратному оформлению работ, незавершенности .В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от письменных работ и изложения своих мыслей на бумаге.
12. Поверхностные знания.
На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать проблему, связанную с поверхностными знаниями. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желаниями заниматься всем, к чему возникает интерес.
13. Внимание взрослых. Одаренные дети испытывают повышенную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию они нередко "монополизируют" внимание учителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
14. Сверхчувствительность.
Возникает у детей в связи с излишней сенсорной восприимчивостью, когда слова и невербальные сигналы воспринимаются очень остро. Одаренные дети не любят, когда на них повышают голос. Если это происходит часто в их жизни, то на эмоциональном уровне у них происходит блокировка. Повышенная избирательная чувствительность направлена у таких детей либо к определенным сторонам предметной деятельности, либо к определенным формам собственной активности, сопровождающееся, как правило, повышенным эмоциональным всплеском. Это не всегда воспринимается спокойно окружающими и приводит к проблемам личностного общения.
Решение вышеперечисленных проблем в обучении и воспитании одаренных детей является большой ответственностью и лежит на учителях и детских психологах.
Главное, что должен сделать педагог для решения проблем- это сместить акцент с процесса целенаправленного развития качеств одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и совершенствования одаренного ребенка. Педагог должен знать способы решения проблем в работе с одаренными детьми. Так как одаренные дети имеют более высокий уровень интеллектуального развития, вследствие которого у них возникают определенные проблемы в ходе учебной деятельности, учитель должен использовать специальные методы и приемы преподавания. Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС, подразумевает формирование метапредметных  умений, универсальных учебных действий. Согласно ФГОС НОО развиваются ценностно-смысловые установки на образование, социальные компетентности, личностные качества. Используется новая система оценки достижений планируемых результатов у одаренных детей.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Она в полной мере способствует реализации требования ФГОС и включается в образовательную программу школы. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности. Внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности учащихся. Внеурочная деятельность позволяет наиболее продуктивно осуществлять воспитание и развитие одаренных детей в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий решать проблему развития одаренных детей и достичь нового качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект :Организация работы с одарёнными детьми"

Каждой  школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего ...

Формы организации работы с одарёнными детьми.

Формы и методы диагностики успешности одарённых детей;признаки, отличающие одарённых детей;поиск и методы организации работы с одарёнными....

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Организация работы с одарёнными детьми.

Материал вебинара на тему:" Организация работы с одарёнными детьми"...

ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способным...

Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми

Слайд 1  В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2   Есть мнение, что п...