Организация работы с одарёнными детьми
презентация к уроку на тему

Ветлугина Наталья Петровна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnyy_rebyonok_-_kto_on.pptx1.17 МБ
Файл tekst_na_slaydy.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одарённый ребёнок – кто он? Методы и формы работы с одарёнными детьми Учитель начальных классов МКОУ Беспаловская СОШ Ветлугина Наталья Петровна м арт, 2016

Слайд 2

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр

Слайд 3

«все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко»

Слайд 4

Одарённый ребёнок Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности . Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Слайд 6

По степени сформированности : Актуальная одарённость Потенциальная одарённость

Слайд 7

По форме проявления: Явная одарённость Скрытая одарённость

Слайд 8

По широте проявлений в различных видах деятельности: Общая одарённость Специальная одарённость

Слайд 9

По особенности возрастного развития: Ранняя одарённость Поздняя одарённость

Слайд 10

Диагностика одарённости Тестологический подход «Принцип турникета» Иллинойсская модель Модель- «диагностика развития».

Слайд 11

Методы работы с одаренными детьми Проблемный Поисковый Эвристический Исследовательский Проектный

Слайд 12

Формы работы с одаренными детьми в урочной деятельности Классно-урочная деятельность: работа по индивидуальным планам; ИКТ; интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве; разноуровневые задания; творческие задания. Консультирование по возникшей проблеме с родителями: психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей ; поддержка и поощрение родителей одаренных детей; родительские собрания .

Слайд 13

Формы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности элективные курсы; интеллектуальные клубы «Эрудит»; интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай», «своя игра», «Форд Боярд »; олимпиады, викторины; предметные кружки; конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность; интеллектуальные марафоны; конкурсы; театрализованные праздники и другие формы.

Слайд 14

обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся; стимулировать познавательные способности учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел. При работе с одаренными детьми учитель должен:

Слайд 15

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 (Слайд 1)

                                                                   Каждое дитя до некоторой степени гений

И каждый гений до некоторой степени дитя.

А. Шопенгауэр

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных

детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.

(Слайд 2)

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Так  кого же можно назвать одарённым ребёнком?

(Слайд 3)

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности.

(Слайд 4)

Психологи выделяют несколько видов одаренности: (интеллектуальная, психомоторная, творческая, социальная)

                Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

                Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению творческой, кроме того, формируется и проявляется в психомоторном плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), интеллектуальном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в социальном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями).

        Кроме того, одарённость можно дифференцировать по различным критериям:

(Слайд 5)

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную одаренность и потенциальную одаренность.

 Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

(Слайд 6)

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

 Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

(Слайд 7)

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

(Слайд 8)

     По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

 (Слайд 9)

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому  целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование  детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой  деятельности детей, тестирование.

(Слайд 10)

        Существует несколько подходов при организации процесса выявления одарённых детей:

  • Тестологический подход.

Числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследования на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда сочетание того и другого.

  • «Принцип турникета».

В условиях этого подхода отпадает необходимость жесткой селекции детей. Это система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Занятия ведут специально подготовленные педагоги-технологи. Ребенок может включиться в работу в течение всего года и, в зависимости от собственных достижений, выйти из нее в любое время учебного года.

  • Иллинойсская модель.

 Набирается группа детей в количестве 22 человек в возрасте от 3 до 5 лет. Зачисленные дети, по замыслу авторов, должны опережать сверстников в развитии интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления одаренных разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.

Поиск. Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы обучения по специальной программе.

Оценка. Процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей и от специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники, психологи тестируют ребенка. Как правило, подробную информацию о результатах не сообщают родителям.

Отбор. Заключительная стадия – отбор – имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе, и обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп.

Окончательное решение о приеме принимают совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

  • Модель- «диагностика развития». 

Выделяют 6 основных этапов диагностического процесса:

  1. Предварительное психодиагностическое обследование каждого ребенка;
  2. Этиологическая или причинная диагностика (вскрываются причины возникновения тех или иных психологических «преград»);
  3. Типологическая диагностика (определение того или иного типа развития);
  4. Выявление конкретных психологических механизмов порождения и функционирования обнаруженных ранее психологических преград и причин их возникновения);
  5. Прогнозирование (предсказание возможных последствий развития);
  6. Этап разработки педагогически рекомендаций, способствующих оптимальному обучению и развитию данного ребенка.

(Слайд 11)

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.

Основными являются методы творческого характера:

  • проблемный,
  • поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

  • эвристический,

Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Эвристический  метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.

  • исследовательский,

Этот метод способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

  • проектный (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) 

Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

(Слайд 12)

        Формы работы с одарёнными детьми также как и методы имеют творческую направленность. В урочной деятельности формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы 

  • Классно-урочная деятельность:
  • работа по индивидуальным планам;
  • ИКТ;
  • интерактивное обучение: работа в парах, работа в группах, игра в сотрудничестве;
  • разноуровневые задания;
  • творческие задания.
  • консультирование по возникшей проблеме с родителями (психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей; родительские собрания).

(Слайд 13)

Система внеурочной деятельности учащихся также включает разные формы работы:

  • элективные курсы;
  • интеллектуальные клубы «Эрудит»;
  • интеллектуальные игры: «сильное звено», «умники и умницы», «счастливый случай», «своя игра», «Форд Боярд»;
  • олимпиады, викторины;
  • предметные кружки;
  • конференции: НОУ, проектно-исследовательская деятельность;
  • интеллектуальные марафоны;
  • конкурсы;
  • театрализованные праздники и другие формы.

(Слайд 14)

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.

При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный поход и консультировать учащихся;
  • стимулировать познавательные  способности учащихся;
  • принимать взвешенные  психолого-педагогические решения;
  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел. 

(Слайд 15)

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

                                                Сократ

(Слайд 16)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект :Организация работы с одарёнными детьми"

Каждой  школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего ...

Формы организации работы с одарёнными детьми.

Формы и методы диагностики успешности одарённых детей;признаки, отличающие одарённых детей;поиск и методы организации работы с одарёнными....

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Организация работы с одарёнными детьми.

Материал вебинара на тему:" Организация работы с одарёнными детьми"...

ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способным...

Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми

Слайд 1  В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2   Есть мнение, что п...