Учебный проект по теме «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».
проект (3 класс) на тему
Учебный проект по теме «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_po_teme.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект по теме «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».
Организация работы над учебным проектом по теме: «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».
Аннотация проекта:
Проект «Слово не воробей, вылетит не поймаешь» разработан для учащихся 4-х классов. (примерное кол-во человек 20) Может быть использован при изучении темы «Фразеология», а также при изучении курса «Культура речи».
Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.
Актуальность: состоит прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников
Тип проекта: групповой (класс поделен на 5 групп)
Цель проекта: сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.
Задачи проекта:
- Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
- Приобщение к культуре исследования.
- Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.
Основополагающий вопрос:
Что такое фразеологизмы и как они влияют на речевую культуру говорящего?
Этапы работы над проектом.
1. Введение в тему.
Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы.
Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения.
Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.
- Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.
- Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать засучив рукава.
Вопросы:
- Какой текст вам понравился больше? Почему?
- Чем похожи тексты, а чем отличаются?
Дополнения учителя : Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любого человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеологии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.
2. Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способов деятельности.
Учитель распределяет учащихся по группам, и ставит перед каждой проблемный вопрос. (обсуждаются цели и задачи каждой группы). Можно раздать опорный материал для каждой группы (Приложение 1)
Первая группа.
Проблемный вопрос: Могут ли полезть глаза на лоб?
Цель: раскрыть понятия «свободные и несвободные словосочетания». Выявить, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, провести социологический опрос.
Вторая группа.
Проблемный вопрос: Откуда и как появились фразеологизмы?
Цель: узнать, какими путями появились в русском языке фразеологизмы.
Третья группа.
Проблемный вопрос: Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?
Цель: выяснить, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение.
Четвертая группа.
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Цель: проверить, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному.
Пятая группа.
Проблемный вопрос: Как крылатые слова, пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?
Цель: подобрать крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа.
3. Самостоятельная работа учащихся над проектом.
Задачи: сбор и обработка информации, уточнение планов деятельности, выполнение проекта и оформление текстовых документов групп.
4. Промежуточное обсуждение.
Обсуждение промежуточных результатов деятельности. Критерии оценивания оформления результатов исследования, критерии оценивания проекта, промежуточное оценивание и обсуждение предварительных результатов каждой группы.
Во время промежуточного обсуждения учитель освещает те стороны вопросов, которые детям не понятны, обговаривает вместе с детьми пути решения некоторых задач, предлагает литературу, информацию в Интернете и т.д
5. Защита проекта и оппонирование. Оформление результатов.
Каждая группа представляет информацию в определенном виде, а в конце делает вывод:
Первая группа – буклет.
Вторая группа – опорная схема.
Третья группа – бюллетень.
Четвертая группа - презентация (плакат).
Пятая группа - словарь.
6. Оценка результатов и выводы.
По каждому пункту группа может получить от 0-5 баллов
Группа | Критерии оценки | |||||
Выполнение цели | Полнота информации | Правильность информации | Логичность Изложения | Оформление | Сумма баллов | |
1 гр. | ||||||
2 гр. | ||||||
3 гр. | ||||||
4 гр. | ||||||
5 гр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.
Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...
В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"
В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....
Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»
Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний....
Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"
Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс. Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...
Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"
Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...
Журнал комиксов на конкурс проектов по теме "Слова -паразиты"
Журнал комиксов , проектный продукт на конкурс проектов по теме "Слова -паразиты". Проектная работа на конкурс проектных работ в начальной школе....