Учебный проект по теме «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».
проект (3 класс) на тему

Пуценко Дарья Андреевна

Учебный проект по теме  «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnyy_proekt_po_teme.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект по теме  «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».

Организация работы над учебным проектом по теме: «Слово не воробей, вылетит не поймаешь».

Аннотация проекта:
Проект «Слово не воробей, вылетит не поймаешь» разработан для учащихся 4-х классов. (примерное кол-во человек 20) Может быть использован при изучении темы «Фразеология», а также при изучении  курса «Культура речи».
Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования,  развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные,  Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.

Актуальность:  состоит прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников

Тип проекта: групповой (класс поделен на 5 групп)

Цель проекта: сформировать у учащихся представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении,  употреблении и  влиянии на речевую культуру говорящего.

Задачи проекта:

  • Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
  • Приобщение к культуре исследования.
  • Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.

Основополагающий вопрос:
Что такое фразеологизмы и как они влияют на речевую культуру говорящего?

Этапы работы над проектом.

1. Введение в тему.
Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы.
Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения.
Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.

  1. Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.
  2. Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать засучив рукава.

Вопросы:

  • Какой текст вам понравился больше? Почему?
  • Чем  похожи тексты, а чем отличаются?

Дополнения учителя : Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ   (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любого человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеологии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских слов.

2. Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способов деятельности.

Учитель распределяет учащихся по группам, и ставит перед каждой проблемный вопрос. (обсуждаются цели и задачи каждой группы). Можно раздать опорный материал для каждой группы (Приложение  1)

Первая группа.
Проблемный вопрос: Могут ли полезть глаза на лоб?
Цель: раскрыть понятия «свободные и несвободные словосочетания». Выявить, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, провести  социологический опрос.

Вторая группа.
Проблемный вопрос: Откуда и как появились фразеологизмы?
Цель: узнать, какими путями появились в русском языке фразеологизмы.

Третья группа.
Проблемный вопрос: Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?
Цель: выяснить, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение.

Четвертая группа.
Проблемный вопрос: Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Цель: проверить, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному.

Пятая группа.
Проблемный вопрос: Как крылатые слова, пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?
Цель: подобрать крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа.

3. Самостоятельная работа учащихся над проектом.
Задачи: сбор и обработка информации, уточнение планов деятельности, выполнение проекта и оформление текстовых документов групп.

4. Промежуточное обсуждение.

Обсуждение промежуточных результатов деятельности. Критерии оценивания оформления результатов исследования, критерии оценивания проекта, промежуточное оценивание и обсуждение предварительных результатов каждой группы.

Во время промежуточного обсуждения учитель освещает те стороны вопросов, которые детям не понятны, обговаривает вместе с детьми  пути решения некоторых задач, предлагает литературу, информацию в Интернете и т.д

5. Защита проекта и оппонирование. Оформление результатов.

Каждая группа представляет информацию в определенном виде, а в конце делает вывод:
Первая группа – буклет.
Вторая группа – опорная схема.
Третья группа – бюллетень.
Четвертая группа - презентация (плакат).
Пятая группа -  словарь.

6. Оценка результатов и выводы.

По каждому пункту группа может получить от 0-5 баллов

Группа

Критерии оценки

Выполнение цели

Полнота информации

Правильность информации

Логичность

Изложения

Оформление

Сумма баллов

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

5 гр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.

Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...

В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"

В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....

Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»

Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний....

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"

Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...

Журнал комиксов на конкурс проектов по теме "Слова -паразиты"

Журнал комиксов , проектный продукт на конкурс проектов по теме "Слова -паразиты". Проектная работа на конкурс проектных работ в начальной школе....