Авторская программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Авторская программа по внеурочной деятельности "Тврческая мастерская" 1-4 классы 1 час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Школа  № 149 имени героя Российской Федерации А.И. Баранова» городского округа Самара

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании  МО

Протокол № _1_от «_27_»_августа__2015г.

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического

совета «_28__» августа_2015 г.

Протокол №__1__

СОГЛАСОВАНО:

 «___»________2015 г.

Зам. директора по УВР

___________/___________/

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ____________/Усманова С.И./

Приказ №___

от «____»_____________2015 г.

М.П.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Творческая мастерская»

Художественно-эстетическое направление

                        Составитель программы:
Аглетдинова Е.В.

Самара 2014 год


Пояснительная записка

В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Творческая мастерская» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработан как целостная система введения в художественную культуру и декоративно-прикладное творчество  и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Рабочая программа «Творческая мастерская» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, а также систематическое посещение музеев, спектаклей и выставок.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 

 Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская».

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» – духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу «Творческая мастерская» способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.

 Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических

ценностях;

• ценностного отношения к природе, окружающей среде;

• ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов,

организация здорового созидательного досуга).

Внеурочная деятельность учащихся  по программе «Творческая мастерская» строится на следующих принципах:

- принцип открытости. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем  проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;

- принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;

- принцип деятельности. Это общешкольные и классные мероприятия, утренники, фестивали, предметные недели,  конкурсы , спортивные праздники и др.;

- принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;

- принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;

- принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении внеклассного мероприятия вместе с родителями;

- принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

  Место учебного курса «Творческая мастерская» в плане внеурочной деятельности.

Преподавание курса «Творческая мастерская» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2 класс - 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами, тканью и нитками.

4. Планируемые результаты: 1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
  •  понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи и художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;
  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;
  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
  • осознание ответственности за выполненное художественное произведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, находить ответы.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

Содержание основных разделов

1. Вводное занятие. 
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в сельский музей для ознакомления с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
 Практические работы. Сбор различных природных материалов, посещение музея.
Освоение правил просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

2. Работа с бумагой.  
Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
 Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.


3. Работа с различными тканями. 
Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки.
Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

4. Работа с природными материалами. 
Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
5. Плетение из нитей. 
Виды нитей. Способы плетения. Подбор нитей, цвета пряжи. Из истории узлов. Основные узлы и узоры. Натяжение нитей. Практическое применение плетеных изделий. Приспособления, материалы для плетения. Крепление нити на основе. Правила безопасной работы.
Практические работы. Плетение в 3, 4-7 прядей. Различные картины и панно из плетёных нитей.
6. Лепка из солёного теста. 
Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.
Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.

7. Поделки из бросового материала.
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.
Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

8. Новый вид старым вещам.
Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.
Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ. 

9. Поделки из всего на свете.
Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. 
Практические работы. Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Примечание. Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом результатов опроса учащихся и их родителей).


10. Картонные забавы.
Свойства картона. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу. Оформление окрашиванием.
Практические работы: Различные поделки  в подарок детскому саду.


11. В мире волшебных красок.  

Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка. Плакат. Декоративное рисование. Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция , портрет. Лепка человека в движении, головы человека.

12. Экскурсии.

- знакомить детей в процессе наблюдения с признаками явления живой и неживой природы;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, анализировать;

- воспитывать интерес к природе и бережное отношение к объектам окружающего мира.

- знакомство с ведущими музеями России; формировать понятия о важности их как хранилище культурного наследия человечества;

- формировать социально-значимые мотивы учения, культуры поведения, трудовой дисциплины;

- подведение итогов учебно-воспитательной работы за год;

- создание благоприятной атмосферы для проявления изобразительных способностей, знаний детей;

- содействие коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию в общей работе;

- помощь в эстетическом восприятии разных видов изобразительного искусства, литературы, музыки;

- формирование эмоционального отношения к рассматриваемому произведению.

12.Итоговое занятие. 
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.
Практическая работа: проведение выставки.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

 При работе с солёным тестом учатся создавать объёмный образ фигуры животного, растения и т.д.

 При работе с тканью дети осваивают простейшие виды вышивки. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды. Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с возрастом обучающихся.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого класса предлагаются новые материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. Большое внимание уделяется качеству изделия.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Горской В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011.

    Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

 Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.

 Гусакова М. Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.

 Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988.

 Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985.

Дополнительная литература для педагога:

  1. «Нетрадиционные техники изо-деятельности» Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, изд: Екатеринбург, 2010.
  2. «Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.
  3. «Трудовое обучение» - 1 класс Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус. Автор-составитель Е.Г. Лебедева. Волгоград, 2004г.
  4. В.В. Выгонов «Я иду на урок», трудовое обучение. Начальная школа. Издательство «1 сентября». Москва, 2002г.
  5. Н.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». «Просвещение», Москва, 1994г
  6. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007
  7. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”.

Тематическое планирование. 1 класс.

Название темы

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие.

1

Секреты рисования -2 часа.

2

Штамповка. Трафарет.

1

3

Черно-белый осенний лес. Графика.

1

Работа с природными материалами – 4 часа.

4

Золотая рыбка. Аппликация из листьев.

1

5

Осенний букет.

1

6

Мишка из шишек.

1

7

Осенний лес и его обитатели. Коллективная работа.

1

8-9

Организация и проведение выставки - 2 часа.

2

Оригами – 2 часа.

10

Лисичка.

1

11

Елочка.

1

Секреты рисования -2 часа.

12

Тульский пряник. Лошадка.

1

13

Пряничный домик.

1

Работа с бумагой и картоном – 3 часа.

14

Изготовление новогодних гирлянд (снеговички, шишки).

1

15

Объемная новогодняя игрушка (Дед Мороз)

1

16

Организация и проведение выставки - 1 час.

1

Секреты рисования -1 час.

17

Морозные узоры. (рисование свечкой)

1

Лепка – 3 часа.

18-19

Зимние забавы. Изготовление фигурок из пластилина. Лыжник. Фигуристы. Катание с горки.

2

20

Жаворонки. (соленое тесто).

1

Работа с бумагой и картоном – 3 часа.

21

Открытка-кубок для папы. (скрапбукинг).

1

22

Русская деревня. (дома из гафрированного картона).

1

23

Открытка с объемными цветами.

1

24-25

Организация и проведение выставки - 2 часа.

2

Работа с тканью и нитками – 4 часа.

26

Вышивка на картоне. Пасхальное яйцо.

1

27

Аппликация из ниток. Весенний первоцвет.

1

28-29

Веселая гусеница из помпонов.

2

Конструирование – 2 часа.

30-31

Модели самолетов и корабликов. Изготовление и запуск.

2

32-33

Организация и проведение выставки - 2 часа.

2


Тематическое планирование. 2 класс.

Название темы

Количество часов

Дата проведения

1-2

Экскурсия в осенний парк. Вводное занятие.

2

3

Осенние заготовки. Штамповка.

1

4

Раскрашивание камней.

1

5

Аппликация из камышей.

1

6-7

Рябиновый букет. (лепка из пластилина)

2

9

Разрезание многослойного пластилина.

1

10

Осенние деревья из ладошек.

1

11

Урожай яблок.

1

12

Подвески новогодние. Снегири.

1

13-14

Организация и проведение выставки.

2

15

Символ года из одноразовых тарелок.

1

16

Изготовление упаковочной бумаги. (нетрадиционное окрашивание).

1

17

Веселые кляксы.

1

18-21

Экскурсия на фабрику игрушек.

4

22-23

Веселая змейка. (новый вид старым вещам).

2

24

Организация и проведение выставки.

1

25

Аппликация из ткани с использованием пуговиц. На полянке.

2

26-29

Аппликация из витых ниток. Букет. Гусеница.

4

30-33

Волшебные краски. Паспорту Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето.

4

34

Организация и проведение выставки.

1

Тематическое планирование. 3 класс.

Название темы

Количество часов

Дата проведения

1-2

Экскурсия по городу.

2

Коллективный проект «Сказочный город Пластилинск» - 8 часов.

3-4

Изготовление домиков (из банок и пластилина).

2

5-6

Изготовление жителей города (из пузырьков и флаконов)

2

7

Оформление макета

1

8

Волшебные краски. Плакатное письмо. Веселый алфавит.

1

9-10

Лепка из соленого теста. Натюрморт.

2

11

Символ года. Барашек.

1

12

Снеговички- спортсмены из ладошек.

1

13-14

Организация и проведение выставки.

2

15-18

Экскурсия в музей «Русская изба».

4

19-22

Объемное панно «У самовара».

4

23-26

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

4

27-30

Экскурсия в художественный музей.

4

31

Рисование мелками. Салют Победы

1

32-33

Акварельные наброски. Небо. Море.

2

34

Организация и проведение выставки.

1


Тематическое планирование. 4 класс.

Название темы

Количество часов

Дата проведения

1-2

Экскурсия в осенний парк.

2

3-4

Объемная аппликация. Осеннее изобилие.

2

5-6

Украшение вазы. (семена, желуди)

2

7-10

Посещение цирка

4

11-12

Объемная картина из соленого теста. Веселый клоун.

2

13-14

Декупаж. Украшение цветочного горшка.

2

15-18

Посещение кукольного театра.

4

19-26

Изготовление кукол для кукольного спектакля. Голова.

8

27-30

Изготовление кукол для кукольного спектакля. Костюм для куклы-перчатки.

4

31-32

Пэчворк – лоскутное шитье. Занавес.

2

33-34

Демонстрация кукол.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса....

"Мастерок" авторская программа по внеурочной деятельности, напрвление художественно-эстетическое.

Программа "Мастерок" по внеурочной деятельности, направление художественно-эстетическое, рассчитана для учащихся 1-4 классов....

Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного"1-4 классы ФГОС Школа России

Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного" для учащихся 1-4 классов.В основу  программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления « В мире п...

Авторская программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "В здоровом теле - здоровый дух"

Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО составлена с учетом спекцифики и возможностей работы в начальных классах нашей школы № 143. Она состои...

Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса

В данной разработке предложена пояснительная записка, цели  и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...

Авторская программа по внеурочной деятельности «Советы доктора Пилюлькина»

Авторская программа  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Советы доктора Пилюлькина»...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" (2 класс)

 В данной программе "Умелые ручки" предусмотрена работа по расширению знаний и умений детей по обработке различных материалов. Дети знакомятся с такими операциями, как резание, плетение, с...