Авторская программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки" (2 класс)
методическая разработка по технологии (2 класс) по теме

Скорнякова Мария Михайловна

   В данной программе "Умелые ручки" предусмотрена работа по расширению знаний и умений детей по обработке различных материалов. Дети знакомятся с такими операциями, как резание, плетение, складывание, скручивание, сгибание. Ведь давно известен тот факт, что чем шире круг операций, тем лучше развита координация движения рук, тем проще ребенку овладеть новыми видами деятельности, найти себе занятие по душе.

   В конце обучения учащиеся уже имеют четкое представление о таких ранее неизвестных им терминах, как аппликация, мозаика, квиллинг, оригами; узнают разнообразные приемы обработки материалов; смогут выполнять работу самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки; соблюдать правила безопасной работы с различными инструментами, рационально расходовать материалы; смогут создавать художественные и технические образы по собственному замыслу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением отдельных предметов»

Ново – Савиновского района г. Казани,  Республики Татарстан

Скорнякова  Мария  Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Авторская  программа по внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

(2 класс)

Пояснительная записка

  В нашем современном мире возникает необходимость позаботиться об укреплении наиболее тесных связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Именно эти связи я стремлюсь «укрепить» на занятиях кружка «Умелые ручки».

  В целом, декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения же декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами. По своему же происхождению искусство это является одним из наиболее важных разновидностей искусства.

  В процессе работы школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

  Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Оно понятно широким массам трудящихся, является для них "самым близким искусством" Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.

  Программа предназначена для учащихся 2  класса. Занимаются мальчики и девочки. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Программа объединения модернизированная, так как составлена на основе литературы по рукоделию.

  В процессе занятий, начиная с наиболее простых изделий, приобретая определенные навыки и практический опыт, учащиеся постепенно переходят к освоению наиболее сложных и оттого все более интересных в изготовлении образцов. (Так, от моделей из бумаги и картона дети постепенно переходят к освоению плоских игрушек из плотных тканей, в дальнейшем – к изготовлению объемных игрушек из меха)

Цель:

  Создание всех необходимых условий для развития коммуникативных способностей у учащихся начальных классов; формирование всесторонне развитой творческой, эстетически развитой личности; содействие развитию у ребенка инициативы, а также выдумки, творческих способностей у учащихся ; развитие коммуникабельности и расширение кругозора у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства и композиции ; формирование пространственного мышления и способности выразить свою мысль посредствам рисунка и эскиза ; формирование навыков работы всевозможными инструментами, служащих для обработки различных материалов; приумножение и закрепление знаний, полученных учащимися на кружке «Умелые ручки»; воспитание в ребенке любви к народному искусству ; формирование творческих способностей и духовной культуры; развитие коммуникабельности и самостоятельности творчества учащихся.

Формы и методы

 Приоритет отдается активным формам преподавания (практическим упражнениям, наглядному использованию таблиц, рисунков и образцов)

 Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. 


Ожидаемые результаты

 К концу обучения в кружке в учащиеся должны получить следующие
знания :

-об инструментах, приспособлениях и материалах (бумага, пластилин, ткань; клей, ножницы, кисточка, игла и т.п.) ; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-о том, какую роль декоративно - прикладное искусство играет в жизни человека;

какие существуют виды декоративно - прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и т.п.);

  К концу обучения в кружке в учащиеся должны уметь:

-анализировать изделие (его название, материал, способы соединения деталей, последовательность его изготовления);

-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента);
-выбирать для работы нужные инструменты и приспособления;

-последовательно вести свою работу;

-правильно организовывать свое рабочее место;

-экономично и рационально размечать материалы посредствам шаблонов;

-соблюдать правила безопасности труда.

Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 1 час в неделю

34 учебных недели * 1 час в неделю = 34 часа в год.

Название темы

Количество часов

теоретич.

практич.

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Работа с бумагой

1

6

7

3.

Работа с нитками

1

5

6

4.

Работа с природным материалом

1

3

4

5.

Работа с пластилином

1

2

3

6.

Изготовление оригами

2

2

4

7.

Работа с тканью

4

2

6

8.

Работа с бросовым материалом

1

2

3

 

Итог

12

22

34

.

Тематический план   обучения

№п/п занятия

Тема

1

Вводное занятие.  Первичный инструктаж на рабочем месте.  Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. Из истории народной игрушки.

2

Вводное занятие по теме: «Работа с бумагой». Инструктаж по технике безопасности.

3

Игрушка «Зайчик»

4

Игрушка «Мышка»

5

Подарок «Белочка»

6

 Игрушка – сувенир “Фонарик”

7

«Яблочко»

8

Аппликация из бумаги. Контраст. Орнамент.

9

Вводное занятие по теме: «Изготовление игрушек-сувениров из ниток». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с приспособлениями и инструментами для шитья.

10

Аппликация из бумаги и цветных ниток.

11

Аппликация из цветных нитей.

12

«Мохнатый домовенок»

13.

Игрушка из ниток «Колобочек»

14.

«Цыпленок». Выставка работ учащихся по теме.

15

Вводное занятие по теме: «Изготовление мозаики из природного материала». Инструктаж по технике безопасности.

16

Мозаика из опилок

17

Мозаика из яичной скорлупы

18

Мозаика из круп

19

Вводное занятие по теме: «Барельеф». Понятие о барельефе. Инструктаж по технике безопасности

20

Поделка «Голубь»

21

Поделка «Паровозик»

22-23

Вводное занятие по теме: «Оригами». Понятие об оригами. Инструктаж по технике безопасности.

24

Изготовление «Змейки»

25

Изготовление «Ракеты»

26-27

Вводное занятие по теме: «Сувениры из ткани». Инструктаж по технике безопасности

28

Техника выполнения ручных швов.

29

Раскрой материала. Соединение деталей.

30

Изготовление «Лошадки»

31

«Лягушка»

32

Поделки из бросового материала на тему: «Подарим упаковке вторую жизнь».Инструктаж по технике безопасности

33

Поделки из упаковок из-под яиц. Поделка «Букет на подоконнике»

34

Поделки из пластиковых бутылок. Поделка из бутылки от кефира «Белая мышка»

Список использованной литературы:

Глазова М. «Уроки лепки из пластилина для начальных классов». 2009 г. 3. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская» , 2000 г.

Цирулик Н.А., Просняк Т.Н. «Технология. Умелые ручки 1 класс», «Федоров»- Саратов, 2008 г. .

Г.И. Перевертень «Самоделки из бумаги», М. Просвещение , 1983г, с.132.

Н.М. Конышева «Лепка в начальных классах», М. Просвещение, 1985г, 78с.

Т.Н.Проснякова «Творческая мастерская», корпорация «Фёдоров», 2002.

Т.Н.Проснякова «Программа педагога дополнительного образования», М.: Айрис-пресс, 2003 «Азбука мастерства» , методическое пособие , 1класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного"1-4 классы ФГОС Школа России

Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного" для учащихся 1-4 классов.В основу  программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления « В мире п...

Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса

В данной разработке предложена пояснительная записка, цели  и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...

Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"

Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях.   П...

Авторская программа по внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса "Страноведение"

Факультативная программа для учащихся 4 классов построена на интеграции нескольких учебных дисциплин, таких как история, литература, география, иностранный язык. Основная цель - формирование социокуль...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 3-х классов

Программа кружка  «Занимательная грамматика» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Авторская программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 4-х классов

Авторская программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" для обучающихся 4-х классов...