Эссе на тему "Я - учитель"
статья на тему

Дружбина Ирина Михайловна

Эссе на тему "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_temu.rar22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Я - учитель»

учителя начальных классов МКОУ СОШ №17 с. Сухая Буйвола

Дружбиной Ирины Михайловны

     Я – учитель! Эта профессия жила в моей семье всегда. Мои мама и бабушка, учителя начальных классов, привили любовь к этой замечательной профессии.

Можно в жизни всему научиться,

Воплотить много новых идей,

Но учителем нужно родиться,

Чтобы жить на земле для детей.

      Роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Кто же такой учитель? Толковый словарь С.О. Ожегова даёт такое определение: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь». Существует огромное количество профессий, но именно к этой профессии всегда предъявляются высокие требования. Действительно, благодаря учителям передаётся накопленный опыт, от учителей зависит развитие общества и его будущее. Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю.

       Учитель – это состояние души, образ жизни. Школа всегда чутко реагирует на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется.  Мы часто  слышим фразы  «новое поколение», « новая школа», «учебники нового поколения». Значит и учитель должен быть новым. Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) входят в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы учитель смог адаптироваться в современных условиях. Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально компетентен, имеет научно – теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Современный учитель обучает, создаёт условия для максимального развития внутренних качеств ребёнка, образовательного процесса, учит ребёнка как самому находить необходимые знания, совершенствуется в предметной области, овладении методикой, формами, технологиями обучения и самое главное - воспитывает личность.

         Моя жизнь полна детских улыбок и радостных  лиц. Я очень люблю свою профессию, подчас трудную, но интересную и разнообразную. Принципы моей работы - индивидуальный подход к каждому ребёнку, всестороннее развитие личности.

   Воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению  - главная цель современной школы и педагогов.

     В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одарённых людей и самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны с творчески мыслящими молодыми людьми. В.А.Никифоров писал: «Только в творчестве осуществляется личность, а его отсутствие означает отсутствие личности». И развивать творческие способности, эстетические чувства, любовь к поэтическому слову необходимо с самого раннего детства. Творчество даёт много умений, которые пригодятся в жизни: умение красиво и толково говорить и писать, выражать свои мысли, умение придумывать новые игры и их правила, вести дневник, писать письма, сочинять, декламировать, разбираться в книгах, находить и употреблять меткое слово, играть на сцене и т.д. Особенностью деятельности учителя является тот факт, что он участвует в творческом акте – сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее существенная сторона деятельности педагога. Кроме того, одним из приёмов повышения качества знаний по литературному чтению, создания положительной учебной мотивации, на мой взгляд, является опора на творчество детей, в частности, на их стихотворчество. Конечно, не все дети станут поэтами и писателями, потому что это особый дар, это судьба, а не только подаренный природой особый слух на слово. Но развивать, а тем более поддерживать этот дар в ребёнке – моя основная задача.

      Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Творчеству можно и нужно учить! Именно поэтому я хочу подчеркнуть актуальность данного направления  работы.        

      Дети сейчас очень мало читают. И очень жаль, потому что они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Я считаю, что развитие ребёнка, не будет полноценным, если не привить ему любовь к литературе. Нельзя позволить компьютерным играм, бессмысленным современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Поэтому моей задачей является развивать  у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию, способствовать формированию учения писать стихи, сочинять сказки, расширять кругозор, развивать  речь, внимание, память.

     Реализация данных задач происходит на различных занятиях: на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, окружающего мира. Но родной язык всегда был и остаётся главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка.

     Особенностью ребёнка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Поэтому я стараюсь использовать это в учебном процессе  и учу детей сочинять сказки. Страна сказки  удивительная и  таинственная, жестокая и добрая, умная и смешная. Заглянув в неё в детстве, люди и в зрелом возрасте часто путешествуют в сказочные миры. В.А. Сухомлинский говорил, что «сказка -  это животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений». Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит беречь и любить её, развивает наблюдательность и любознательность, расширяет кругозор, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.

    Мои ученики с удовольствием сочиняют сказки. Это волшебные сказки, в которых герои летают на чудо-машинах, побеждают чудовищ, строят замки и дворцы, превращаются в прекрасных принцев и принцесс. И всегда добро побеждает зло.

    Воспитание у меня ассоциируется с растущим деревцем, за которым ухаживают, которому помогают расти тёплое и ласковое солнце, приятный летний дождь. Какими будут солнце, ветер, дождь, таким и будет это деревце, такие плоды оно принесёт.

    В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ничто не может заменить личность в деле воспитания. К воспитателю можно отнести слова Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит…переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут».

   Огромное  влияние на  развитие  ребёнка оказывает время, природа и семья.   Образование и воспитание неразделимы, обучая – воспитывай, воспитывая – обучай. Обучение и воспитание представляют собой единство, внутри которого существует целая система связей. Но выполнение воспитательных задач строится не путём формальных увязок с обучением, а благодаря определённой постановке самого учебного процесса. Он протекает в обстановке дружной работы класса, в обстановке непринуждённости и в то же время высокой дисциплины, которая создаётся уважением к учителю и товарищам, увлечённостью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроках, дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению. Вся атмосфера живого познания действует как необходимые компоненты целостной системы.

    Сегодня как никогда актуально звучат слова В.А.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».

   Воспитание предстаёт перед нами как организованное целенаправленное восхождение ребёнка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Роль педагога при таком восхождении не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонение от нормы, она очерчивается высоко: он – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелёгком движении вперёд и выше. Однако культура не передаётся, как сундук с вложениями, ею не владеют, получив от старшего поколения, она живёт тем, что каждый раз заново воспроизводится. Движущая сила восхождения по ступеням культуры, основание достойной жизни, отражается в категории Добра, Истины, Красоты.

Сократ говорил: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Стараюсь строить  свои принципы  на «солнечной» методике воспитания. В каждом ребёнке солнце, только….

  • помоги каждому найти возможность проявить себя;
  • его надо увидеть, понять и оценить;
  • люби его как самого себя!
  • не дай ему остыть и погаснуть;
  • сделай так, чтобы оно светило всегда, везде и по-доброму!
  • не надо его затенять облаками неудач;
  • надо помощь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;
  • надо суметь его открыть и поприветствовать первый лучик, чтобы солнце засияло;
  • иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать, - и оно засветит!
  • тучи разведи руками;
  • не закрывай его собой;
  • доверяй ему!
  • и на солнце бывают пятна;
  • одно сгорает слишком быстро, вся его жизнь, как вспышка на солнце, у другого – постоянно закрыто осенними грозовыми тучами, его жизнь обречена на одиночество, и только тот светит ровно, кто знает, что его свет нужен, и видит этот свет в других.

     Увидеть в каждом ребёнке творческое начало… Что такое творчество? Это, прежде всего, мужество – мужество поступать по-своему, не повторять вчерашнее, известное. Это постоянное, сиюминутное создание нового, традиция постоянного принципиального обновления, изобретения и развития.

   Результаты воспитания, в том числе и творческого, не могут быть сиюминутными, но само творчество сиюминутно, это процесс, это особое состояние души и ума. Успех моей педагогической деятельности –  любовь к детям и вера в их силы, а результат – достижения моих учеников.

    Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь неудач, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда тот огонёк души, который дан детям  от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.

     Я часто вспоминаю слова одного восточного мудреца, адресованные каждому педагогу, которые помогают мне в моей педагогической деятельности: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы и не увидите плодов своего труда, но они обязательно будут. В свое время!» Что для этого нужно? Мне кажется, знать и любить то, что преподаешь, знать и любить тех, кому преподаешь, чувствовать радость от достижений учеников, от их взросления. И тогда придет понимание того, что дело, которому ты себя посвятил, и является, несмотря на все трудности, самым важным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему" Размышления об учителе"

Статья-размышление о профессии учителя....

Эссе на тему "Я - учитель"

Эссе на тему "Я - учитель" на конкурс "Молодой учитель"....

Эссе на тему: "Учитель и ученик растут вместе..."

Школа… Это удивительный мир учителей и учеников. Это мир, который дарит радость общения, счастье погружения в мир детства…Школа не может существовать без учителя. Ведь учитель – тв...

Конкурсное задание "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)

Конкурсное задание  "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)...

ЭССЕ на тему: «Учитель начальных классов – профессия особая»

Каким же должен быть Учитель? Несомненно, что ответственным, ибо родители доверили ему своих детей,  и он отвечает за них. Учитель должен любить детей.  Ни для кого не секрет, что есть учите...

Эссе на тему "Учитель и ученик растут вместе"

Эссе было написано в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года-2021"...