Главные вкладки

    Рабочая программа (2 класс) на тему:
    Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России

    Крушинская Светлана Михайловна

    Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx331.78 КБ

    Предварительный просмотр:

     

     

    Пояснительная записка по курсу « Окружающий мир »  2 класс (68 часов)

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развитияи воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального образования по Окружающему миру А.А. Плешакова  УМК «Школа России».

    По данной программе обучаются учащиеся 2-а класса-  22 ученика.

    Цели изучения курса:

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основные задачи содержания курса:

    1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

    2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

    Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

    1) идея многообразия мира;

    2) идея целостности мира;

    3) идея уважения к миру.

    Ценностные ориентиры содержания курса

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    •Человечество как многообразие народов, культур, религий.                                                                                     • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    Место курса в учебном плане

    В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68ч,2 часа в неделю-34 учебные недели

      В рамках  предмета «Окружающий мир» во 2 классе выделено 20% на изучение внутрипредметного  модуля «ОБЖ». На модуль отводится -13 часов.

    Сроки реализации программы

    I четверть -18ч,

    II четверть -14ч,

    III четверть- 20ч,

    IV четверть - 16ч.

    Результаты изучения курса

    Личностные результаты:

    1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
    2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

    13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

    Предметные результаты:

    1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    •  
    • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
    • Оценка переделанных работ.
    • Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.

    Контроль

    Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

    Система мер здоровьесберегающего характера  связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и др. На уроках окружающего мира – это  минутки релаксации, физкультурные минутки, зарядка для глаз, и др.

     

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    по программе

    по КТП

    1

    Где мы живём?

    4

    4

    2

    Природа.

    20

    20

    3

    Жизнь города и села.

    10

    10

    4

    Здоровье и безопасность.

    9

    9

    5

    Общение

    7

    7

    6

    Путешествия

             18

               18

    Итого

            64ч

               64ч

    Содержание рабочей программы

    Где мы живем (4 ч)

    Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

    Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

    Экскурсия: Что нас окружает?

    Природа (20 ч)

    Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

    Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

    Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

    Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

    от загрязнения.

    Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

    Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

    Сезонные изменения в природе: осенние явления.

    Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

    Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

    Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

    Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

    Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

    Жизнь города и села (10 ч)

    Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

    Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

    Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

    Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

    Магазины города, села.

    Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

    Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

    Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

    Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

    Здоровье и безопасность (9 ч)

    Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

    Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

    Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

    Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

    Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

    Общение (7 ч)

    Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

    Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

    Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

    Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

    Путешествия (18 ч)

    Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

    Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

    Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

    Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

    Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

    Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

    Экскурсия: Весенние изменения в природе.

    Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

     

    Материально-техническое оснащение

    Печатные пособия

    1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
    2. Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.);
    3. Географические и исторические настенные карты;
    4. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др).

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды;
    2. Лупа;
    3. Компас;
    4. Часы с синхронизированными стрелками;
    5. Микроскоп (по возможности);
    6. Модели дорожных знаков;
    7. Муляжи фруктов.

    Игры и игрушки

    1. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр);
    2. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

    Электронно-звуковые пособия

    1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
    2. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

    1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

    2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

    3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 2 класса нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2012.

    4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.

    5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

    6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

    7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

    1. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012.
    2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки, 2 класс/ к УМК «Школа России» А.А. Плешакова. –М.: «ВАКО», 2013.
    3. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир», в 2-х ч/ к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».    –М.: «ЭКЗАМЕН», 2014.

    Внутрипредметный образовательный модуль  «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Рабочая программа  по ОБЖ для 2 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Л. П. Анастасовой, П. В, Ижевского, Н. В. Ивановой. «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы. 

    В соответствии с требованиями федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера», «Об охране окружающей природной среды», «Опожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и другими — разработана программа курса «Основы  безопасности жизнедеятельности»

     Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются:

    • постоянное информирование населения;
    • пропаганда знаний;
    • обеспечение правильных действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровья условиях.

    В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения начиная с младшего школьного возраста правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:

    •привить учащимся начальные знания, умения и навыки в областибезопасности жизни;

    • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
    • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различныхопасных и чрезвычайных ситуаций.

    Цели курса:

    • формирование социального   опыта  школьника
    • осознание  им   необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации

     Задачи обучения:

    • развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
    • стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

      Для обучающегося 2 класса особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

    Программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».

    В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека

    Программой предусмотрены обязательные практические занятия

    • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
    • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках,расположенных вблизи школы).

    Компоненты разделов

    Умения

     I.  Защита человека в чрезвычайных ситуациях

     

     

     Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. (Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

     

     

    II.  Основы медицинских знаний и оказание первой  медицинской помощи

     

     Знать пути передачи инфекционных заболеваний.

    Причины отравлений. Знать признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

     

     

     III.Опасные ситуации, возникающие в       повседневной жизни,правила поведения учащихся

     

     Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты  от них.

    Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

    Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. 

    Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (Результаты обучения)

    • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
    • правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
    • правила безопасного поведения в лесу, в поле;
    • возможные опасные ситуации при движении по открытой  местности: ориентирование, правила поведения во    время дождя, грозы, снегопада и др.;
    • ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
    • от чего зависит наше здоровье; как живет наш организм; наши органы: головной мозг, нервы; глаза, уши, зубы ;  мышцы,  кости и суставы;  сердце и кровеносные сосуды,   желудок   и   кишечник;   что   такое   инфекционные заболевания, их связь с образом жизни; чем опасен избыточный вес;
    • травмы, порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;
    • какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений;
    • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

     Умения:

     правильноперейти водоем по льду;

    • правильно вести себя на пляже;
    • плавать способом «кроль на груди»;
    • ориентироваться в лесу;
    • правильно вести себя на реке зимой;
    • правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомымизащититься от них;
    • распознать   отравление и оказать первую помощь при отравлении   грибами;
    • оказатьпервую помощь при царапине, ссадине, порезе,
      при небольшом ожоге или обморожении;
    • действовать по сигналу «Внимание всем!».

      Формы контроля

    • наблюдение;
    • беседа;
    • фронтальный опрос;
    • опрос в парах;

    •  Программа рассчитана на 17

    Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

    1. Анастасова Л. П.  Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс:  учеб. для общеобразоват. учреждений/ 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
    2. Анастасова Л. П.  Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. В 2-х частях Ч. 1-2. – М . : Просвещение, 2010.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    № урока по теме

    Раздел. Тема

    Кол-во часов

    Формирование компетенций

    Ключевые

    Обще-предметные

    Предметные

    1

    Взаимодействие человека с окружающей средой

    1

    информационная

    устный диалог

    рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать

    2

    Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

    1

    Социально-трудовая

    устный диалог

    показать связь поступков и решений

    3

    Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

    1

    общекультурная

    рефлексия

    продолжить знакомство с понятиями домашних опасностей: электричество, балкон, лифт

    4

    Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

     

    1

    информационная

    устный диалог, монолог

    тренировка эвакуации из школы по сигналу «Тревога!»

    5

    Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.). Ориентирование. Правила поведения

    1

    Учебно-познавательная

    устный диалог

    развитие у детей самостоятельности и ответственности

    6

    Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

    1

    ценностно-смысловая

    устный диалог

    закреплять знания детей о правилах безопасного передвижения по льду

    7

    Болезни, их причины и связь с образом жизни.

     

    1

    учебно-познавательная

    устный диалог

    научить, как избегать ситуаций, наносящих вред здоровью

    8

    Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты.

    1

    коммуникативная

    устный диалог

    развитие у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

    9

    Заноза, кровотечение, укус, ушиб, царапина, порез. Первая помощь.

    1

    ценностно-смысловая

    монолог

    формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни

    10

    Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.

    1

    учебно-познавательная

    самоконтроль

    формирование умений и навыков оказывать первую помощь при отравлении

    11

    Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

    1

    ценностно-смысловая

    устный диалог

    познакомить обучающихся с возможными ЧС мирного и военного времени

    12

    Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

    1

    ценностно-смысловая

    контроль

    подготовить обучающихся правильно выполнять действия по сигналу «Внимание всем!»

    13

    Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей».

     

    1

    учебно-познавательная

    устный диалог

    развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях

    Оборудование:
          Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

    Литература основная:

          Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2005.
          
    Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
          
    Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.
          
    Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.

    Календарно-тематическое планирование (68часов)

    п/п

    Раздел

    Тема урока

    Часы

    Тип урока и формы работы

    Элементы содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Формы контроля

    Сроки

    Примечания

    1

    Где мы   живём 4ч

    Родная страна

    1

    Урок-путешествие

    Наша Родина-Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивания гимна.

    Знания: узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела  и урока.

    Умения: научатся приводить примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться

    к Родине, её символам.

    Навыки: исполнять гимн Рос. Федерации

    Фронтальный опрос

    2

    Город и село

    1

    Урок-игра

    Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта  «Родное село»

    Знания: узнают о характерных  особенностях города и села.

    Умения: научатся сравнивать городской и сельские дома, описывать предметы на основе предложенного плана, собирать информацию для проекта.

    Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы

    Текущий

    3

    Природа и рукотворный мир

    1

    Комбинированный

    Объекты природы и предмет рукотворного мира. Наше отношение к миру.

    Знания: узнают, что такое природа и предметы рукотворного мира, каким должно быть отношение человека
    к миру.
    Умения: научатся различать объекты природы
    и предметы рукотворного мира.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала

    Текущий

    4

    Административная входная контрольная работа

    1

    Контрольнвй

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Научатся оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

    Тест

    5

    Природа (20ч)

    Анализ контрольной работы. Неживая

    и живая

    природа

    1

    Урок получения новых знаний

    Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа .Признаки живых существ и отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.

    Знания: узнают, какая бывает природа;

    Умения: научатся различать объекты жив. и неживой природы, приводить примеры

    Навыки: заполнять таблицу

    Фронта-льный опрос

    6

    Явления природы

    1

    Урок-практикум

    Что такое явления природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров.

    Знания: узнают, что такое явления природы; познакомятся с устройством и различными видами термометров.

    Умения: научатся различать явления неживой
    и живой природы; будут учиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

    Навыки: проводить опыты

    Текущий

    7

    Погода и погодные явления.

    1

    Урок-практикум

    Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научны предсказания погоды.

    Знания: узнают, из чего складывается погода, о метеорологических знаках для обозначения погодных явлений.

    Умения: научатся наблюдать
    и описывать состояние погоды, обозначать явления погоды условными знаками, характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

    Навыки: рассказывать  по плану; вести наблюдения и фикс. результаты

    Фронтальная, групповая

    8

    В гости

    к осени.

    Экскурсия

    1

    Экскурсия

    Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

    Умения: научатся наблюдать изменения в жив.и нежив. природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Навыки: осознают необходимость бережного отношения к природе

    Фронтальная, групповая

    9

    Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

    1

    Комбинированный

    Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

    Знания: расширят (уточнят) знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц.

    Умения: научатся наблюдать осенние явления
    в неживой и живой природе родного края и рассказывать о них.

    Навыки: выступать с сообщениями по изученному материалу, фоторассказам.

    Фронтальная, групповая

    10

    Звездное небо

    1

    Урок-исследование

    Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

    Знания: узнают несколько новых созвездий.

    Умения: научатся  различать изученные созвездия; будут учиться строить модель созвездий.

    Навыки: пользоваться дополнительными источниками информации (Интернет)

    Текущий

    11

    Заглянем в кладовые земли.

    1

    Практическая

    работа

    Горные породы и минералы. Гранит и его состав

    Знания: узнают, что такое горные породы и минералы; вспомнят правила бережного отношения к природе

    Умения: научатся различать сост. части гранита, а также горн. породы и мин

    Фронтальный опрос

    12

    Про воздух и про воду

    1

    Комбинированный

    Воздух. Значение воздуха для растений,  животных и человека. Загрязнение воздуха Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений,  животных и человека. Загрязнение воды Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие водных просторов  на человека.

    Знания: узнают, почему чистый воздух, воду называют одним из главных богатств природы.

    Умения: научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха, воды.

    Навыки: уметь замечать и ценить красоту природы

    Индивидуальная, групповая

    13

    Охрана чистоты воздуха и воды.

    1

    14

    Какие бывают растения

    1

    Урок открытия новых знаний

    Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы  и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений  на человека.

    Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения.

    Умения: научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы.

    Навыки: замечать и ценить красоту мира растений

    Фронтальный групповая

    15

    Какие бывают животные

    1

    Урок открытия новых знаний

    Многообразие животных. Насекомые, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

    Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных.

    Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

    Навыки: конструктивно работать в группе

    Работа в паре

    16

    Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком

    1

    Урок-

    исследования

    Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых нитей»

    Знания: осознают необходимость сохранения связей между жив. и нежив. природой.

    Умения: научатся находить связи в природе Знания: осознают необходимость сохранения связей между жив. и нежив. природой.

    Умения: научатся находить связи в природе

    Фронтальный и индивид.опрос, групповая раб.

    17

    Дикорастущие
    и культурные растения

    1

    Урок-исследование

    Дикорастущие
    и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

    Знания: узнают, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

    Умения: научатся сравнивать
    и различать дикорастущие и культурные растения, делить культурные  растения
    на группы, приводить пример.

    Навыки: находить и обобщать новую информацию  в тексте

    Работа в группах

    18

    Дикие
    и домашние животные

    1

    Урок открытия новых знаний

    Дикие
    и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека. Разнообразие домашних животных.

    Знания: узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними.

    Умения: научатся сравнивать
    и различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека.

    Навыки: находить в доп. литературе нужную  информацию

    Групповая  работа

    19

    Комнатные растения

    1

    Урок-практикум

    Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

    Знания: узнают, как в наших домах появились «живые  украшения».

    Умения: научатся определять комн. Растения и находить в атласе- определителе информацию о них.

    Навыки: узнавать комнатные растения и ухаживать за ними

    Практическая работа

    20

    Животные живого уголка

    1

    Урок-практикум

    Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для  физического и психического здоровья человека

    Знания: узнают, каких животных часто содержат в живых уголках.

    Умения: научатся ухаживать
    за некоторыми из животных жив. уголка. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки  сообщения.

    Навыки: рассказать о своем отношении к животным

    Практическая работа

    21

    Про кошек и собак

    1

    Урок-практикум

    Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

    Знания: узнают о различных породах кошек и собак, их роли в жизни человека.

    Умения: научатся различать изученные породы, приводить примеры пород собак
    и кошек с помощью атласа-определителя.

    Навыки:

    Групповая

    22

    Красная книга

    1

    Комбинированный

    Необходимость создания красной книги. Красная книга  России и региональные  Красные книги. Сведения о растениях и животных, внесенных в красную книгу. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

    Знания: узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, познакомятся с мерами по сохранению и увеличению численности редких животных и растений, расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края.

    Умения: научатся находить необходимую информацию в дополнительной литературе.

    Навыки: бережное отношение
    к природе

    Фронтальный опрос

    23

    Будь природе другом!

    Проект «Красная книга»

    1

    Комбинированный

    Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта.

    Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению
    к любому живому существу.

    Умения: научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта

    Фронтальная, индивидуальная, групповая работа

    24

    Проверка и оценка достижений по разделу «Природа»

    1

    Контрольно-обобщающий урок

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Умения: научатся оценивать свои достижения, выполнять тестовые задания учебника.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать бережное или потреб. отношение к природе

    Контрольная работа

    25

    Жизнь города и села (10 ч)

    Экономика. Составные части экономики

    1

    Комбинированный

    Экономика и ее составные части. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

    Знания: узнают значение слова «экономика»; осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны.

    Умения: научатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь.

    Навыки: готовить сообщение; читать предложенный текст,
    находить в нем ответы на поставленные вопросы

    Фронтальный опрос

    26

    Из чего что сделано.

    1

    Комбинированный урок

    Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей.

    Знания: узнают, из чего и как люди изготавливают различные изделия, как используются природные материалы для изготовления разных предметов.

    Умения: научатся классифицировать предметы по характеру материала, изображать производственные цепочки с помощью моделей.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения
    на уроке

    Фронтальный опрос

    27

    Как построить дом.

    1

    Виртуальная экскурсия

    Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

    Знания: узнают, как работают строители в городе и селе.

    Умения: научатся узнавать различные строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении, выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского

    и одноэтажного сельского домов.

    Навыки: использовать свои наблюдения в разных видах деятельности

    Фронтальный и индивидуальный опрос

    28

    Какой
    бывает транспорт

    Культура и образование

    1

    Комбинированный

    Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта Учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера

    Знания: узнают, на какие виды можно разделить транспорт.

    Умения: будут учиться рассказывать об истории развития транспорта; научатся классифицировать транспортные средства, приводить примеры

    Фронтальный и индивидуальный опрос,

    беседа

    29

    Контрольная работа за 1 полугодие

    1

    Контрольный

     Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Умения: научатся оценивать свои достижения.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала

    Индивидуальная работа

    30

    Анализ контрольной работы

    Все профессии важны. Проект «Профессии»

    1

    Урок-игра

    Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта.

    Знания: узнают о разнообразии профессий, обсудят их роль в нашей жизни.

    Умения: научатся определять

    названия профессий по характеру деятельности.

    Навыки: рассказывать о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи; презентовать работы; оценивать результаты выполненного проекта

    Фронтальный опрос

    31

    В гости
    к зиме (экскурсия)

    1

    Урок-экскурсия

    Наблюдение над зимними изменениями в живой и неживой природе.

    Знания: узнают
    о зимних изменениях в природе; систематизируют и обогатят знания о природных связях.
     Умения: будут учиться проводить наблюдения за зимними погодными явлениями, рассказывать о своих наблюдениях.

    Навыки: соблюдать правила поведения в природе

    Фронтальный опрос

    32

    Зимние явления в живой и неживой природе

    1

    33

    Проверка и оценка достижений по разделу «Жизнь города и села»

    1

    Контрольно-обобщающий урок

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Умения: научатся оценивать свои достижения.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала

    Индивидуальная работа

    34

    Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии»

    1

    проект

    Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Знания: расширят и углубят свои знания
    по выбранной теме;

    Умения: научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы.

    Навыки: следуют правилам выступления перед аудиторией

    Индивидуальная работа

    Презентации

    35

    Здоровье и безопасность (9 ч)

    Строение тела человека

    1

    Урок введения в новую тему

    Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

    Знания: узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему.

    Умения: научатся определять на своём теле места расположения внешних и внутренних органов.

    Навыки: осознать необходимость безопасного и здорового образа

    беседа

    36

    Модуль 1

    Если хочешь быть здоров

    Взаимодействие человека с окружающей средой

    1

    Урок-игра

    Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания  и разнообразие пищи. Уход за зубами.

    Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья.

    Умения: научатся правильно

    строить режим дня, формулировать правила личной гигиены.

    Фронтальный опрос

    37

    Модуль 2

    Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

    1

    Комбинированный

     Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.

    Умения: научатся различать основные дорожные знаки,  и объяснять, что они обозначают.

    Навыки: осознать необходимость соблюдения ПДД

    Фронтальный опрос

    38

    Школа пешехода

    1

    Урок-практика

    Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке.

    Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.

    Умения: научатся соблюдать изученные правила безопасности.

    Навыки: осознать необходимость соблюдения правил дорожного движения

    Групповая, фронтальная работа

    39

    Модуль 3

    Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

    1

    Комбинированный урок

    Правила безопасного поведения в быту

    Знания: узнают основные правила безопасного поведения в быту.

    Умения: научатся объяснять потенциальную опасность быт.

    Фронтальная и индивид.работа

    40

    Модуль 4

    Пожар.

    Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

    1

    Комбинированный урок

    Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

    Знания: узнают, повторят и запомнят основные правила противопожарной безопасности.

    Умения: научатся вызывать пожарников по телефону

    Навыки: осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома

    Фронтальная и групповая работа

    41

    Модуль 5

    На воде и в лесу

    Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.

    1

    Комбинированный урок

    Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

    Знания: узнают основные правила безопасного

    поведения на воде и в лесу, во время купания; повторят памятку «Чтобы не было пожара».

    Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.

    Навыки: следовать правилам безопасного поведения.

    Фронтальная, работа в паре

    42

    Модуль 6

    Опасные незнакомцы

    Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

    1

    Комбинированный урок

     Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга»

    Знания: узнают, когда незнакомые люди могут быть опасны; запомнят правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.

    Умения: научатся предвидеть опасность, правильно действовать при контактах с незнакомцами.

    Навыки: выполнить вызов полиции по телефону

    Групповая работа

    43

    Проверка и оценка достижений по разделу «Здоровье и безопасность»

    1

    Контрольно-обобщающий урок.

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Умения: научатся оценивать свои достижения.

    Навыки: формулировать выводы из изученного  материала

    Индивидуальная работа

    44

    Общение (7 ч)

    Модуль 7

    Наша дружная семья

    Болезни, их причины и связь с образом жизни.

    1

    Комбинированный урок

     Знакомство с целями и задачами раздела.  Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

    Знания: узнают, что такое семья, семейные традиции; повторят правила поведения с близкими людьми.

    Умения: будут

    учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье; научатся объяснять, что такое культура общения.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала

    Текущий

    45

    Проект «Родословная»

    1

    Проект

     Подготовка к выполнению проекта.

    Знания: узнают родословную своей семьи.

    Умения: научатся отбирать фотографии из семейного архива, составлять родословное древо своей семьи.

    Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа

    Индивидуальная работа

    46

    Модуль 8

    В школе.

    Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты

    1

    Комбинированный урок

    Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

    Умения: научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; будут учиться оценивать характер взаимоотношений людей в школе.

    Навыки: оценивать с нравственной позиции формы поведения,

    Фронтальный опрос, беседа

    47

    Правила вежливости

    1

    Комбинированный урок

     Правила этикета в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

    Знания: узнают, что такое культура поведения

    и для чего она нужна.

    Умения: научатся правилам вежливости при общении со взрослыми и сверстниками.

    Фронтальная и групповая работа

    48

    Модуль9

    Ты
    и твои друзья. Правила поведения в гостях

    Заноза, кровотечение, укус, ушиб, царапина, порез. Первая помощь

    1

    Урок-практика

    Правила поведения в гостях

    Знания: узнают, что самое ценное в дружбе.

    Умения: будут учиться оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки; научатся формулировать правила этикета.

    Навыки: осознают необходимость культурного поведения
    в гостях

    Групповая и фронтальная работа

    49

    Мы – зрители
    и пассажиры. Правила поведения в общественных местах

    1

    Комбинированный урок

    Правила поведения в общественных местах.

    Знания: узнают основные правила поведения
    в общественных местах; повторят правила поведения в школе.

    Умения: научатся правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте.

    Навыки: осознают необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах

    Групповая работа

    50

    Проверка и оценкадостижений по разделу «Общение»

    1

    Контрольно-обобщающий урок

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Умения: научатся оценивать свои достижения.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои

    достижения в освоении учебного материал раздела

    «Общение»

    Индивидуальная работа

    51

    Путешествия (18 ч)

    Модуль 10

    Посмотри вокруг

    Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.

    1

    Урок введения в новую тему

    Знакомство  с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта  Стороны горизонта. Форма Земли.

    Знания: узнают, что такое горизонт и линии горизонта, какие бывают стороны горизонта.

    Умения: научатся различать
    и обозначать стороны горизонта на схеме.

    Навыки: анализировать текст учебника, работать со схемой

    Фронтальная и групповая работа

    52

    Ориентирование на местности

    1

    Урок-практика

     Что такое ориентирование на местности. Ориентиры.  Ориентирование по компасу. Как пользоваться компасом.

    Знания: узнают, что такое ориентирование

    на местности.

    Умения: будут учиться ориентироваться по компасу. Навыки: осознать и применять правила поведения в природе

    Фронтальный опрос

    53

    Компас

    1

    Урок-практика

    Ориентирование по компасу. Как пользоваться компасом.

    Знания: узнают, что такое ориентирование

    на местности.

    Умения: будут учиться ориентироваться по компасу. Навыки: осознать и применять правила поведения в природе

    54

    Формы земной поверхности

    1

    Комбинированный

     Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

    Знания: узнают, какие формы земной поверхности бывают.

    Умения: научатся сравнивать по схеме холм и гору.

    Навыки: замечать и ценить красоту природы

    Фронтальный опрос

    55

    Модуль 11

    Водные богатства

    Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

    1

    Комбинированный

     Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края.Красота моря.

    Знания: узнают, что составляет водные богатства нашей страны.

    Умения: научатся называть части реки.

    Навыки: замечать и ценить красоту русской природы

    Фронтальный опрос

    56

    В гости к весне (экскурсия)

    1

    Урок-экскурсия

     Наблюдения над весенними изменениями в природе.

    Знания: уточнят знания о весенних изменениях в природе.

    Умения: научатся наблюдать

    за состоянием погоды; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, обобщать свои наблюдения. Навыки: правильно вести себя на улице зимой

    Фронтальный опрос

    57

    Модуль 12

    Весенние явления в неживой и живой природе.

    Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

    1

    Комбинированный

     Наблюдения над весенними изменениями в природе.

    Знания: обобщат знания о весенних изменениях в природе.

    Умения: научатся замечать весенние изменения

    в природе и рассказывать о них.

    Навыки: работать с учебником; формулировать выводы на основе изученного материала

    Фронтальный опрос

    58

    Россия на карте.

    1

    Комбинированный

     Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту.  Правила показа объекта на настенной карте.

    Знания: узнают, что такое карта, как выглядит на карте наша страна Умения: научатся правильно показывать объекты на настенной

    карте; освоят приёмы чтения карты.

    Навыки: осознают величие нашей страны

    Фронтальный опрос

    59

    Проект «Города России»

    1

    Проект

     Подготовка к выполнению проекта

    Знания: узнают новую информацию о городах России.

    Умения: научатся описывать выбранный город, показывать его на карте.

    Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией фотогалереи, презентации; оценивать свои достижения в выполнении проекта

    Индивидуальная работа

    60

    Путешествие по Москве

    1

    Урок-путешествие

     Москва- столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности России.

    Знания: узнают, когда и кем была основана Москва, что такое план и как вы-

    глядит Москва на плане.

    Умения: научатся находить Москву на карте России, называть

    и описывать основные достопримечательности столицы.

    Навыки: применять правила поведения в общественных местах

    Фронтальный опрос

    61

    Московский Кремль

    1

    Урок-путешествие

     Московский Кремль- символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

    Знания: узнают, что значит Московский Кремль для каждого жителя России.

    Умения: научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади.

    Навыки: применять правила

    поведения в общественных местах

    Фронтальный опрос

    62

    Город
    на Неве

    1

    Урок-путешествие

    Санкт- Петербург- северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники.

    Знания: узнают, чем замечателен город Санкт-Петербург, как он выглядит на плане.

    Умения: научатся показывать город на карте, описывать его достопримечательности.

    Фронтальный опрос

    63

    Путешествие по планете. Путешествие

    по материкам

    1

    Комбинированный урок

     Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света.

    Знания: узнают, как выглядит наша планета на карте мира, что такое океаны
    и материки;

    осознают масштабность нашей планеты.

    Умения: научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

    Навыки: осознание себя жителем планеты

    Фронтальная и инд. работа

    64

    Административная контрольная работа за год

    1

    Контрольный урок

    Проверка знаний и умений

    Умения: научатся оценивать свои достижения.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала; применять в жизненной практике установку на здоровый образ жизни, реализовывать её в реальном поведении и поступках

    Индивидуальная работа

    65

    Анализ контрольной работы.

    Проект «Страны мира»

    1

    проект

    Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта.

    Знания: узнают, какие карты называются политическими, а ка-

    кие – физическими; познакомятся с политической картой мира.

    Умения: научатся различать политическую и физическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России.

    Индивидуальная, групповая работа

    66

    Модуль 13

    Впереди лето

    Подготовка к проведению практического занятия «День защиты детей».

    1

    Комбинированный урок

    Летние изменения в живой и неживой природе. Красота животных и растений.

    Знания: узнают о жизни насекомых и растений летом.

    Умения: научатся работать с атласом-определителем.

    Навыки: применять в практической деятельности Правила друзей природы, правила безопасного поведения

    во время каникул

    Фронтальный опрос

    67

    Проверка и оценка достижений по разделу «Путешествия»

    1

    Контрольно-обобщающий урок

    Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

    Умения: научатся оценивать свои достижения.

    Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои

    достижения в освоении учебного материал раздела

    «Путешествия»

    Индивидуальная работа

    68

    Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

    1

    Презентация

    Представление результатов проектной деятельности. Формирование  адекватной оценки своих достижений

    Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся

    Презентация проектов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа для 4 класса по окружающему миру. УМК Школа России

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе  составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта начал...

    Рабочая программа для 2 класса по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса с учетом ФГОС по учебнику Иванова С.В....

    Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС)

    В учебном материале представлена рабочая программа для 1 класса на 2014-2015 учебный год, составленная в соответствии с требованиями ФГОС. В программе прилагается календарно-тематическое планирование ...

    Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру УМК "Гармония"

    Рабочая программа  по окружающему миру для 1 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметам "Естествознание, обществозн...

    Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК "Школа России"

    Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру УМК "Школа России"...

    Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. УМК "Школа России"

    Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личност...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по Окружающему миру. (УМК "Школа России")

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по Окружающему миру. (УМК "Школа России")...