Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России
рабочая программа (2 класс) на тему

Крушинская Светлана Михайловна

Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx331.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Пояснительная записка по курсу « Окружающий мир »  2 класс (68 часов)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развитияи воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального образования по Окружающему миру А.А. Плешакова  УМК «Школа России».

По данной программе обучаются учащиеся 2-а класса-  22 ученика.

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

•Человечество как многообразие народов, культур, религий.                                                                                     • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68ч,2 часа в неделю-34 учебные недели

  В рамках  предмета «Окружающий мир» во 2 классе выделено 20% на изучение внутрипредметного  модуля «ОБЖ». На модуль отводится -13 часов.

Сроки реализации программы

I четверть -18ч,

II четверть -14ч,

III четверть- 20ч,

IV четверть - 16ч.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  •  
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере.

Контроль

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Система мер здоровьесберегающего характера  связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и др. На уроках окружающего мира – это  минутки релаксации, физкультурные минутки, зарядка для глаз, и др.

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

по программе

по КТП

1

Где мы живём?

4

4

2

Природа.

20

20

3

Жизнь города и села.

10

10

4

Здоровье и безопасность.

9

9

5

Общение

7

7

6

Путешествия

         18

           18

Итого

        64ч

           64ч

Содержание рабочей программы

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села.

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсия: Весенние изменения в природе.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

 

Материально-техническое оснащение

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
  2. Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.);
  3. Географические и исторические настенные карты;
  4. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды;
  2. Лупа;
  3. Компас;
  4. Часы с синхронизированными стрелками;
  5. Микроскоп (по возможности);
  6. Модели дорожных знаков;
  7. Муляжи фруктов.

Игры и игрушки

  1. Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр);
  2. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Электронно-звуковые пособия

  1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности);
  2. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 2 класса нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2012.

4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.

5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.

7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012.
  2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки, 2 класс/ к УМК «Школа России» А.А. Плешакова. –М.: «ВАКО», 2013.
  3. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир», в 2-х ч/ к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».    –М.: «ЭКЗАМЕН», 2014.

Внутрипредметный образовательный модуль  «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа  по ОБЖ для 2 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Л. П. Анастасовой, П. В, Ижевского, Н. В. Ивановой. «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы. 

В соответствии с требованиями федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера», «Об охране окружающей природной среды», «Опожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и другими — разработана программа курса «Основы  безопасности жизнедеятельности»

 Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются:

  • постоянное информирование населения;
  • пропаганда знаний;
  • обеспечение правильных действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровья условиях.

В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения начиная с младшего школьного возраста правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:

•привить учащимся начальные знания, умения и навыки в областибезопасности жизни;

  • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различныхопасных и чрезвычайных ситуаций.

Цели курса:

  • формирование социального   опыта  школьника
  • осознание  им   необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации

 Задачи обучения:

  • развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

  Для обучающегося 2 класса особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).

Программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека

Программой предусмотрены обязательные практические занятия

  • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках,расположенных вблизи школы).

Компоненты разделов

Умения

 I.  Защита человека в чрезвычайных ситуациях

 

 

 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. (Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

 

 

II.  Основы медицинских знаний и оказание первой  медицинской помощи

 

 Знать пути передачи инфекционных заболеваний.

Причины отравлений. Знать признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

 

 

 III.Опасные ситуации, возникающие в       повседневной жизни,правила поведения учащихся

 

 Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты  от них.

Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. 

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (Результаты обучения)

  • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
  • правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле;
  • возможные опасные ситуации при движении по открытой  местности: ориентирование, правила поведения во    время дождя, грозы, снегопада и др.;
  • ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
  • от чего зависит наше здоровье; как живет наш организм; наши органы: головной мозг, нервы; глаза, уши, зубы ;  мышцы,  кости и суставы;  сердце и кровеносные сосуды,   желудок   и   кишечник;   что   такое   инфекционные заболевания, их связь с образом жизни; чем опасен избыточный вес;
  • травмы, порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;
  • какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений;
  • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

 Умения:

 правильноперейти водоем по льду;

  • правильно вести себя на пляже;
  • плавать способом «кроль на груди»;
  • ориентироваться в лесу;
  • правильно вести себя на реке зимой;
  • правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомымизащититься от них;
  • распознать   отравление и оказать первую помощь при отравлении   грибами;
  • оказатьпервую помощь при царапине, ссадине, порезе,
    при небольшом ожоге или обморожении;
  • действовать по сигналу «Внимание всем!».

  Формы контроля

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;

  •  Программа рассчитана на 17

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Анастасова Л. П.  Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс:  учеб. для общеобразоват. учреждений/ 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
  2. Анастасова Л. П.  Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. В 2-х частях Ч. 1-2. – М . : Просвещение, 2010.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

№ урока по теме

Раздел. Тема

Кол-во часов

Формирование компетенций

Ключевые

Обще-предметные

Предметные

1

Взаимодействие человека с окружающей средой

1

информационная

устный диалог

рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать

2

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

Социально-трудовая

устный диалог

показать связь поступков и решений

3

Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

1

общекультурная

рефлексия

продолжить знакомство с понятиями домашних опасностей: электричество, балкон, лифт

4

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

 

1

информационная

устный диалог, монолог

тренировка эвакуации из школы по сигналу «Тревога!»

5

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.). Ориентирование. Правила поведения

1

Учебно-познавательная

устный диалог

развитие у детей самостоятельности и ответственности

6

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

1

ценностно-смысловая

устный диалог

закреплять знания детей о правилах безопасного передвижения по льду

7

Болезни, их причины и связь с образом жизни.

 

1

учебно-познавательная

устный диалог

научить, как избегать ситуаций, наносящих вред здоровью

8

Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты.

1

коммуникативная

устный диалог

развитие у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

9

Заноза, кровотечение, укус, ушиб, царапина, порез. Первая помощь.

1

ценностно-смысловая

монолог

формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни

10

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.

1

учебно-познавательная

самоконтроль

формирование умений и навыков оказывать первую помощь при отравлении

11

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

1

ценностно-смысловая

устный диалог

познакомить обучающихся с возможными ЧС мирного и военного времени

12

Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

1

ценностно-смысловая

контроль

подготовить обучающихся правильно выполнять действия по сигналу «Внимание всем!»

13

Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей».

 

1

учебно-познавательная

устный диалог

развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях

Оборудование:
      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

Литература основная:

      Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2005.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.

Календарно-тематическое планирование (68часов)

п/п

Раздел

Тема урока

Часы

Тип урока и формы работы

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Сроки

Примечания

1

Где мы   живём 4ч

Родная страна

1

Урок-путешествие

Наша Родина-Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивания гимна.

Знания: узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела  и урока.

Умения: научатся приводить примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться

к Родине, её символам.

Навыки: исполнять гимн Рос. Федерации

Фронтальный опрос

2

Город и село

1

Урок-игра

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Подготовка к выполнению проекта  «Родное село»

Знания: узнают о характерных  особенностях города и села.

Умения: научатся сравнивать городской и сельские дома, описывать предметы на основе предложенного плана, собирать информацию для проекта.

Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы

Текущий

3

Природа и рукотворный мир

1

Комбинированный

Объекты природы и предмет рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Знания: узнают, что такое природа и предметы рукотворного мира, каким должно быть отношение человека
к миру.
Умения: научатся различать объекты природы
и предметы рукотворного мира.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала

Текущий

4

Административная входная контрольная работа

1

Контрольнвй

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Научатся оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Тест

5

Природа (20ч)

Анализ контрольной работы. Неживая

и живая

природа

1

Урок получения новых знаний

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа .Признаки живых существ и отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.

Знания: узнают, какая бывает природа;

Умения: научатся различать объекты жив. и неживой природы, приводить примеры

Навыки: заполнять таблицу

Фронта-льный опрос

6

Явления природы

1

Урок-практикум

Что такое явления природы. Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров.

Знания: узнают, что такое явления природы; познакомятся с устройством и различными видами термометров.

Умения: научатся различать явления неживой
и живой природы; будут учиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Навыки: проводить опыты

Текущий

7

Погода и погодные явления.

1

Урок-практикум

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научны предсказания погоды.

Знания: узнают, из чего складывается погода, о метеорологических знаках для обозначения погодных явлений.

Умения: научатся наблюдать
и описывать состояние погоды, обозначать явления погоды условными знаками, характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Навыки: рассказывать  по плану; вести наблюдения и фикс. результаты

Фронтальная, групповая

8

В гости

к осени.

Экскурсия

1

Экскурсия

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Умения: научатся наблюдать изменения в жив.и нежив. природе и устанавливать взаимосвязь между ними. Навыки: осознают необходимость бережного отношения к природе

Фронтальная, групповая

9

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

1

Комбинированный

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Знания: расширят (уточнят) знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц.

Умения: научатся наблюдать осенние явления
в неживой и живой природе родного края и рассказывать о них.

Навыки: выступать с сообщениями по изученному материалу, фоторассказам.

Фронтальная, групповая

10

Звездное небо

1

Урок-исследование

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

Знания: узнают несколько новых созвездий.

Умения: научатся  различать изученные созвездия; будут учиться строить модель созвездий.

Навыки: пользоваться дополнительными источниками информации (Интернет)

Текущий

11

Заглянем в кладовые земли.

1

Практическая

работа

Горные породы и минералы. Гранит и его состав

Знания: узнают, что такое горные породы и минералы; вспомнят правила бережного отношения к природе

Умения: научатся различать сост. части гранита, а также горн. породы и мин

Фронтальный опрос

12

Про воздух и про воду

1

Комбинированный

Воздух. Значение воздуха для растений,  животных и человека. Загрязнение воздуха Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений,  животных и человека. Загрязнение воды Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие водных просторов  на человека.

Знания: узнают, почему чистый воздух, воду называют одним из главных богатств природы.

Умения: научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха, воды.

Навыки: уметь замечать и ценить красоту природы

Индивидуальная, групповая

13

Охрана чистоты воздуха и воды.

1

14

Какие бывают растения

1

Урок открытия новых знаний

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы  и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений  на человека.

Знания: узнают, на какие группы можно разделить растения.

Умения: научатся классифицировать растения, выделяя и сравнивая признаки групп растений, приводить примеры для каждой группы.

Навыки: замечать и ценить красоту мира растений

Фронтальный групповая

15

Какие бывают животные

1

Урок открытия новых знаний

Многообразие животных. Насекомые, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Знания: узнают, на какие группы можно разделить животных.

Умения: научатся приводить примеры животных разных групп, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Навыки: конструктивно работать в группе

Работа в паре

16

Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком

1

Урок-

исследования

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых нитей»

Знания: осознают необходимость сохранения связей между жив. и нежив. природой.

Умения: научатся находить связи в природе Знания: осознают необходимость сохранения связей между жив. и нежив. природой.

Умения: научатся находить связи в природе

Фронтальный и индивид.опрос, групповая раб.

17

Дикорастущие
и культурные растения

1

Урок-исследование

Дикорастущие
и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Знания: узнают, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

Умения: научатся сравнивать
и различать дикорастущие и культурные растения, делить культурные  растения
на группы, приводить пример.

Навыки: находить и обобщать новую информацию  в тексте

Работа в группах

18

Дикие
и домашние животные

1

Урок открытия новых знаний

Дикие
и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека. Разнообразие домашних животных.

Знания: узнают, каких животных называют дикими, а каких – домашними.

Умения: научатся сравнивать
и различать диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных для человека.

Навыки: находить в доп. литературе нужную  информацию

Групповая  работа

19

Комнатные растения

1

Урок-практикум

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Знания: узнают, как в наших домах появились «живые  украшения».

Умения: научатся определять комн. Растения и находить в атласе- определителе информацию о них.

Навыки: узнавать комнатные растения и ухаживать за ними

Практическая работа

20

Животные живого уголка

1

Урок-практикум

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для  физического и психического здоровья человека

Знания: узнают, каких животных часто содержат в живых уголках.

Умения: научатся ухаживать
за некоторыми из животных жив. уголка. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки  сообщения.

Навыки: рассказать о своем отношении к животным

Практическая работа

21

Про кошек и собак

1

Урок-практикум

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Знания: узнают о различных породах кошек и собак, их роли в жизни человека.

Умения: научатся различать изученные породы, приводить примеры пород собак
и кошек с помощью атласа-определителя.

Навыки:

Групповая

22

Красная книга

1

Комбинированный

Необходимость создания красной книги. Красная книга  России и региональные  Красные книги. Сведения о растениях и животных, внесенных в красную книгу. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

Знания: узнают, что такое Красная книга, какие растения и животные в неё внесены, познакомятся с мерами по сохранению и увеличению численности редких животных и растений, расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края.

Умения: научатся находить необходимую информацию в дополнительной литературе.

Навыки: бережное отношение
к природе

Фронтальный опрос

23

Будь природе другом!

Проект «Красная книга»

1

Комбинированный

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить; осознают, что нельзя быть жестокими по отношению
к любому живому существу.

Умения: научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе, будут учиться читать и рисовать экологические знаки.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения в выполнении проекта

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа

24

Проверка и оценка достижений по разделу «Природа»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения, выполнять тестовые задания учебника.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать бережное или потреб. отношение к природе

Контрольная работа

25

Жизнь города и села (10 ч)

Экономика. Составные части экономики

1

Комбинированный

Экономика и ее составные части. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

Знания: узнают значение слова «экономика»; осознают сопричастность членов семьи к областям экономики страны.

Умения: научатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь.

Навыки: готовить сообщение; читать предложенный текст,
находить в нем ответы на поставленные вопросы

Фронтальный опрос

26

Из чего что сделано.

1

Комбинированный урок

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей.

Знания: узнают, из чего и как люди изготавливают различные изделия, как используются природные материалы для изготовления разных предметов.

Умения: научатся классифицировать предметы по характеру материала, изображать производственные цепочки с помощью моделей.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои достижения
на уроке

Фронтальный опрос

27

Как построить дом.

1

Виртуальная экскурсия

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

Знания: узнают, как работают строители в городе и селе.

Умения: научатся узнавать различные строительные машины и материалы, рассказывать об их назначении, выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского

и одноэтажного сельского домов.

Навыки: использовать свои наблюдения в разных видах деятельности

Фронтальный и индивидуальный опрос

28

Какой
бывает транспорт

Культура и образование

1

Комбинированный

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта Учреждения культуры и образования, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера

Знания: узнают, на какие виды можно разделить транспорт.

Умения: будут учиться рассказывать об истории развития транспорта; научатся классифицировать транспортные средства, приводить примеры

Фронтальный и индивидуальный опрос,

беседа

29

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Контрольный

 Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала

Индивидуальная работа

30

Анализ контрольной работы

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

Урок-игра

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают о разнообразии профессий, обсудят их роль в нашей жизни.

Умения: научатся определять

названия профессий по характеру деятельности.

Навыки: рассказывать о профессиях своих родителей и старших членов своей семьи; презентовать работы; оценивать результаты выполненного проекта

Фронтальный опрос

31

В гости
к зиме (экскурсия)

1

Урок-экскурсия

Наблюдение над зимними изменениями в живой и неживой природе.

Знания: узнают
о зимних изменениях в природе; систематизируют и обогатят знания о природных связях.
 Умения: будут учиться проводить наблюдения за зимними погодными явлениями, рассказывать о своих наблюдениях.

Навыки: соблюдать правила поведения в природе

Фронтальный опрос

32

Зимние явления в живой и неживой природе

1

33

Проверка и оценка достижений по разделу «Жизнь города и села»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала

Индивидуальная работа

34

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии»

1

проект

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Знания: расширят и углубят свои знания
по выбранной теме;

Умения: научатся выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы.

Навыки: следуют правилам выступления перед аудиторией

Индивидуальная работа

Презентации

35

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека

1

Урок введения в новую тему

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

Знания: узнают, какие части тела человека относятся к внешнему строению, а какие – к внутреннему.

Умения: научатся определять на своём теле места расположения внешних и внутренних органов.

Навыки: осознать необходимость безопасного и здорового образа

беседа

36

Модуль 1

Если хочешь быть здоров

Взаимодействие человека с окружающей средой

1

Урок-игра

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания  и разнообразие пищи. Уход за зубами.

Знания: узнают, что необходимо для сохранения здоровья.

Умения: научатся правильно

строить режим дня, формулировать правила личной гигиены.

Фронтальный опрос

37

Модуль 2

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

1

Комбинированный

 Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.

Умения: научатся различать основные дорожные знаки,  и объяснять, что они обозначают.

Навыки: осознать необходимость соблюдения ПДД

Фронтальный опрос

38

Школа пешехода

1

Урок-практика

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке.

Знания: узнают, какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход.

Умения: научатся соблюдать изученные правила безопасности.

Навыки: осознать необходимость соблюдения правил дорожного движения

Групповая, фронтальная работа

39

Модуль 3

Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

1

Комбинированный урок

Правила безопасного поведения в быту

Знания: узнают основные правила безопасного поведения в быту.

Умения: научатся объяснять потенциальную опасность быт.

Фронтальная и индивид.работа

40

Модуль 4

Пожар.

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

1

Комбинированный урок

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Знания: узнают, повторят и запомнят основные правила противопожарной безопасности.

Умения: научатся вызывать пожарников по телефону

Навыки: осознать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома

Фронтальная и групповая работа

41

Модуль 5

На воде и в лесу

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.

1

Комбинированный урок

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Знания: узнают основные правила безопасного

поведения на воде и в лесу, во время купания; повторят памятку «Чтобы не было пожара».

Умения: научатся избегать опасности, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.

Навыки: следовать правилам безопасного поведения.

Фронтальная, работа в паре

42

Модуль 6

Опасные незнакомцы

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

1

Комбинированный урок

 Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга»

Знания: узнают, когда незнакомые люди могут быть опасны; запомнят правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Умения: научатся предвидеть опасность, правильно действовать при контактах с незнакомцами.

Навыки: выполнить вызов полиции по телефону

Групповая работа

43

Проверка и оценка достижений по разделу «Здоровье и безопасность»

1

Контрольно-обобщающий урок.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного  материала

Индивидуальная работа

44

Общение (7 ч)

Модуль 7

Наша дружная семья

Болезни, их причины и связь с образом жизни.

1

Комбинированный урок

 Знакомство с целями и задачами раздела.  Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Знания: узнают, что такое семья, семейные традиции; повторят правила поведения с близкими людьми.

Умения: будут

учиться оценивать характер взаимоотношений людей в семье; научатся объяснять, что такое культура общения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала

Текущий

45

Проект «Родословная»

1

Проект

 Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают родословную своей семьи.

Умения: научатся отбирать фотографии из семейного архива, составлять родословное древо своей семьи.

Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа

Индивидуальная работа

46

Модуль 8

В школе.

Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты

1

Комбинированный урок

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.

Умения: научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; будут учиться оценивать характер взаимоотношений людей в школе.

Навыки: оценивать с нравственной позиции формы поведения,

Фронтальный опрос, беседа

47

Правила вежливости

1

Комбинированный урок

 Правила этикета в общении. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

Знания: узнают, что такое культура поведения

и для чего она нужна.

Умения: научатся правилам вежливости при общении со взрослыми и сверстниками.

Фронтальная и групповая работа

48

Модуль9

Ты
и твои друзья. Правила поведения в гостях

Заноза, кровотечение, укус, ушиб, царапина, порез. Первая помощь

1

Урок-практика

Правила поведения в гостях

Знания: узнают, что самое ценное в дружбе.

Умения: будут учиться оценивать характер взаимоотношений между сверстниками, совершать добрые и справедливые поступки; научатся формулировать правила этикета.

Навыки: осознают необходимость культурного поведения
в гостях

Групповая и фронтальная работа

49

Мы – зрители
и пассажиры. Правила поведения в общественных местах

1

Комбинированный урок

Правила поведения в общественных местах.

Знания: узнают основные правила поведения
в общественных местах; повторят правила поведения в школе.

Умения: научатся правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте.

Навыки: осознают необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах

Групповая работа

50

Проверка и оценкадостижений по разделу «Общение»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои

достижения в освоении учебного материал раздела

«Общение»

Индивидуальная работа

51

Путешествия (18 ч)

Модуль 10

Посмотри вокруг

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами.

1

Урок введения в новую тему

Знакомство  с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта  Стороны горизонта. Форма Земли.

Знания: узнают, что такое горизонт и линии горизонта, какие бывают стороны горизонта.

Умения: научатся различать
и обозначать стороны горизонта на схеме.

Навыки: анализировать текст учебника, работать со схемой

Фронтальная и групповая работа

52

Ориентирование на местности

1

Урок-практика

 Что такое ориентирование на местности. Ориентиры.  Ориентирование по компасу. Как пользоваться компасом.

Знания: узнают, что такое ориентирование

на местности.

Умения: будут учиться ориентироваться по компасу. Навыки: осознать и применять правила поведения в природе

Фронтальный опрос

53

Компас

1

Урок-практика

Ориентирование по компасу. Как пользоваться компасом.

Знания: узнают, что такое ориентирование

на местности.

Умения: будут учиться ориентироваться по компасу. Навыки: осознать и применять правила поведения в природе

54

Формы земной поверхности

1

Комбинированный

 Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Знания: узнают, какие формы земной поверхности бывают.

Умения: научатся сравнивать по схеме холм и гору.

Навыки: замечать и ценить красоту природы

Фронтальный опрос

55

Модуль 11

Водные богатства

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

1

Комбинированный

 Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края.Красота моря.

Знания: узнают, что составляет водные богатства нашей страны.

Умения: научатся называть части реки.

Навыки: замечать и ценить красоту русской природы

Фронтальный опрос

56

В гости к весне (экскурсия)

1

Урок-экскурсия

 Наблюдения над весенними изменениями в природе.

Знания: уточнят знания о весенних изменениях в природе.

Умения: научатся наблюдать

за состоянием погоды; будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края, обобщать свои наблюдения. Навыки: правильно вести себя на улице зимой

Фронтальный опрос

57

Модуль 12

Весенние явления в неживой и живой природе.

Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС. Сигнал «Внимание всем!»

1

Комбинированный

 Наблюдения над весенними изменениями в природе.

Знания: обобщат знания о весенних изменениях в природе.

Умения: научатся замечать весенние изменения

в природе и рассказывать о них.

Навыки: работать с учебником; формулировать выводы на основе изученного материала

Фронтальный опрос

58

Россия на карте.

1

Комбинированный

 Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту.  Правила показа объекта на настенной карте.

Знания: узнают, что такое карта, как выглядит на карте наша страна Умения: научатся правильно показывать объекты на настенной

карте; освоят приёмы чтения карты.

Навыки: осознают величие нашей страны

Фронтальный опрос

59

Проект «Города России»

1

Проект

 Подготовка к выполнению проекта

Знания: узнают новую информацию о городах России.

Умения: научатся описывать выбранный город, показывать его на карте.

Навыки: презентовать свой проект с демонстрацией фотогалереи, презентации; оценивать свои достижения в выполнении проекта

Индивидуальная работа

60

Путешествие по Москве

1

Урок-путешествие

 Москва- столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности России.

Знания: узнают, когда и кем была основана Москва, что такое план и как вы-

глядит Москва на плане.

Умения: научатся находить Москву на карте России, называть

и описывать основные достопримечательности столицы.

Навыки: применять правила поведения в общественных местах

Фронтальный опрос

61

Московский Кремль

1

Урок-путешествие

 Московский Кремль- символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Знания: узнают, что значит Московский Кремль для каждого жителя России.

Умения: научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади.

Навыки: применять правила

поведения в общественных местах

Фронтальный опрос

62

Город
на Неве

1

Урок-путешествие

Санкт- Петербург- северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники.

Знания: узнают, чем замечателен город Санкт-Петербург, как он выглядит на плане.

Умения: научатся показывать город на карте, описывать его достопримечательности.

Фронтальный опрос

63

Путешествие по планете. Путешествие

по материкам

1

Комбинированный урок

 Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света.

Знания: узнают, как выглядит наша планета на карте мира, что такое океаны
и материки;

осознают масштабность нашей планеты.

Умения: научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

Навыки: осознание себя жителем планеты

Фронтальная и инд. работа

64

Административная контрольная работа за год

1

Контрольный урок

Проверка знаний и умений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; применять в жизненной практике установку на здоровый образ жизни, реализовывать её в реальном поведении и поступках

Индивидуальная работа

65

Анализ контрольной работы.

Проект «Страны мира»

1

проект

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта.

Знания: узнают, какие карты называются политическими, а ка-

кие – физическими; познакомятся с политической картой мира.

Умения: научатся различать политическую и физическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России.

Индивидуальная, групповая работа

66

Модуль 13

Впереди лето

Подготовка к проведению практического занятия «День защиты детей».

1

Комбинированный урок

Летние изменения в живой и неживой природе. Красота животных и растений.

Знания: узнают о жизни насекомых и растений летом.

Умения: научатся работать с атласом-определителем.

Навыки: применять в практической деятельности Правила друзей природы, правила безопасного поведения

во время каникул

Фронтальный опрос

67

Проверка и оценка достижений по разделу «Путешествия»

1

Контрольно-обобщающий урок

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Умения: научатся оценивать свои достижения.

Навыки: формулировать выводы из изученного материала; оценивать свои

достижения в освоении учебного материал раздела

«Путешествия»

Индивидуальная работа

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

Презентация

Представление результатов проектной деятельности. Формирование  адекватной оценки своих достижений

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Презентация проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс(

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс (5 ч. в неделю, 170ч.)1.Пояснительная записка2.УУД, содержание курса3.Тематический план4. Календарно - тематическое планир...

Рабочая программа по математике начальное общее образование УМК «Школа России» 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13»села Мариинск          Рабочая программапо  математикеначально...

4 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"

В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...

Рабочие программы 3 класс в соответствии с ФГОС Школа России

Рабочие программы 3 класс в соответствии с ФГОС  по  программе Школа России...

Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс

          Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...

Рабочие программы 2 класс - 2016-2017 уч.год ШКОЛА РОССИИ

Рабочие программы по предметам начальной школы для 2 класса...

1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте, русскому языку. УМК "Школа России"

 Предмет ≪Русский язык≫ играет важную роль в реализации основных целевых уставок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировозния; формировании основ умения ...