"Нравственно – патриотическое воспитание через художественное творчество"
статья на тему

Конспект  "Нравственно - патриотическое воспитание через художественное творчество", из личного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_13.01.16._2.docx7.05 КБ

Предварительный просмотр:

[Сл.1] Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Оно начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать граждан нашей страны. Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира.

Уже [Сл.2] в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.

По «Окружающему миру» автор Плешаков А. А. Изучая тему «Полезные ископаемые»  мы  гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, в её развитии и процветании. В учебнике для 2–го класса мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт—Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за её прекрасные города , по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы.

На уроках литературного  чтения, знакомясь с  отечественными  и зарубежными сказками, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается. Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.

Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношения друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.

На уроках русского языка я знакомлю учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Высоко ценит народ силу и знание правдивого, доброго, честного и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.
 Но настоящих граждан государства не воспитаешь, [Сл.3] если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь  к ближнему: маме, папе, бабушке. Надо учить уважать  окружающих их людей, товарищей, одноклассников,  не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя». Этому способствуют  утренники, проводимые в школе во внеурочное время. («Мама - солнышко моё», «Мама, папа - я спортивная   семья», 8 Марта, конкурс «Сильные, ловкие, смелые» к 23 февраля). Совместные мероприятия сплачивают детей и родителей, учат дружить, не подводить своих товарищей и учителя. [Сл.4] Семья  Касторных в областном конкурсе в номинации «Лучшая многодетная семья» была отмечена денежным призом.

Провожу классные часы «Друг - это слово большое», «Что такое хорошо и что такое плохо»,«Полезные привычки», «Я и мир моих отношений», на которых обсуждаем правила поведения детей в школьном коллективе. Подчеркиваю, что эти обязанности есть в Уставе школы – основном законе школьной жизни. Вместе отмечаем дни рождения уч-ся. При этом создаю психологический комфорт, атмосферу доверия, доброжелательность. Учу детей говорить друг другу комплименты, то, что действительно искренне находит и ценит ученик в своем товарище по классу. Это приучает детей выражать свое доброе отношение к другому человеку, вырабатывает положительные эмоции.

Традиционной формой работы в системе нравсвенно-патриотического воспитания [Сл.5] стало городское мероприятие «Вперёд, мальчишки!»,на котором учащиеся моего класса выступили достойно. Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии, и вызывает желание подражать им, быть твёрдыми духом, выносливыми, смелыми, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Воспитание чувства патриотизма и любви к родине прививалось у детей и во время участия в городском  конкурсе чтецов, посвященному творчеству С.Н.Коновалова. [Сл.6] По результатам конкурса ученик 4 «А» класса Павлюк  Дмитрий занял 1 место,   прочитав стихотворение  Ольги Киевской «Сорок первый - год потерь и страха». Аксёнова  Карина стала лауреатом в городском конкурсе  «За Россию, десант и спецназ».

Огромную роль в формировании нравственно-патриотического воспитания играют экскурсии. [Сл.7] Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя  подлинную заботу друг о друге). В своей работе я использую разные виды экскурсий.

[Сл.8] Мы с классом побывали на кондитерской фабрике "Рошен" г.Липецк, на романовской игрушке с. Троицкое, посетили Музей пожарников, «Завод минеральных вод» г.Липецка[Сл.9] , липецкий зоопарк, Елецкий Знаменский женский монастырь. В ходе экскурсий дети получают знания о Малой Родине, обогащаются знаниями о труде своих земляков, их жизни, формируются чувства уважения к родному городу, людям труда, знакомятся с Православной культурой, духовно-нравственными традициями русского народа.

В прошлом году к 70 -летию  Великой Победы совместно с 3-А классом [Сл.10] провели городское мероприятие "Не забыть нам этой даты".Дети подготовили стихотворения ,песни военных лет. На мероприятии присутствовали ветераны ВОВ, которые рассказали о тяжёлых годах войны. Такие мероприятия помогут учащимся на доступных, близких примерах понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Пройдет время. Трудно сказать, как сформируется характер ребят, кем они станут в будущем, но я уверена, что дети крепко полюбят , город, в котором они выросли, будут честно трудиться на благо своей Родины. [Сл.11]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Статья «Реализация патриотического воспитания через создание казачьих кадетских классов посредством организации внеурочной деятельности».

Идея организации кадетского (казачьего) класса, сегодня можно уже сказать с уверенностью, успешно сочетается на практике с внедрением идей нового ФГОС. Особый акцент программы второго поколения сделан...

Патриотическое воспитание через проектную работу.

Проектная работа даёт огромную возможность при формировании патриотического воспитания у младших школьников. Хочу пделиться своим опытом в этом виде деятельности....

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников через народные игры и национальную культуру

Перед нами педагогами стоит важная задача -  воспитать у школьников  начиная с первого класса уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, националь...

Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования художественной литературы для воспитания и формирования нравственных основ патриотических чувств младших школьников.Ключевые слова: нрав...

Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии

Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии...