Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Коткова Нина Николаевна
Адаптированная образовательная программа 
обучения по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с глубокой умственной отсталостью 
1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа

Сосновского района Нижегородской области

       

Принято решением педагогического совета

Протокол №  __17_      

от  _28_августа_2015г

«Согласовано»

Заместитель директора Кошелева В.С.

____________

«   »   _________       2015г.      

Утверждаю

Директор  ________ Пронин А. А.

Приказ №     _140_  

 от « 31 » августа  2015г

               

Адаптированная образовательная программа

обучения по индивидуальному учебному плану на дому

для детей с глубокой умственной отсталостью

учителя Котковой Нины Николаевны

по самообслуживанию  в 1 классе

2015 – 2016

 учебный год

с. Виткулово

Аннотация к адаптированной образовательной программе обучения

по индивидуальному учебному плану на дому

для детей с глубокой умственной отсталостью

по самообслуживанию в 1 классе

Адаптированная  образовательная  программа обучения  по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по самообслуживанию  в 1 классе составлена на основе  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель-НИИ дефектологии АПН СССР Москва – 1983г.

На изучение курса «Самообслуживание» отводится - 1 час в неделю – в год -33 часа.

Прохождение программы по данному курсу имеет практическую направленность. На занятиях формируются и совершенствуются необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания, умения ухаживать за собой. одеждой и обувью, поддержание порядка в шкафах с бельем, на рабочем месте, в спальне и др. Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений ребенка об окружающем мире ,обогащается опыт предметной деятельности, реализуется возможность посильного участия в работе по дому, развивается самостоятельность в организации своей жизни.

В программе по самообслуживанию предусмотрены следующие разделы:

- навыки, связанные с гигиеной тела, (хранение предметов сангигиены);

- навыки одевания и раздевания, (закрепляем навыки под присмотром взрослого);

- навыки, связанные с уходом за одеждой, обувью, постелью;

- навыки, связанные с приемом пищи.

В ходе прохождения курса ставятся следующие задачи:

Воспитание культурно – гигиенических навыков.

Самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться

мылом, расческой, сухо вытирать после умывания, вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым платком, чистить зубы.

Навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Правильно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Воспитание навыков культурного поведения.

Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, говорить  «спасибо»  за оказанную помощь, внимание. Учить выражать просьбу словами, излагать ее понятно, пользоваться словом «пожалуйста».

Воспитание умения бережно относиться:

 к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, карандаш, просить взрослого починить. Учить правильно, использовать предметы быта, поддерживать порядок в комнате, на рабочем столе. Учить самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать вещи, вешать).

Составитель – Коткова Нина Николаевна

Пояснительная записка

Адаптированная  образовательная  программа обучения  по индивидуальному учебному плану на дому для детей с глубокой умственной отсталостью по самообслуживанию  в 1 классе составлена на основе  Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель-НИИ дефектологии АПН СССР Москва – 1983г.

Цель:

Формировать  практические  умения  и  навыки  по  бытовому  труду, навыков  самообслуживания  и  личной  гигиены.

Задачи:

Сообщение    необходимых  знаний  о  предметах  и  явлениях  ближайшего  окружения.

Обучение   простым  бытовым   действиям (навыкам  одевания — раздевания,  приема  пищи,  личной  гигиены и тд).

Привитие  положительных  привычек.

Развитие  социальной  адаптации.

Развитие  и  коррекция  общей  и  мелкой  моторики.

Привитие  интереса  к  окружающей  действительности,  подготовка  ребенка  к  самостоятельности  в  быту.

Работа по самообслуживанию как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию ребенка.  Готовит его  к самостоятельности в быту.  На уроках  по самообслуживанию  ребенок  ставится перед необходимостью планировать свою работу. Он начинает осознавать логическую последовательность определённых действий.

 

Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать ребенку  навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для  него задачах по самообслуживанию.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у ребенка  необходимые им навыки самообслуживания, гигиены и норм поведения.

Программа представлена как комплекс знаний, практических умений необходимых для выработки у ребенка ориентиров в микросреде (жизневидение).

Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры и беседы. Ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность, помогают  лучше усваивать изучаемый материал.

Система упражнений, выполняемых на занятиях, должна носить учебно-тренировочный характер. В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые ребенок выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.

Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими упражнениями и другими видами работ.

Широко используются игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала.

Программа рассчитана  на 33 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.

Прогнозируемые знания и умения

Обучающаяся  должна знать:

названия  предметов  ближайшего  окружения;

правила  личной  гигиены;

простые  правила  безопасности    в  быту.

Должна уметь:

самостоятельно ( с  небольшой  помощью) снимать  и  одевать верхнюю  одежду  и  спортивную  форму;

культурно  вести  себя  за  столом;

убирать  посуду  после  приема  пищи;

поддерживать  в  порядке  личные  учебные  вещи;

выполнять  посильные  трудовые  поручения ;

соблюдать  правила  учебной  дисциплины.

                                                  Содержание программы  

1.Навыки, связанные с гигиеной тела.

Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:

   а) части тела  (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина,      плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);

    б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок  (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;

     в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

      Совершать под присмотром и с помощью учителя  утренний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.

2. Навыки одевания и раздевания.

    Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т. д.

    Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.

3. Навыки приема пищи.

   Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи ( ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка…).

   Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол.

4. Навыки культурного поведения.

    Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Программы обучения  глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.

2.Интернет – ресурсы

Сайты коррекционных школ

Сайты учителей коррекционных школ

               Календарно - тематическое планирование

Тема урока

дата провед

план

дата

провед

факт

к-во

час

1

Тело  человека. Основные  части  тела. Закрепление  умения  показывать  и  называть  части  тела.

3.09

1

2

Наши  ноги. Правая – левая  нога. Упр-я  на  закрепление.

10.09

1

3

Наши  руки. Правая- левая  рука. Названия  пальцев  рук.

17.09

1

4

Мытье  рук  перед  едой  и  по  необходимости. Обучение  правильному  мытью  рук.

24.09

1

5

Ногти. Правильный  уход  за  ногтями.

1.10

1

6

Пальчиковая  гимнастика. Самомассаж  пальцев  пружинками. Закрепление  названий  пальцев  рук.

8.10

1

7

Лицо  человека (глаза, нос, рот,  уши). Гигиена  лица.

15.10

1

8

Гигиена  полости  рта. Предметы  личной  гигиены.

22.10

1

9

Практический  урок. Правила  личной  гигиены.

29.10

1

10

Волосы. Расчесывание,  мытье. Умение  причесываться.

12.11

1

11

Обобщ. урок по теме «Навыки, связанные с гигиеной тела.

19.11

1

12

Что  такое  режим  дня. Соблюдение  режима  школьника.

26.11

1

13

Утренняя  зарядка. Закаливание.

3.12

1

14

Утренний  и  вечерний  туалет.

10.12

1

15

Чтение  и  разбор  сказки  Чуковского  «Мойдодыр».

17.12

1

16

Обыгрывание  навыков  личной  гигиены  на  кукле, сопровождая  словесным  пояснением.

24.12

1

17

Дид.  игра «Кукла Катя умывается, делает зарядку и т.д ».

14.01

1

18

Одежда  девочек  и  мальчиков. Дид.  игра  «Одень  куклу».

21.01

1

19

Одежда  школьника. Школьная  форма. Правила  опрятности.

28.01

1

20

Спортивная  форма. Порядок  переодевания  на  урок  физкультуры.

4.02

1

21

Верхняя  одежда. Школьный  гардероб. Правила  пользования  гардеробом.

11.02

1

22

Практическое  занятие. Умение  самостоятельно  одевать  и  снимать,  расстегивать  и  застегивать     верхнюю  одежду.

25.02

1

23

Обувь. Чистка  обуви, необходимые  предметы (тряпка, щетка, крем, губка  для  обуви).

03.03

1

24

Практическое  занятие. Чистка  обуви   специальной  губкой.

10.03

1

25

Самостоятельное  обувание,  умение  застегнуть  и  расстегнуть  обувь.

17.03

1

26

Режим  питания  школьника.

24.03

1

27

Правила  рационального  питания. Полезные  и  вредные  продукты.

07.04

1

28

Витамины  в  рационе  питания  школьника.

14.04

1

29

Закрепление  культурно-гигиенических  навыков. Правильное  мытье  рук  перед  едой, мытье  фруктов  и  овощей.

21.04

1

30

Культура  приема  пищи. Поведение  за  столом.

28.04

1

31

Просмотр  видеофильма  «Правила  этикета».  

05.05

1

32

Столовая  посуда. Умение  правильно  использовать  столовые  приборы.

12.05

1

33

Сервировка стола.

19.05

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...

Дидактический Монтессори-материал, как условие развития словаря детей с глубокой умственной отсталостью

Статья"Дидактический Монтессори-материал, как условие развития  словаря детей с глубокой умственной отсталостью"...

Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью 9 класс

Адаптированные образовательные программы обучения по индивидуальному учебному плану на домудля детей с умственной отсталостью 9 класс...

Индивидуально-ориентированная программа для детей с глубокой умственной отсталостью социально- педагогической направленности по предмету «Обучение грамоте»

Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, ...

Конспект логопедического занятия для детей с глубокой умственной отсталостью по теме «Звуки и буквы Б-П. Животные». 2 класс

Цель занятияОбразовательная: уточнить и закрепить знания о звуках Б-П, умение соотносить с буквой, сливать слог (открытый и закрытый).Коррекционная: формировать и развивать процессы фонемати...