Программа по курсу "Мы познаем мир"
рабочая программа (2 класс) на тему

Тимофеева Ксения Юрьевна

Программа состоит из: пояснительной записки, календарно-тематического планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_poznaem_mir_peredel.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Мы познаем мир» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года,  составлена в соответствии с нормативными документами различного уровня по социальному направлению развития личности.  

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.

    Актуальность создания программы «Мы познаем мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных  и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.

Новизна программы

   «Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.

Цель программы

   Достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.

Задачи  программы:

  • дать представление о истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
  • дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
  • формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
  • познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
  • способствовать общему культурному росту личности;
  • создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
  • научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
  • формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
  • развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
  • воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
  • воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Место учебного предмета в учебном плане.

Общий объём времени, отводимого на изучение предмета во2 классе, составляет 34 часа. Во 2 классе урок проводится 1 раза в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на  35 минут.

    Основными организационными формами являются: тематический классный час, урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации, экскурсии. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.

Структура.

Название разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1 четверть

1

Я—моя страна—мой мир.

1

1

Я и семья.

2

Семья-это то, что с тобою всегда

1

1

3

Доброе семя- добрый всегда

1

1

4

Традиции моей семьи

1

1

5

Самый счастливый день в моей семье

1

1

Кто я?

6

Умеем ли мы общаться?

1

1

7

Что такое культурный человек?

1

1

8

Что такое интеллигентность?

1

1

9

Как стать счастливым?

1

1

2 четверть

10

Игра-путешествие «Ты+ Мы»

1

1

С книгой по жизни

11

О книге и библиотеке

1

1

12

Хорошая книга твой друг на всю жизнь!

1

1

13

Б. Заходер «Моя вообразилия»

1

1

14

Планета детства Н.Носова

1

1

15

Уральские сказитель Божев

1

1

16

Викторина откуда пошла сказка

1

1

3 четверть

17

Шоу-программа «Сказочный денек!»

1

1

18

Мы- юные читатели!

1

1

19

Весёлая грамматика

1

1

Всё обо всем

20

Как работает радио и телевидение?

1

1

21

Что такое сон?

1

1

22

Почему небо голубое?

1

1

23

Почему звезды маленькие?

1

1

24

Как путешествует письмо?

1

1

25

Как летают на воздушном шаре?

1

1

26

Обычаи и традиции масленицы

1

1

4 четверть

27

Города- это лица России

1

1

28

Мое любимое Раменье.

1

1

29

Игра-викторина «Я люблю тебя Россия»

1

1

30

Давайте поговорим о войне

1

1

31

Веди себя правильно!

1

1

32

Поговорим о доброте.

1

1

33

Ежели вы вежливы?

1

1

34

Час веселого настроения!

1

1

Итого: 34 часа

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Я—моя страна—мой мир.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Я и семья.

2

Семья-это то, что с тобою всегда

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Слушать и понимать речь других.Проговаривать последовательность действий.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3

Доброе семья- добрый всегда

Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4

Традиции моей семьи

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

5

Самый счастливый день в моей семье

Проговаривать последовательность действий.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Кто я?

6

Умеем ли мы общаться?

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий

7

Что такое культурный человек?

Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

8

Что такое интеллигентность?

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

 Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

9

Как стать счастливым?

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

10

Игра-путешествие «Ты+ Мы»

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий

С книгой по жизни

11

О книге и библиотеке

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

 Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

12

Хорошая книга твой друг на всю жизнь!

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

13

Б. Заходер «Моя вообразилия»

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

 Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

14

Планета детства Н.Носова

Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

15

Уральские сказитель Божев

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

16

Викторина откуда пошла сказка

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий

17

Шоу-программа «Сказочный денек!»

Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

18

Мы- юные читатели!

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

 Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

19

Весёлая грамматика

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Всё обо всем

20

Как работает радио и телевидение?

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий

21

Что такое сон?

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

22

Почему небо голубое?

Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

23

Почему звезды маленькие?

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

 Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

24

Как путешествует письмо?

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

25

Как летают на воздушном шаре?

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий

26

Обычаи и традиции масленицы

Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

27

Города- это лица России

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

28

Мое любимое Раменье.

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

 Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

29

Игра-викторина «Я люблю тебя Россия»

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий

30

Давайте поговорим о войне

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

31

Веди себя правильно!

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

 Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

32

Поговорим о доброте.

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

33

Ежели вы вежливы?

Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий

34

Час веселого настроения!

Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Всего:  34 часа

.

                               

Личностные и метапридметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

•формирования у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материалев сотрудничестве с учителем;

•планировать  свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

•добывать необходимые знания с  их помощью , проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникатинвные

• Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика)

• умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числев ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, втом числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться:

•видеть проблемы;

•ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

•давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

•проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию

( взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

                                            Список литературы

  1. Астапенко  М.П., Сухаревская Е.Ю.  Природа и история родного края. Ростов н /Д., БАРО - ПРЕСС, 2003
  2. Круглов Ю Г. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., Просвещение, 1990
  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Б. Новые 135 уроков здоровья… М., Просвещение, 2008

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Компьютер, электронная доска, проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Я познаю мир"

Программа дополнительного образования для дошкольников...

Программа воспитания "Я познаю мир!"

Программа воспитания "Я познаю мир!" расчитана для учащихся 1-4 классов...

Программа кружка "Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...

Программа кружка "Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...

Программа кружка "Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...

Программа кружка "Я познаю мир"

ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать  исследовательскую и проектную деятельность в учебном проц...

Программа внеурочной деятельности "Познай себя"

программа внеурочной деятельности "Познай себя" 1-3кл....