Программа по курсу: "Юный исследователь"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа состоит из: пояснительной записки, основного содержания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Юный исследователь» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, составлена в соответствии с нормативными документами различного уровня.
Ценностьпрограммы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и методические приемы, которые сформируют у воспитанников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования- помочь построить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно- исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы:создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
• Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
•обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
•развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Программа « Юный исследователь» реализует в рамках исследовательской деятельности общеинтеллектуальной направленности для учащихся второго класса. На второй класс отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Продолжительность одного занятия 35 минут.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдение, интерактивных экскурсий, реализации проектов, и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а так же другие дети.
Методы проведения занятий:
•беседа
•игра
• практическая работа
• эксперимент
• наблюдение
• коллективные и индивидуальные исследования
• самостоятельная работа
Структура
№ | Название разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | Сбор информации о приметах осени | 6 | ||
2 | Интересное о воде | 4 | ||
3 | Интересное о животных | 10 | ||
4 | Интересное о нашей планете | 8 | ||
5 | Интересное о…. | 6 |
Основное содержание программы.
Сбор информации о приметах осени (6ч)
Способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях; способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему; способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания; способствовать воспитанию юного друга природы родного края. Кроме того, учащиеся научатся: работать с научной литературой, проводить исследования; кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Интересное о воде (4ч)
Вода. « Живая вода» - правда или вымысел?Какую воду мы пьем. Свойства воды; значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.Экологические проблемы водоёмов. Облака.
Интересное о животных (10 ч)
Зачем птицам нужен клюв? Что в меню у насекомых? Помоги птицам зимой Пернатые архитекторы.Зачем животным нужны хвосты? О чем поют птицы? Мир забавных животных. Почему киты заплывают на поверхность и выпускают фонтан воды? У кого длиннее хвост?
Интересное о нашей планете (6ч)
Жизнь и гибель Динозавров на планете Земля. Почему море соленое? Каким воздухом мы дышим? Кто предскажет нам погоду? Почему вулкан назван вулканом и от чего он «огнем дышит»? Быль о пыли.
Интересное о….(8 ч)
Автомобили современные и старинные. Шоколад – вред или польза. Сколько длятся сутки на других планетах. Что мы знаем о мёде? Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Прочно ли куриное яйцо? Круглый стол - Веселые задачки.
Личностные и метапридметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | •формирования у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | Организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материалев сотрудничестве с учителем; •планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные | • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. •добывать необходимые знания с их помощью , проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникатинвные | • Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика) • умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числев ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, втом числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться: •видеть проблемы; •ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; •давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; •проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникацию ( взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Литература для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство « Учебная литература», дом « Фёдоров», 2008.
- М. В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов.- М. БАЛЛАС, 2008
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Ноутбук, электронная доска, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа учебного курса "Юный сочинец"
Данный учебный курс можно использовать как педагогам дополнительного образования, так и при ведении внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207466-1361289025.jpg)
Программа к курсу "Юный исследователь"
Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, .......
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-223801-1363614636.jpg)
Программа факультативного курса "Юный исследователь"
Программа факультативного курса "Юный исследователь". 2 класс.34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-243841-1474809073.jpg)
Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам" (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344542-1384442663.jpg)
Тематическое планирование по программе кружка курса «Юные инспектора дорожного движения» 1 год обучения.
Данное тематическое планирование по программе кружка "Юнные инспектора дорожного движения" рассчитано на 68 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/15/picture-1414640-1657864779.jpg)
Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи"
Рабочая программа факультативного курса "Юные исследователи" предназначена для учащихся 3 класса. Цель программы: создание условий для успешного овладения учениками исследовательской деятель...