Главные вкладки

    Портфолио педагога
    методическая разработка на тему

    Титовец Марина Александровна

    У учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portfolio.docx22.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Портфолио

    педагога

    (материалы ШМО)

    Подготовила: Титовец М.А.

    С.Новотроицкое, 2015 год

    Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов)

    Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.


    Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
    Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро

    изменяющемся мире.

    Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
    Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. 
    Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.


    С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».
    Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и 
    воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных и районных методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
    Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать 
    новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.
    Когда мы говорим о педагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена. Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее, производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство, мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.
    Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных 
    видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

    Портфолио

    http://ndavidova1.narod.ru/abstrbu1.gif

    это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину 

    http://ndavidova1.narod.ru/abstrbu1.gif

    это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учителя 

    http://ndavidova1.narod.ru/abstrbu1.gif

    это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учителя в определенный период его деятельности 

    Практическая значимость портфолио

    -
     Аттестация

    - Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

     Систематизация деятельности учителя

     Стимулирующий фактор

    Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

     Учителю:

    -  реально представить результаты своего труда

    -  увидеть свои резервы

    -  иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

    Диагностика профессиональной деятельности позволяет:

     Администрации:

    -  осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя

    Обязательные части портфолио :

    1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т. д.)

    2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т. д.)

    Структура портфолио 

    ·   Портфолио документов

    ·   Портфолио работ

    ·   Портфолио отзывов

    Портфолио документов

    Портфель сертифицированных (документированных) достижений

    - Предоставить информацию об авторе 

    - Дать представление о результатах деятельности

    - Отображение особенностей личности автора портфолио

    Портфолио работ

    Материалы, отражающие основные направления и виды деятельности 

    - Описание основных форм и направлений творческой активности

    - Разработки педагога

    Портфолио отзывов

    Характеристики отношения учителя к различным видам деятельности

    - Заключения

    - Рецензии

    - Рекомендательные письма

    - Резюме

    - Отзыв о работе в творческом коллективе

    - Рефлексия

    В связи с изменениями в образовании, его открытостью и доступностью, с учетом желаний общества и родителей наблюдать за работой школы и учителей, оценивать ее с точки зрения видов и качества предоставления образовательных услуг, к учителю предъявляются новые требования. Это нашло свое отражение в официальных документах: в законе «Об образовании в Российской Федерации» -ФЗ, новых ФГОС, в проекте профессионального стандарта педагога и других.

    Наличие у  педагога портфолио в электронном виде не вызывает сомнений в высоком уровне его профессионализма и ИКТ-компетентности, а это обязательное требование ФГОС второго поколения к учителю.

    Примерная структура портфолио учителя

    1.  Общие сведения

    ·  Дата рождения

    ·  Образование

    ·  Квалификация

    ·  Специальность

    ·  Стаж работы

    ·  Сведения о повышении квалификации

    ·  Награды

    2.  Методическая деятельность

    ·  Модели уроков

    ·  Планы уроков

    ·  Методические разработки

    ·  Анализ уроков

    ·  Публикации

    3.  Работа с учащимися

    ·  Описание творческих работ учащихся

    ·  Научно-исследовательские работы учащихся

    ·  Результаты участия в олимпиадах, конкурсах

    ·  Участие в школьных мероприятиях

    ·  Сценарии внеклассных мероприятий

    4.  Творческая деятельность

    ·  Самообразование

    ·  Участие в семинарах, конкурсах

    ·  Участие в методическом объединении

    ·  Участие в экспериментальной работе

    ·  Внеклассные мероприятия

    ·  Творческие работы учителя

    Ученые в области информатизации образования рассматривают «электронное портфолио» как технологию, в которой раскрываются этапы, компоненты и механизмы представления и систематизации результатов профессионально-педагогической деятельности, ориентированную на формирование готовности кинновационной деятельности, как электронное средство и принцип организации профессионального портфолио.

    «Электронное портфолио» рассматривается как наиболее эффективная форма решения задач развития учительского потенциала.

    Электронное портфолио, подготовленное с помощью компьютерных средств, с использованием мультимедиа и читаемое с помощью компьютера, направлено на отражение динамики сформированности профессиональной педагогической  деятельности и профессионального развития педагога в целом. Оно открыто демонстрирует достижения педагогов, что позволяет обществу и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности школы и ее успешность.

    Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и постоянно оценивать свою компетентность и эффективность профессиональной педагогической деятельности. Электронное портфолио позволяет представить динамику развития образовательного учреждения в целом и каждого педагога в отдельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио педагога

    Материал для создания портфолио как для работы , так и для АТТЕСТАЦИИ.Материал соответствует всем нормативным требованиям...

    электронное портфолио педагога

    мини портфолио Барсуковой Надежды Валентиновны...

    Портфолио педагога. Новые требования

    Новые требования к оформлению портфолио педагога....

    Портфолио педагога - психолога Гуржаповой Л.В.

    Портфолио педагога - психолога...

    Структура портфолио педагога

    Материал для накопительской папки  учителя начальных классов...

    Портфолио педагога

    Данный материал пригодится для составления портфолио педагога при аттестации.Содержит все необходимые разделы....

    Портфолио педагога

    Портфолио педагога (статья)...