рабочие программы 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа (3 класс) по теме

В данной папке представлены рабочие программы на 3 класс по УМК Виноградовой "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_3_klass.zip1.64 МБ

Предварительный просмотр:

                                          

                                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике разработана  на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 3 класса средней общеобразовательной школы Матвеевой  Н.В.

Программа рассчитана на 34 часа.  Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных практических работ – 4
  • проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
  • практические работы (10-15 минут) – на каждом уроке

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2014.

2. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 3 класс, Матвеева Н.В. и др.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 3 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены разработки уроков по 28 темам. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и по работе с электронным приложением для 3 класса, которое размещено на сайте методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/files/Matveeva_3.exe (311 Мб)

5. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс, 2008 г.

6. Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»

Предполагает линейное изучение теоретического материала в соответствии со структурой учебника и согласно требованиями стандарта. Задания в рабочих тетрадях могут выполняться учащимися частично на уроках, частично как домашнее задание. Компьютер рекомендуется использовать на каждом уроке: во время обсуждения нового материала и при фронтальной работе учащихся.

Для проведения компьютерного практикума предлагается использовать ЭОР  из  состава электронного сопровождения УМК. С целью получения учащимися начальных пользовательских навыков рекомендуется организовать индивидуальную работу учащихся на компьютере в текстовом редакторе, в графическом редакторе, в электронных таблицах.

Цели обучения информатике в 3 классе:

1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

5. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.

7.  Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия  и  методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • развиваются общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой и пр.);
  • формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования  и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимума содержания образовательной области «Информатика».

Содержание курса строилось на основе трех основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

Учебно-тематический план

  1. Знакомство с информацией – 6 часов. Человек и информация. Источники и приемники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации.
  2. Действия с информацией – 9 часов. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
  3. Объект и его характеристика – 9 часов. Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Элементный состав объекта. Действия объекта.
  4. Обмен информацией и обмен данными – 10 часов. Информационный объект и смысл. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Число и программный калькулятор. Таблицы и электронные таблицы.

Требования к подготовке учащихся:

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками ин. формации;
  • что человек может быть и источником информации, и при. емником информации;

знать:

  • что данные — это закодированная информация;
  • что тексты и изображения — это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  • как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь:
  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
  • называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск
  • программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Календарно-тематический план – 3 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Формы и методы обучения

Повторение, актуализация

Основные понятия

Практикум

Контроль знаний

Примечание

Знакомство с информацией – 6 часов

1

Человек и информация

знакомство с новым материалом

беседа

органы чувств человека, виды информации

2

Источники и приемники информации

комбинированный

словесный, практическая

органы чувств человека, виды информации

зрительная звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая информация. Источники и приемники.

Текстовый редактор,сохранение файла, папка

фронтальный опрос

3

Искусственные и естественные источники информации

комбинированный

словесный, практическая

зрительная звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая информация. Источники и приемники

естественные и искусственные источники информации, компьютер

Текстовый редактор, таблица, сохранение  файла

фронтальный  контроль

4

Носители информации

комбинированный

словесный, практическая

естественные и искусственные источники информации, компьютер

носители информации, виды, магнитные и лазерные носители

Текстовый редактор, таблица, сохранение  файла

тест

5

Что мы знаем о компьютере

комбинированный

словесный, практическая

носители информации, виды, магнитные и лазерные носители

устройство компьютера

Знакомство с компьютером

тест

6

Работа со словарем, контрольная, тестирование

урок применения знаний и умений

контроль

устройство компьютера, назначение

контрольная работа

Действия с информацией – 9 часов

7

Немного истории

эвристическая беседа

беседа

устройство компьютера

наблюдения, сохранение информации

§5 (1, 2)

фронтальный опрос

8

Получение  информации

комбинированный

словесный, практическая

сбор информации – действие с информацией

сбор информации – действие с информацией

§5 (3,4)

тест

9

Представление информации

комбинированный

словесный, практическая

представление информации, текст, графика, числа, рисунки, схемы

§6 (4,5) Клавиатурный тренажер

тест

10

Кодирование информации

комбинированный

словесный, практическая

представление информации, текст, графика, числа, рисунки, схемы

данные, кодирование, двоичная система

§7 (1,7) Тренажер мыши

тест

11

Кодирование и шифрование данных

комбинированный

словесный, практическая

шифр Цезаря, декодирование

декодирование информации, числовой код

§8 ( 3,4)

тест

12

Хранение информации

комбинированный

словесный, практическая

хранение информации: носители

§9 (5,6) Клавиатурный тренажер

тест

13

Обработка информации

комбинированный

словесный, практическая

обработка информации: изменение формы представления

§10 (3,4) Клавиатурный тренажер

тест

14

Работа со словарем

комбинированный

словесный, практическая

обработка информации: изменение формы представления

сбор, представление, кодирование и декодирование, хранение, обработка

Клавиатурный тренажер

фронтальный опрос

15

Контрольная работа, тестирование

урок применения знаний и умений

контроль

контрольная работа

Объект и его характеристика – 9 часов

16

Объект

эвристическая беседа

беседа

сбор, представление, кодирование и декодирование, хранение, обработка

объект, виды объектов

§11 (5)

фронтальный опрос

17

Имя объекта

комбинированный

словесный, практическая

виды объектов

имя объекта: общее и конкретное

§11 (6) работа в текстовом редакторе

тест

18

Свойства объекта

комбинированный

словесный, практическая

совокупность свойств объекта

свойства объекта, характеристики объекта

работа в текстовом редакторе

тест

19

Функции объекта

комбинированный

словесный, практическая

отбор свойств объекта для конкретного случая

общие, отличительные свойства объекта

§ 12 ( 5, 6) работа в графическом редакторе

тест

20

Отношения между объектами

комбинированный

словесный, практическая

отбор свойств объекта для конкретного случая

важные свойства объекта - существенные

§ 13 (5,6) работа в текстовом

тест

21

Характеристика объекта

эвристическая беседа

беседа

важные свойства объекта - существенные

элементный состав объекта, части объекта

§ 14 (5,6) работа в текстовом редакторе

тест

22

Документ  и данные об объекте

комбинированный

словесный, практическая

примеры действий объектов

действие объекта, последовательность шагов в действии

§15 (2,3)

тест

23

 Работа со словарей

комбинированный

словесный, практическая

действие объекта, последовательность шагов в действии

отношение объектов

 работа в графическом редакторе

фронтальный опрос

24

Контрольная, тестирование

урок применения знаний и умений

контроль

больше, меньше, целое - часть

контрольная работа

Компьютер, системы и сети– 10 часов

25

Компьютер-это система

эвристическая беседа

беседа

§16 (3) текстовый редактор

тест

26

Системные программы

комбинированный

словесный, практическая

создание информационного объекта

понятие документа, документальные данные

§17 ( 1)

работа в текстовом редакторе, таблице

фронтальный опрос

27

Операционные системы

комбинированный

словесный, практическая

электронные носители информации

электронный документ, файл, внутренняя и внешняя память компьютера

§17 (3)

тест

28

Файловая система

комбинированный

словесный, практическая

правила работы на компьютере

текст, элементы текста, текстовый редактор

§18  работа в текстовом редакторе

тест

29

Компьютерные сети

комбинированный

словесный, практическая

запуск программы графического редактора

изображение, виды, графический редактор, элементы

§19(4) работа в графическом редакторе

фронтальный опрос

30

Информационные системы

комбинированный

словесный, практическая

П.20 ( клавиатура, мышь,поиск, гиперссылка

31

Повторение темы «Компьютер,

системы  и сети»»

комбинированный

словесный, практическая

запуск Калькулятора

число, обозначение свойств объекта числовыми данными

Электронные таблицы

тест

32

Закрепление изученного материала

комбинированный

словесный, практическая

правила работы в электронной таблице

работа в электронных таблицах

фронтальный опрос

33

Годовая контрольная работа, тестирование

урок применения знаний и умений

контроль

контрольная работа

34

Обобщение изученного по  курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе

Методический  материал для учителя начальных классов...

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века"(4 класс)

тематическое планирование и пояснительные записки по предметам...

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс

Программа соответствует ФГОС и включает планирование по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, физическая культура...

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс по курсу "Русский язык"

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс по курсу "Математика"

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс....