Норматино-правовая база "Одарённые дети"
материал (2 класс) на тему

Пиевец Ольга Владиславовна

Нормативно -правовая база реализации государственной политики в сфере поиска, поддержки и сопровождения одарённых дете и талантливой молодёжи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нормативно-првовая база40.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база реализации государственной политики в сфере поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи

Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29.12. 2012г, №273-ФЗ

УКАЗ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ"

ПАСПОРТ Федеральной целевой программы развития образования на на 2011-2015 годы

КОНЦЕПЦИЯ Федеральной целевой программы развития образованияна 2011 - 2015 годы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Конвенция о правах ребенка

Проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему

Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. n 06-1260 «О методических рекомендациях по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории

Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ в Федеральную целевую программу развития образования 2011 - 2015 года

"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."

Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989),
генетик, эволюционист

            Глобальные     социально-экономические     преобразования     в     нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,   способных   нестандартно   решать   поставленные   задачи   и   на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

           Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал района, области и государства в целом.

     Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

     Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

            1Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»

В п.7 статьи 5 «Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования» записано: «Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

(В ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

В пункте 5.1 статьи 9 «Образовательные программы» отмечено: «В целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в Российской Федерации реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающим получение этими гражданами основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования, удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся, направленных на развитие их творческих способностей, право на обучение по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения с учетом особенностей содержания и организации учебного процесса».

(П. 5.1 введен Федеральным законом от 27.06.2011 N 160-ФЗ)

В пункте 1.1 статьи 16 «Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения» указано: «Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования осуществляется на основании результатов отбора граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств»;

В пункте 3 статьи 16 «Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения» отмечено: «Преимущественным правом на поступление в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации пользуются <…> победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принимаются без вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимаются в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

(В ред. Федеральных законов от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ)

Чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр принимаются без вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта».

(В ред. Федеральных законов от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ)

В пункте 1.1 статьи 26 «Дополнительное образование» указано: «Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств».

2. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

В разделе 2 «Направления реализации государственной молодежной политики», подразделе «Поддержка талантливой молодежи»: мера и поддержка талантливой молодежи» говорится о мерах по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи.

Государство должно участвовать через своих представителей в формировании попечительских советов учреждений, учебных заведений, деятельность которых направлена на поддержку и развитие одаренных детей и молодежи

3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751
«О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

(на период до 2025 года)

В разделе «Основные цели и задачи образования» указано: «Система образования призвана обеспечить <…> развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью». 

4. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2007 N 79-р
«О Концепции федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы»

В Концепции говорится о необходимости адресной поддержки одаренных детей со стороны государства. Дается обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом.

Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.

 

5. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172
(ред. от 12.02.2011) «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы»

Редакция от 12.02.2011 связана с изменением объемов финансирования на срок действия Программы (до 2010 г.).

Реализация целей и задач программы осуществлялась в 3 подпрограммах: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

Целью подпрограммы "Одаренные дети" являлось обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачами подпрограммы являлись:

- создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки;

- координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;

- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми;

- формирование информационной базы данных о существующих творческих, интеллектуальных ресурсах будущего российского общества.

Целевые индикаторы и показатели реализации подпрограммы "Одаренные дети" приведены в приложении.

 

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р
(ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)

В разделе 4 «Развитие образования» отмечено, что для реализации стратегической цели государственной политики в области образования – повышения доступности качественного образования – предполагается решение приоритетных задач, в числе которых «создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи».

Установлены целевые ориентиры развития системы образования: к 2020 году, в том числе «наличие не менее 10 - 12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах».

 

7. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 N 1507-р
(ред. от 05.12.2011) «О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"» (вместе с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»)

В «Плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 05.12.2011 N 2180-р), в разделе II «Развитие системы поддержки талантливых детей», мероприятие 5 «Развитие системы поиска одаренных детей», сказано необходимости организации конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности (в 2011 - 2015 гг.); создании единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи (в 2013 г.).

Мероприятие 6 «Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей» написано: «а) создание центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах».

В примечании сказано: «По результатам реализации мероприятий настоящего плана предполагается достижение следующих основных показателей», в том числе и «рост количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют региональные программы поддержки талантливых и одаренных детей, - с 20 до 100 процентов».

 

8. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р
«О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»

В разделе IV «Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере» сказано: «Серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей».

В разделе IX «Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы» написано: «В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены»: «Создание ресурсов и программ для одаренных детей», «создание 6 центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах».

В разделе XII «Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе» написано: «Предусматриваются: создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах».

 

9. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61
(ред. от 26.11.2012) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»

В перечне мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (Приложение N 3) записано следующее:

в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2011-2013 годы произойдет формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков. Ожидаемые результаты: система взаимодействия 18 университетов и учреждений общего образования; 6 центров при крупных университетах, дистанционные школы при национальных исследовательских университетах (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

 

10. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р
«Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»

В разделе V «Формирование компетенций инновационной деятельности», в подразделе 1 «Образование», написано: «Также будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной подготовки (с возможностью присвоения наиболее эффективным из них статуса президентских лицеев). Ключевым условием поддержки создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий.

Деятельность школ для одаренных учащихся при вузах будет развиваться не только по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих классических и федеральных университетов и не менее чем в половине национальных исследовательских университетов предусматривается создание указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное образование. Не менее 10 процентов учащихся старших классов сельских школ будут получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях».

В подразделе 3 «Молодежь и инновации» отмечается: «Предусматривается создание механизмов предоставления на конкурсной основе поддержки программам, реализуемым благотворительными организациями и направленным на поддержку одаренных детей, научного и технического творчества студентов и школьников. Будут разработаны механизмы, обеспечивающие предоставление на конкурсной основе лучшим студентам ведущих вузов, обучающимся по направлениям и специальностям в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий Российской Федерации, специальных стипендий».

 

11. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года)

Концепция определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования.

 

12. Указ Президента Российской Федерации
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 
(от 7 мая 2012 года № 599) 

В пункте 1 написано: «Правительству Российской Федерации

а) обеспечить <…> разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи».

 

13. Указ Президента Российской Федерации
«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (от 1 июня 2012 года № 761)

В разделе III «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей», в подразделе 2, в качестве одной из основных задач названо «Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей».

В подразделе 4 в качестве «Мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи», приведены следующие: «Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей, создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями), обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи».

В подразделе 8 «Ожидаемые результаты» отмечено: «Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью)».

 

 

14. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»

 

В подпрограмме 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей" записано следующее:

«Основное мероприятие 2.4 "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны.

В соответствии с утвержденными "Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" и Комплексом мер по ее реализации основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов;

развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных организаций;

развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров;

развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;

формирование условий для профессиональной самореализации молодежи.

В рамках основного мероприятия 2.4 будет продолжено финансовое обеспечение, методическое и информационное сопровождение традиционных федеральных мероприятий, связанных с поддержкой талантливых детей: системы проведения предметных олимпиад школьников, участия школьников в международных предметных олимпиадах, государственной поддержки талантливой молодежи в возрасте от 12 до 25 лет - премии Президента Российской Федерации талантливой молодежи и сопровождение мероприятий по государственной поддержке талантливой молодежи <1>.

--------------------------------

<1> Мероприятие в рамках программы реализации приоритетного национального проекта "образование" на 2009 - 2013 годы.

 

Будет обеспечена поддержка проведения всероссийской олимпиады школьников и учебно-тренировочных сборов по подготовке кандидатов в сборные команды Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также олимпиад школьников в части их экспертно-методического сопровождения.

Наряду с поддержкой интеллектуально одаренных детей будет развиваться система выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в творческой (художественной, музыкальной), социальной, научно-технической, спортивно-технической областях.

Будет обеспечена поддержка образовательных организаций и педагогов, успешно реализующих программы выявления и поддержки молодых талантов, обучения детей с высоким уровнем мотивации к обучению.

Будут реализованы меры по организации и проведению летних и зимних школ для одаренных и мотивированных детей в различных сферах деятельности в субъектах Российской Федерации с участием ведущих вузов, организации во всероссийских детских центрах, региональных лагерях отдыха детей и молодежи круглогодичных профильных смен для одаренных детей и молодежи по различным направлениям науки, техники, искусства и спорта.

Получат поддержку федеральные экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми и молодежью, стажировочные площадки и ресурсные центры на базе лучших образовательных организаций.

Названные мероприятия будут реализовываться с учетом результатов мероприятий в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по созданию центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школах при национальных исследовательских университетах, единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи, по разработке и внедрению норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

Использование потенциала сети Интернет и технологий дистанционного образования для решения задач поиска и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению будет происходить посредством создания национального информационно-образовательного интернет-портала для детей, молодежи, их родителей и педагогов по проблемам развития, поддержки и сопровождения молодых талантов.

Портал объединит интернет-ресурсы о событиях, конкурсные мероприятия, проекты для молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению, базы данных, позволит проводить интернет-конференции, конкурсы и олимпиады, осуществлять дистанционное образование и консультационную поддержку участников системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи.

На портале будут размещены научные и методические материалы по вопросам работы с молодыми талантами и детьми с высоким уровнем мотивации к обучению, создан единый федеральный банк образовательных программ для обучения одаренных детей и молодежи, обеспечено его обновление на постоянной основе и свободный доступ к нему образовательных организаций.

Региональные программы выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации будут включать меры по:

совершенствованию методической и материально-технической базы образовательных организаций для организации работы по развитию одаренности детей и молодежи;

повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций в сфере педагогики и психологии одаренности, а также в сфере организации работы по развитию одаренности детей и молодежи, выявлению, обучению, воспитанию и развитию молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации:

созданию общедоступной разветвленной инфраструктуры комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи для одаренных детей и молодежи в целях обеспечения их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры;

развитию системы профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных организаций;

расширению сети образовательных организаций, в том числе в сфере культуры и спорта, специализирующихся на работе с молодыми талантами и детьми с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации;

развитию и совершенствованию интеллектуальных, творческих конкурсов (в том числе конкурсов профессионального мастерства в сфере прикладных квалификаций) и спортивных состязаний;

созданию педагогических и социальных условий для развития и дальнейшей профессиональной самореализации одаренных детей и молодежи;

адресной индивидуальной поддержке одаренных детей и молодежи;

работе с одаренными детьми и молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

созданию на базе образовательных организаций консультативных сервисов для родителей в целях оказания им методической помощи в обучении, воспитании и развитии детей (в том числе раннего возраста) и молодежи;

поддержке на конкурсной основе (в форме субсидий и грантов) проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих с молодыми талантами и детьми с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации;

поддержке мероприятий по вовлечению талантливых детей и молодежи в научную и инновационную деятельность, проводимых советами молодых ученых и специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов;

поддержке образовательных организаций и педагогических работников, наиболее успешно работающих с молодыми талантами и детьми с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации путем выделения субсидий и грантов;

созданию условий для развития заочных и очно-заочных школ и мотивированных к обучению детей и молодежи на базе организаций высшего образования и организаций дополнительного образования детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

содействию развитию сети летних и зимних "школ" для одаренных и мотивированных к обучению детей и молодежи, организуемых организациями высшего образования, ведущими образовательными и научными центрами, включая их ресурсную поддержку на конкурсной основе.

Стимулирование названных мер в рамках основного мероприятия 2.4 будет обеспечиваться посредством выделения субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных проектов программ по поддержке молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации (при принятии соответствующего решения).

Средства федеральной субсидии будут направлены на повышение квалификации педагогов, закупку учебно-методического обеспечения и оборудования.

Реализация основного мероприятия 2.4 направлена на достижение целевых показателей подпрограммы 2:

удельный вес обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования;

охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет).

В результате реализации данного основного мероприятия:

численность талантливых школьников и студентов в возрасте 12 - 25 лет, получивших поддержку со стороны государства, увеличится с 5 процентов до 12 процентов;

будет создан национальный интернет-ресурс (портал) для работы с одаренными детьми;

ежегодно будут проводиться 300 летних и зимних школ для одаренных детей в различных сферах деятельности в субъектах Российской Федерации с участием ведущих вузов.

Сроки реализации основного мероприятия 2.4 - 2013 - 2020 годы.

Исполнителями основного мероприятия являются:

в части организации и финансового обеспечения федеральных мероприятий по выявлению и поддержке талантливой и одаренной молодежи - Минобрнауки России, Минкультуры России, Росмолодежь, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации;

в части организации и финансового обеспечения региональных мероприятий по выявлению и поддержке талантливой и одаренной молодежи - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в части нормативного правового обеспечения выявления и поддержки талантливой и одаренной молодежи и стимулирования реализации федеральной государственной политики в области образования субъектами Российской Федерации - Минобрнауки России».

 

15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 

В главе 1 «Общие положения», статье 5, «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», п. 5 написано:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления <…> оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорт».

В главе 8 «Дополнительное образование», статье 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета», п. 4 отмечено:

«Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:

1) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

2) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта.

п. 12. Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти:

1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 70 настоящего Федерального закона».

В главе 10 «Дополнительное образование», в статье 75 «Дополнительное образование детей и взрослых», записано: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».

В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», написано:

«1. В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования.

2. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.

3. В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, а также порядок проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, включая критерии определения уровней указанных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, а также порядка проведения олимпиад школьников, указанных в первом предложении настоящей части, гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в соответствии с частью 15 статьи 59 настоящего Федерального закона, предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

4. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.

5. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения, и нетиповыми образовательными организациями, определяются в соответствии с частью 11 статьи 13 настоящего Федерального закона».

В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», в статье 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств», указано:

«1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;

2) образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее - интегрированные образовательные программы в области искусств);

3) образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена);

4) образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).

3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования».

В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся», статье 84, п. 3. «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта», отмечено:

«Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте, программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...