Исследовательская деятельность в начальных классах
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Васильева Ирина Викторовна

В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в начальных классах МБОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

Васильева И.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №266»

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи.

 Поэтому сейчас в образовании и в МБОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск» широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно–воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность.

Исследовательская работа в начальной классах «МБОУ СОШ №266 ЗАТО Александровск» сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.

В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Педагогическая цель: повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений.

Этапы реализации проектов в начальных классах МБОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

1. Беседа с детьми. Рассказывается детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником школьной научно-практической  конференции «Через тернии к звездам», муниципальной конференции «Золотой росток. Юниор»  и региональной конференции «Шаг в будущее». Как правильно выбрать тему.

2. Родительское собрание. Информировать родителей о школьной исследовательской деятельности, о необходимости помочь ребёнку, ведь в начальных классах он не может ещё полностью самостоятельно заниматься этой деятельностью. Учитель делает акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. Все желающие смогут выступить на школьной конференции, а с лучшими работами на муниципальную, и обязательно отмечаем родителей, которые помогают своему ребёнку.

3. Постановка проблемы.От правильного выбора темы и корректности её формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребёнку и при этом должна нести познавательный заряд.

     Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей, способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.

Естественно, что проблема  соответствует возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня её подачи. Выполняя данную работу с младшими школьниками, я всегда осознаю, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

4. Составление плана работы. Организация исследования включает в себя следующие этапы.

а) Подумать самостоятельно:

б) Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов, интернета.

в) Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

г) Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.

5. Выбор методов. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

6. Подготовка текста доклада и средств наглядного представления. 

Итогом исследовательской работы является её защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Необходимо при оформлении работы следовать тем требованиям, которые к ней предъявляются.

7. Проведение школьной научно - практической конференции.

Основная цель школьной  конференции  «Через тернии к звездам» - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т.е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность это один из мощных инструментов по формированию творческих способностей обучающихся в МБОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск».

 Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, исследовательских работ и проектов.

 Если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одно из главных требований гуманистической педагогики заключается в том, чтобы точное научное познание детской природы легло в основание всех взаимоотношений с ребенком. Именно эта тенденция усиления ...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...